Рождество Христово — один из самых таинственных праздников. Потому что в это время можно столкнуться с Чудом. С чудом рождения Сына Божьего. С чудом познания своего будущего. Ведь именно в эти дни при желании можно приоткрыть завесу настоящего, чтобы увидеть последующее. Чуть-чуть взглянуть одним глазом, чтобы знать, что ждет впереди. Готовиться. Особенно привольно в сочельник девчонкам: существует столько способов гадания на женихов. Можно узнать практически всю подноготную своего суженного, за исключением паспортных данных. …

О праздновании Рождества Христова

РождествоРождество
Христово — один из самых таинственных праздников. Потому что в это время
можно столкнуться с Чудом. С чудом рождения Сына Божьего. С чудом познания
своего будущего. Ведь именно в эти дни при желании можно приоткрыть
завесу настоящего, чтобы увидеть последующее. Чуть-чуть взглянуть одним
глазом, чтобы знать, что ждет впереди. Готовиться. Особенно привольно
в сочельник девчонкам: существует столько способов гадания
на женихов. Можно узнать практически всю подноготную своего суженного,
за исключением паспортных данных.

Православная Церковь начинает праздновать Рождество Христово
в ночь с 6-го на 7 января по новому стилю, католическая чуть ранее — 25
декабря. Вечер 6 января — Рождественский сочельник, канун, навечерие Рождества,
называемый также коляды. Сочельник, или сочевник, получил название от
«сочиво» — ритуального кушанья, обязательного для этого вечера, приготавливаемого
из сока миндального, макового с медом и каши из красной пшеницы или ячменя,
ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже — риса. Сочивом начиналась трапеза
в Рождественский и Крещенский сочельники, на крестинах, поминках, с той
лишь разницей, что эта каша, чаще называемая «кутья», была разной по составу.
Так, рождественскую кутью готовили постной. Ее приготавливали с соком,
или молочком маковым, миндальным, ореховым, конопляным с добавлением меда
и измельченных ядер грецких, лещинных орехов, миндаля, растертого мака.
На второй день Рождества готовили бабью кашу, или бабкину кутью. В древности
был обычай навещать дом, в котором появился новорожденный, а в числе даров
приносить бабкину кашу и бабкины пироги. В отличие от рождественской постной
йутьи бабкину готовили «богатой». На поминках подавали постную поминальную
кутью — коливо. Кстати, ржаную или пшеничную соломину, стебель и колос
в древности называли коливо. Отсюда, возможно, и название кутьи, так как
старообрядцы, например, готовили ее только из красной пшеницы. Этот обычай
сохраняется и по сей день.

В Рождественский сочельник не принято было есть до первой
звезды — в память о звезде вифлеемской. В церквах в вечерние часы шла
торжественная служба, а не пошедшие на богослужение готовились к восходу
звезды дома. В крестьянских семьях в ожиданий звезды все вместе читали
вечернюю молитву, старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа,
о волхвах, дары приносящих. Таким образом воспитывалось в ребенке уважение
к обычаям и традициям. Россияне благоговейно относились к Рождеству Христову,
праздновали его весело, ярко и красиво. На улицах и площадях славили Христа.
Славлением Христа занимались дети и взрослые. Они ходили по домам с вертепом,
звездой (зажженной свечой) и песнопениями о рождении Спасителя. Как правило,
к ним присоединялся скрипач. Христославов, колядовалыциков одаривали деньгами,
пирогами, колядками, медовыми пряниками. Люди всех сословий принимали
участие в славлении. Не принять христославов считалось большим грехом
для хозяина дома оскорблением для христославов и неуважением традиций.

В колядовании тесно переплелись языческие и христианские
мотивы. Прежде Коляда символизировал поклонение Солнцу, теплу, дарующим
плодородие и веселье, в колядках воспевались солнце, гроза, месяц, звучали
пожелания обильного урожая, счастливого брака и т. д. Постепенно коляды
слились с Рождеством, наступающим как раз в то время, когда солнце поворачивает
к весне. Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду, из колядок
почти вытеснились языческие символы и стали преобладать христианские.

Множество разнообразных народных примет и поверий связывали
с сочельником: вечернее небо, звезды, погода как бы предсказывали виды
на урожай. К примеру, если небо усыпано звездами — ожидай много грибов
и ягод в лесу, урожая гороха и богатого приплода домашнего скота. Если
иней на деревьях — к обильным хлебам, метель — пчелы будут роиться. Если
снега возвышаются вдоль дороги-рожь будет буйно колоситься, если же дорога
выше снегов на полях — к неурожаю. Тропинки черны — к урожаю гречихи.
В эту ночь ножки стола связывали веревкой, чтобы домашний скот не бегал
со двора; кур не кормили — чтобы грядки не копали; пряжу в тугие клубки
мотали — чтобы капуста уродилась.

В южных областях России сохранился обычай зажигать костры
накануне Рождества. Это связано и с Колядой, и с евангельскими пастухами,
гревшимися у костров в рождественскую ночь. А поутру пастухи, обходя дворы
и дома, «обсевали» овсом избы, поздравляли с праздником хозяев, приговаривая:
«По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке ребяток» — или: «Ягнята
за лавочкою, телятки у лавочки, а поросятки по всей избе».

Едва ли можно назвать другие столь веселые празднества,
как дни Рождества и святок, так шумно и весело отмечавшиеся на Руси. Рождественская
елка, детские праздники с долгожданными подарками; гаданья
молодых девушек, превратившиеся в веселую забаву. Девушки выходили
за ворота и спрашивали имя первого встречного мужчины. Существовало поверье,
что будущий жених будет иметь такое же имя. Крестьянские девушки из поленьев
сооружали под своей кроватью подобие колодца, а укладываясь спать, приговаривали:
«Суженый, приди по воду». Под подушку клали гребень, трижды приговаривая;
«Суженый, ряженый, приди причесать мне голову».

Обязательными рождественскими увеселениями были маскарады,
карнавалы, ряженые, песни, пляски, хороводы. Наносили визиты, принимали
гостей, устраивали смотрины невест. Не только в Москве белокаменной, но
и по деревням и селениям в святки устраивались «свозы», невест — гостевания
девушек у родственников, смотрины, сватовство, помолвки.

Вернемся, однако, к праздничному столу, праздничному
навечерию. Сочельник — заключительный день Рождественского поста. В этот
день Церковь предписывает строгий пост до вечернего богослужения. У христиан
принято, чтобы люди, враждующие или просто имеющие разногласия по каким
— либо делам, уладили свои отношения и умиротворенные встретили праздник.

Сочельник — это прежде всего семейный
ужин. В доме царит мир, покой и согласие, приветливость и доброжелательность.
Все горести, неудачи и печали преданы забвению. Вся семья накрывает праздничный
стол. По старинному обычаю, стол прежде посыпали сеном — в память о вертепе
и яслях, затем застилали белоснежную накрахмаленную скатерть; в центре
ставили ритуальное сочиво и другие кушанья, которых непременно должно
было быть двенадцать.


Источник