"Оскар-2015": "Отрочество" – 6 номинаций


Кино длиною в жизнь

В конце этой недели мы наконец-то узнаем имена победителей «Оскара», но прежде нам еще предстоит детально изучить кинопроекты, выдвинутые на соискание главной кинопремии в мире. И сегодня очередь дошла до картины «Отрочество» (Boyhood).

Грандиозный киноэксперимент Ричарда Линклейтера не мог остаться незамеченным академиками хотя бы потому, что режиссер потратил на создание драмы 12 лет.

Этот проект создавался в несколько этапов. В конце 90-х годов я почувствовал, что мне хочется рассказать историю о детстве. Тогда я как раз стал отцом. Правда, я не мог понять, как создать фильм, охватывающий несколько жизненных этапов — нельзя семилетнего ребенка заставить в мгновение вырасти до четырнадцати лет, поэтому на тот момент я отказался от своей задумки.

Но вскоре я принялся писать экспериментальный сценарий. И в 2001 году меня осенило: «Что если я буду снимать пару-тройку дней на протяжении нескольких лет? Тогда бы я смог показать зрителю все, что хотел. А это идея!

— рассказал Линклейтер в одном из интервью сразу после премьерного показа ленты, который состоялся 19 января 2014 года на фестивале Sundancel.

Кадры из фильма "Отрочество"

Кадры из фильма «Отрочество»

Кадры из фильма "Отрочество"

Кадры из фильма "Отрочество"

Кадры из фильма "Отрочество"

«Отрочество» — это уникальный проект, повествующий историю жизни Мейсона: от первого класса в школе до первого дня в колледже.

Фильм, охвативший 12 лет жизни главного героя, складывается из небольших эпизодов, показывающих его взросление и отношения с родителями: развод родителей из-за алкоголизма отца, повторный брак и еще один развод, жизнь с матерью-одиночкой и сестрой Самантой…

Он переживает увлечение Гарри Поттером, «Звездными войнами», музыкой. Впервые окунается во взрослую жизнь, знакомясь с алкоголем и травкой. И, конечно, влюбляется.

Все изменения в жизни Мейсона происходят на фоне меняющегося времени, американской истории, политики, культуры: от войны в Ираке до президентства Барака Обамы.

Кадры из фильма "Отрочество"

Кадры из фильма "Отрочество"

Кадры из фильма "Отрочество"

Кадры из фильма "Отрочество"

Кадры из фильма "Отрочество"

При этом важно отметить, что «Отрочество» —  это не документальный фильм, а именно игровой. По сути, в итоге авантюрный проект превратился не в кинематографический перформанс, а в большое кино с концептуальным замыслом.

Работа над фильмом началась летом 2002 года, а закончилась в октябре 2013-го. Общее количество съемочных дней составило всего 45: актеры — Эллар Колтрейн, Этан Хоук и Патриция Аркетт — собирались раз в год на три-четыре дня, а потом прощались до следующего года. Так появился один из самых необычных и интересных кинопроектов нынешнего сезона.

Стоит отметить, что, учитывая всю масштабность своей ленты, Линклейтер очень долго и придирчиво отбирал героев на главные роли.

Все произошло случайно. Прослушивание — очень долгий процесс. Я думаю, что Ричард просто хотел быть уверен в том, что сделал правильный выбор.

Мои воспоминания несколько расплывчаты, но могу сказать, что этот кастинг не был похож на другие. Мне не нужно было ничего заучивать и читать, мы просто разговаривали с Ричардом. Он хотел выяснить, кто я такой и что из себя представляю,

— поделился воспоминаниями Колтрейн, сыгравший того самого Мейсона.

Интересно, что на роль экранной сестры юного актера режиссер взял свою дочь Лорелей. Однако длительный съемочный процесс порядком утомил девушку, она потеряла интерес к фильму и попросила отца убрать ее персонажа из сюжета. Но выведение ее героини противоречило планам кинематографиста — он смог убедить дочь продолжить сниматься до конца.

Эллар Колтрейн и Ричард Линклейтер во время съемок фильма "Отрочество"

Эллар Колтрейн и Ричард Линклейтер во время съемок фильма «Отрочество»

Эллар Колтрейн и Ричард Линклейтер во время съемок фильма "Отрочество"

Фильм был высоко оценен мировой прессой, а также различными ассоциациями кинокритиков, о чем свидетельствуют многочисленные награды.

Обозреватели издания Variety нашли в творении Линклейтера влияние трилогии Толстого «Детство. Отрочество. Юность». А редакция Los Angeles Times сравнила картину со своеобразным воплощением «Шоу Трумена» (фильм режиссера Питера Уира с Джимом Керри в главной роли, вышедший на экраны в 1998 году — прим. редакции) в реальности.

«Отрочество» — поистине главный шедевр в жизни Линклейтера, который возносит и без того впечатляющий статус режиссера до абсолютно новых высот. Поэтому не стоит удивляться тому, что его работа номинирована на «Оскар» сразу в 6 категориях — «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль второго плана» (Этан Хоук), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт), «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» и «Лучший монтаж».

Постер к фильму "Отрочество"

Постер к фильму «Отрочество»


Смотрите на YouTube

_______________________________________________________

Награды:

64-й Берлинский международный кинофестиваль — «Серебряный медведь» за лучшую режиссерскую работу (Ричард Линклейтер), Приз гильдии немецкого арт-хауса, Приз газеты Berliner Morgenpost

Кинофестиваль в Сан-Себастьяне — Приз ФИПРЕССИ за лучший фильм года

Премия британского независимого кино — «Лучший международный независимый фильм»

«Золотой глобус» — «Лучший фильм — драма», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт)

Круг кинокритиков Нью-Йорка — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт)

Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль» (Патриция Аркетт), «Лучший монтаж»

Общество кинокритиков Бостона — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучший актерский состав», «Лучший сценарий» (совместно с «Бердмэном»), «Лучший монтаж»

Ассоциация кинокритиков Вашингтона — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт), «Лучший юный актер» (Эллар Колтрейн)

Премия Гильдии киноактеров США — «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт)

Круг кинокритиков Сент-Луиса — «Лучший фильм», «Лучшая женская роль второго плана», (Патриция Аркетт)

Круг кинокритиков Сан-Франциско — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт), «Лучший монтаж»

Круг кинокритиков Канзаса — «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт)

Выбор критиков — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт), «Лучший молодой актер» (Эллар Колтрейн)

Ассоциация кинокритиков Остина — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт), «Лучший фильм об Остине»

Ассоциация кинокритиков Чикаго — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт)

Национальное общество кинокритиков США — «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт)

Британская академия (BAFTA) — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт)