Аня Чиповская: "Мне интересно себя проверять"

Сложно поверить в то, что всего пару лет назад об Ане Чиповской знали, в основном, любители театра. Еще в 2009-м она сыграла роль в спектакле «Олеся», который принес ей первый большой успех на подмостках. Но широкая публика познакомилась с актрисой во многом благодаря сериалу Валерия Тодоровского «Оттепель». И мы, конечно, рады, что эта звезда зажглась.

Сейчас Аня нарасхват: мы рассказывали о премьерах с ее участием — фильмах «Гороскоп на удачу» и «Без границ». Грядет еще одна — картина «Зеленая карета», премьера которой прошла вчера в Москве. Примечательно, что в этом же фильме сыграла и партнерша Чиповской по «Оттепели» Виктория Исакова.

В плотном графике Ани нашлось время для встречи с корреспондентом SPLETNIK.RU. Мы обсудили новые проекты, трудности и радости актерской профессии и даже немного поговорили о театральном детстве нашей героини.

В вашем новом проекте, фильме «Зеленая карета» у вас какаято… так скажем, необычная роль, да?

Вообще, это эпизод. Мой друг Олег Асадулин — режиссер фильма. Мы с ним знакомы очень-очень давно, много-много лет. И мы всегда хотели вместе поработать, но никогда не получалось. То я не могла, то он не мог, то сроки не совпадали… И тут позвонил Олег и сказал: «Есть роль, которая точно тебе понравится. Не хочешь ли ты за два дня — буквально два дня — ее сыграть?». Я, конечно, согласилась. Спросила, что за роль. И он объяснил, что надо играть бездарную, стервозную, не очень умную любовницу режиссера, которая пытается быть актрисой. Я закричала: «Да!» — потому что знала, что это будет очень весело! Во-первых, мы отыгрались на всех, кого когда-либо наш кинопром видел в подобном качестве. Во-вторых, наш мир — то, чем я занимаюсь — окружен огромным количеством слухов, домыслов, клише, штампов и сплетен. Знаете, ведь если вы бухгалтер, например, к вам вряд ли ворвется кто-то посторонний, не имеющий понятия о бухгалтерском деле, в кабинет и начнет кричать, какой вы плохой бухгалтер. Но если вы, не дай бог, актриса или певица, у вас сразу находится множество критиков, которые думают, что они «держали свечку» или знают, как на самом деле все происходит. И вот мы доставим всем удовольствие. (Улыбается) Все клише, связанные с актрисами, мы претворили в жизнь. Моя героиня и спит с режиссером, она и хамка, и глупая — все на свете, в общем. Enjoy.

Аня Чиповская

Анна Чиповская в фильме «Зеленая карета»

Что для вас важнее всего в новой роли?

Интерес. Мне уже интересно себя проверять. Чем менее комфортно, тем более интересно. Сейчас я работаю у Владимира Владимировича Бортко, снимаюсь в Питере с Лешей Чадовым и Дмитрием Певцовым (речь о картине «О любви», премьера которой запланирована на следующий год — прим. SPLETNIK.RU). В фильме рассказывается история девушки, которая со стороны выглядит очень банально: любила одного, потом любила другого, другой ее не любил, она несчастна. Но там очень много вещей, которые просто выталкивают меня из органичного и комфортного состояния — будь то очень жесткие постельные сцены или какие-то коллизии, заставляющие меня, все мое существо кричать, что так просто не может быть! «Никто, никто никогда бы так не сделал!» — но нужно принять, что она сделала именно так. Это очень интересно. Мы начали снимать в октябре, закончим в декабре — и все это очень не просто для меня. Но вот в этот раз получилось так. Мне захотелось себя испытать.

А проблема амплуа для вас актуальна? Многие актрисы жалуются, что не могут выйти из какогото образа им этого не дают. Вам предлагают достаточное количество ролей нужного качества для того, чтобы вы могли проявить свой диапазон?

Послушайте, наша киноиндустрия вообще не предлагает достаточного количества и качества ролей… У нас с этим делом не очень, мы на заре. Как мы оказались на заре после эры советского кино, я не знаю. Но мы на заре, тем не менее. И, конечно, мне предлагают, в основном, какие-то однобокие и «картонные» истории про «картонных» существ с кудрями. Поэтому я работаю в театре уже много лет. (Улыбается) В нашей реальности, которая нас с вами окружает, только в театре (хорошем, желательно) актер может развиваться, куда-то идти, играть сложные вещи, испытывать себя, проверять, рыть, быть психологом, добиваться. В кино сценариев очень мало, они все на вес золота. (Пауза) И, конечно же, очень большая конкуренция. Так что в кино что-то настоящее происходит редко, это жемчужина: ее надо найти, достать из раковины и только потом превратить в украшение. Тогда все может случиться.

Аня Чиповская

Тем не менее, между кино и театром баланс легко находится? Ведь кино это часто экспедиции…

Приходилось от чего-то отказываться, до сих пор приходится. Но если ты хочешь сохранить баланс, найти компромисс — что делать? Надо искать. Компромисс — это всегда отказ от чего-то. Но у меня пока что, слава богу — понятно, что чем дальше, тем тяжелее — очень адекватная ситуация. В театре у меня получается договориться: театр идет мне навстречу. Это, конечно, благо, потому что некоторых людей вообще не спрашивают, что они будут делать завтра — просто вешают их имя на доске, и вперед, в бой. Мне везет с пониманием.

Давайте еще немного про театр. Вы довольно много работали с одним из самых, скажем так, упоминаемых современных режиссеров Константином Богомоловым, с другими знаменитыми постановщиками Розовским, ЖитинкинымКакой из ваших спектаклей стал для вас особенно значимым?

Я думаю, есть несколько таких спектаклей. Существует некая этапность. Невероятно важным для меня был спектакль «Олеся» в театре под руководством Олега Табакова, потому что это был мой первый самостоятельный спектакль. Вообще, свою работу в «Табакерке» я начала со спектакля «Женитьба Белугина», который поставил Сережа Пускепалис, но я в него вводилась: уходила актриса, которая играла роль. Это была совершенно великолепная Лина Миримская. Сейчас я уже играю этот спектакль гораздо дольше, чем Лина когда-либо его играла, но то, что придумано это Линой и рисунок это Линин, отрицать нельзя. Я ввелась в эту историю в течение четырех дней в ужасе! Я очень люблю этот спектакль, он остается одним из моих любимых и по-прежнему идет, тем не менее, он не мой. А «Олеся» была абсолютно моей. И это были кровь и ужас… Я училась на четвертом курсе, я не понимала, что мне делать, режиссер Олеся Невмержицкая сама только выпустилась из института, и это был, фактически, ее первый спектакль. В общем, если уж я где-то и постаралась в своей жизни, то в этом спектакле… И все случилось.

Но представьте только: полтора часа без антракта, вы главная героиня, и вы не уходите со сцены в принципе. И вот как вы встали с утра с кровати, так спектакль и пойдет, потому что еще нет опыта и каких-то супер-умений, чтобы знать, на какие точки при случае можно опереться. Я чувствовала себя как брошенный щенок, интуитивно идущий туда, где, ему кажется, должно быть мягко и тепло. Это… (пауза) не вполне актерская работа. Я как ребенок была…

Анна Чиповская

Потом безумно важной работой стали «Волки и овцы» с Костей Богомоловым. Это был первый раз, когда я работала с Костей, и он выбил из меня всю дурь. Реально. Я всегда буду благодарна Косте. И буду ли я с ним еще работать, буду ли я любить то, что он делает, или не буду — не имеет значения. Значение имеет то, что он меня, как артиста, заставил прыгнуть выше головы.

Ну а потом был еще один очень важный спектакль — «Король Лир», тоже Костин. Там вообще все с ног на голову. Там женщины играли мужские роли, а мужчины — женские. Я играла Эдмунда Глостера, «плохого сына», а Юля Снигирь — Эдгара Глостера, моего брата. И в спектакле была компиляция «Короля Лира» и «Так говорил Заратустра» Ницше. Костя вообще любит соединять, он человек, который умеет свои знания внести в работу, они у него мертвым грузом точно не лежат. И это был крутейший опыт! Мы репетировали этот спектакль в Питере. Роза Хайруллина играла короля Лира, за ней наблюдать — вообще отдельная история. И в этом спектакле был такой театральный прием, он называется апарт — ты обращаешься к зрителю, смотришь ему в глаза. В «Заратустре» есть монолог: карлик встречает путника у ворот города и отговаривает его идти в этот город, объясняя ему, что здесь все сгнило, прогнило и выгнило, так что лучше останься человеком, не ходи; ты потеряешь все, что у тебя есть внутри, если зайдешь в этот город… Сценическое время отличается от реального: две минуты в жизни — это одно, а две минуты на сцене — это вообще другое, тебе кажется, что время бесконечно. И мой герой, Эдмунд Глостер, становился к микрофону и произносил очень длинный монолог, глядя в зал: каждому человеку в глаза. Вам, вашему соседу. Он как будто говорил о них, о зрителях — о каждом. Это очень сложно поначалу, потому что надо заставить себя смотреть на людей и немного издеваться над ними — потому что герой чуть-чуть издевается. Чего только не было… (Пауза) Кто-то вставал и уходил, кто-то сильно это переживал, кто-то опускал глаза, кто-то вообще не мог этого воспринимать. Но это очень круто. В общем, Костя — мастер таких вещей.

Были ли в вашей карьере, как в театре, так и в кино, работы, о которых вы жалеете? Которыми недовольны? 

Я думаю, таких работ у каждого найдется несколько, но не совсем этично о них говорить. Это неправильно. Но, конечно, такие работы существуют — отнюдь не все получается. (Улыбается)

Аня Чиповская

Вы всегда знали, что хотите связать свою жизнь с театром и кино, или были какието другие варианты? 

Я особенно не задумывалась об этом. Мне не приходилось быть в ситуации, когда я мучительно думала, что же я такое, как же мне не барахтаться и как же мне найтись. Я просто всю жизнь провела с мамой в театре (мама Анны — актриса Ольга Евгеньевна Чиповская, папа — джазовый музыкант Борис Михайлович Фрумкин — прим. SPLETNIK.RU), и для меня находиться в театре было очень естественным. Ну и в какой-то момент думаешь: «Наверное, мне надо быть не здесь, а на сцене». (Смеется) И тогда себя уже по-другому видишь. Так что я всегда думала, что буду актрисой.

Вообще, у детей творческих родителей особая судьба, по моим наблюдениям. Им и проще, и труднее на их пути в искусстве. Что, повашему, самое лучшее вы взяли от родителей? 

Мне бы очень хотелось, чтобы мне досталась хоть половина маминого таланта… Мне тогда было бы значительно проще. (Долгая пауза) Я не знаю. Честно, не знаю. По большому счету, я очень уважаю в родителях исключительный талант. Я также уважаю очень многие человеческие качества, но они не имеют большого отношения к работе. (Пауза) От отца мне досталась легкость восприятия того, что происходит, я умею переключаться что ли. Если что-то даже серьезно меня ранит, мне нетрудно заставить себя абстрагироваться от этого. Это важно. От мамы мне досталось умение иметь друзей. Это большое умение, на самом деле. Я не всегда это понимала, но наступило время, когда поняла. Люди не даются тебе как подарочек, они отнюдь не всегда подарочек, надо уметь с ними уживаться, надо уметь их слушать, понимать, что они говорят, и надо, блин, уметь принимать. Мама очень хорошо это может.

Аня Чиповская

К сожалению, приходится задавать последний вопрос… Что вы сами смотрите в кино и театре что, грубо говоря, могли бы посоветовать?

Из спектаклей меня очень впечатлил «19.14» Саши Молочникова, режиссера, моего друга в МХТ. Это спектакль, на который я пошла в свой выходной два раза. Я отправила на этот спектакль всех своих друзей и знакомых, потому что нам давно уже пора научиться говорить о войне — не так как это принято, не помпезно и пафосно. Молодые люди, которым по 15-20 лет, вообще же не понимают, о чем речь: «Великая Отечественная война? Ну да, было такое…». Это для них страница из книжки, из учебника по истории. Мне кажется, Саша сделал огромный шаг к тому, в каком тоне и как нужно говорить о войне. Ты сидишь в зале, и не чувствуешь, что тебя чем-то пичкают, тыкают: «Уважай! Люби!». Тебе просто рассказывают — местами иронично, местами безэмоционально, местами очень эмоционально… Но ты начинаешь сам проникаться этой историей! Что для меня Первая мировая война? То же самое, что для нынешних детей Великая Отечественная — и даже еще дальше. Но ты проникаешься до той степени, что для тебя это становится личным. А в этом и смысл искусства — в том, что абстрактное и общее становится для тебя личным. Хоть на два часа. И ты переживаешь происходящее на сцене как собственную трагедию — поэтому люди плачут и смеются в зале. Они воспринимают это как то, что происходит с ними самими. Это вообще самое крутое, что можно сделать в театре и в кино: заставить людей быть внутри. Саше это удается.

Из фильмов мне за последнее время больше всего понравилась «Великая красота» Паоло Соррентино и фильм, который недавно показали в «Фитиле», а на Сахалине (имеется в виду Сахалинский международный кинофестиваль «Край света» — прим. SPLETNIK.RU) мы дали ему главный приз в этом году. Этот фильм называется «Мустанг» — картина турецкого режиссера про пятерых сестер, живущих в ортодоксальной турецкой семье. И это грандиозное кино. Оно настолько нежное, чувственное, умное, глубокое, тонкое и важное, что его обязательно надо посмотреть. Очень советую.  

Аня Чиповская