Русские на "Оскаре": наши победы и поражения

В этом году российский фильм снова номинирован на «Оскар»: «Нелюбовь» Андрея Звягинцева поборется за награду в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Последний раз в этой номинации мы выигрывали 23 года назад — тогда заветная статуэтка досталось «Утомленным солнцем» Никиты Михалкова. В преддверии главной киноночи года взвешиваем шансы на успех и вспоминаем победы и поражения прошлых лет.

«Разгром немецких войск под Москвой», «Оскар-1943»

Первый «Оскар» нам принес вовсе не художественный фильм, а документальный: награда досталась кинолетописи, фиксирующей один из самых драматичных моментов Великой Отечественной войны — наступление немцев на Москву и яростное сопротивление Советской армии.

Фильм начал сниматься в 1941 году по заданию Сталина и был создан в рекордно короткие сроки, ведь перед режиссерами Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным, помимо эстетических задач, стояли и чисто утилитарные. Лента должна была служить целям пропаганды — поднимать боевой дух народа, показывать первые победы над фашистами и фиксировать зверства немецкой армии. Однако назвать эту хронику, снятую фронтовыми операторами в нечеловеческих условиях, агиткой — язык не повернется, настолько искренней, драматичной и безжалостно правдивой получилась картина.

Неудивительно, что она удостоилась «Оскара». В американском прокате, кстати, фильм был переозвучен и перемонтирован, а также получил другое название — «Москва наносит ответный удар» (Moscow Strikes Back).

"Разгром немецких войск под Москвой"

«Баллада о солдате», «Оскар-1962»

И снова киноакадемики не смогли пройти мимо военной темы, только на этот раз в художественном воплощении: военная драма о солдате Алеше Скворцове, который берет увольнительную и едет повидать мать, чтобы потом снова уйти на фронт, в тот год покорила мир.

Но на «Оскар» фильм Григория Чухрая претендовал не в категории «Лучший иностранный фильм», а, пожалуй, в более престижной номинации — «Лучший оригинальный сценарий».

Правда, сам Чухрай узнал об этом только годы спустя. Несмотря на то что фильм завоевал множество международных наград, в том числе и в Каннах, успешно прошел в зарубежном прокате и был обласкан критиками и зрителями во всем мире, советские власти встретили его прохладно — и просто не сообщили режиссеру о номинации. А жаль.

"Баллада о солдате"

«Война и мир», «Оскар-1969»

И снова война, но теперь уже 1812 года. Экранизация классического романа Льва Толстого, произведения, давно ставшего за рубежом символом России и одной из первых ассоциаций с ней (наряду с водкой, икрой, балалайками и медведями — все это, кстати, можно найти и на страницах романа), обернулась настоящим триумфом для режиссера Сергея Бондарчука.

Да, киноведы были недовольны — ругали за дословное следование книге, недостоверность, консерватизм, бедный киноязык… Но это у нас, а на Западе картину приняли восторженно — даже «Игре престолов» не снился такой успех. Фильм, в котором снялись ведущие советские звезды, собрал ворох наград, в том числе и «Золотой глобус». На «Оскаре» у других картин на иностранном языке просто не было шансов. Получать награду вышла сама Наташа Ростова — актриса Людмила Савельева. А вот Бондарчук на церемонию не приехал — вовсю снимал другой фильм.

"Война и мир"

Людмила Савельева на премии "Оскар"

Людмила Савельева на премии «Оскар-1969»

«Братья Карамазовы», «Оскар-1970»

Еще одну номинацию на «Оскар» нам принес другой русский классик — Федор Достоевский. За плечами Ивана Пырьева на тот момент уже было несколько экранизаций романов писателя, в том числе и классический «Идиот» с Юрием Яковлевым в роли князя Мышкина, но к программному роману писателя «Братья Карамазовы» режиссер подступился только в конце жизненного пути. Поразительный факт: и для писателя, и для режиссера это произведение стало последним — Достоевский умер спустя два месяца после публикации романа, а Пырьев скончался во время съемок, так что актерам пришлось самим заканчивать третью серию. Кстати, и по сей день эти роли считаются одними из лучших в карьере Кирилла Лаврова, Михаила Ульянова и Андрея Мягкова.

Фильм получил международное признание и был номинирован на «Оскар», однако в тот год победа досталась не «Братьям». Не можем не отметить, что сейчас, конечно, Пырьеву — советскому Харви Вайнштейну, за которым закрепилась дурная слава (режиссер не давал прохода молодым актрисам, а в случае отказа преграждал им дорогу в кино), — номинация бы и не светила.

"Братья Карамазовы"

«Чайковский», «Оскар-1972»

Советский двухсерийный фильм Игоря Таланкина о жизни и судьбе великого русского композитора Петра Чайковского получил сразу две номинации на «Оскар» — «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший саундтрек», но не выиграл ни в одной.

Зрительский успех тоже был так себе: творческие искания создателя «Щелкунчика» и несостоявшаяся история любви с Надеждой фон Мекк интересовали не многих. А ведь будь в фильме хоть что-то про гомосексуальную сторону жизни Чайковского, то все, как поется в одной известной песне, «возможно, могло быть иначе».

"Чайковский"

«…А зори здесь тихие», «Оскар-1973»

…зато успех получился громким: пусть драма о девушках, которым вместо счастливой семейной жизни на долю выпала война, и не получила своего «Оскара», зрителей во всем мире она просто покорила.

Особенно сильно фильм фронтовика Станислава Ростоцкого про нежных и отважных зенитчиц полюбился в Китае, где даже сняли сериал по мотивам картины. В 2015 году вышел ремейк и у нас.

"...А зори здесь тихие"

«Дерсу Узала», «Оскар-1976»

Второй художественный «Оскар» СССР разделил с Японией: формально производство фильма было нашим, но снимал картину японский режиссер Акира Куросава со своим же оператором, бессменным Асакадзу Накаи. Фильм стал для Куросавы первым и последним, снятым не на японском языке.

«Изменить» стране режиссера заставила история исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева, который во время своих экспедиций по тайге тесно подружился с «лесным человеком» по имени Дерсу Узала.

"Дерсу Узала"

«Белый Бим Черное Ухо», «Оскар-1979»

Непонятно, как можно считать «Хатико» самым грустным фильмом всех времен и народов, если есть «Белый Бим Черное Ухо» Станислава Ростоцкого про собаку, замученную людьми.

Трагическая и пронзительная история шотландского сеттера, на долю которого выпали сплошные несчастья, не могла не растрогать киноакадемиков, но все же в номинации уступила фильму про холокост («Вся жизнь впереди»). Зато картину до сих пор хорошо знают и любят во всем мире.

"Белый Бим Черное Ухо"

«Москва слезам не верит», «Оскар-1981»

А вот Владимир Меньшов не поверил, что его фильм выиграл: режиссер был невыездным и на церемонию не поехал, а о победе ему сообщили 1 апреля, так что новость он воспринял как розыгрыш.

Зря: фильм, в центре которого была история сильной самодостаточной женщины, той самой self-made woman, не мог не понравиться киноакадемикам. Ну а про всенародный успех картины в Советском Союзе, фразы, ушедшие в народ, и миллионы женщин, влюбившихся в Гошу (чьи жизненные принципы сегодня, конечно, вызывают вопросы), и говорить нечего!

"Москва слезам не верит"

«Частная жизнь», «Оскар-1983»

И режиссера Юлия Райзмана, и Михаила Ульянова, сыгравшего главную роль, номинация на «Оскар» удивила — мало кто предполагал, что страдания вышедшего на пенсию героя сталинской закалки, который отдал жизнь заводу, а не своей семье, окажутся понятны западному зрителю. Но общечеловеческая проблематика картины сделала ее фаворитом среди критиков: «Оскар» фильму не достался, зато успех ждал на Венецианском кинофестивале и других киносмотрах.

"Частная жизнь"

«Военно-полевой роман», «Оскар-1985»

Говорят, что в тот год у пронзительного фильма Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» не было соперников по кинематографической линии — только по политической. Награда в итоге и досталась картине «Диагональ слона» с явным антисоветским настроением.

Но сердца зрителей и критиков все равно были на стороне фронтовика Саши и санитарки Любы, чью жизнь и историю любви война разделила на до и после.

"Военно-полевой роман"

«Очи черные», «Оскар-1988»

А здесь история, противоположная той, что случилась с фильмом «Дерсу Узала»: хотя снимал мелодраму о любви иностранца к русской красавице наш Никита Михалков, а Советский Союз участвовал в производстве картины наравне с Италией, на международные награды лента «Очи черные» выдвигалась все-таки именно как итальянская.

Впрочем, на «Оскаре» номинацию получил не сам фильм, а сыгравший главную роль Марчелло Мастроянни, который претендовал на звание лучшего актера. Победа досталась другому, зато актер получил приз Каннского фестиваля.

"Очи черные"

«Урга — территория любви», «Оскар-1993»

Вторая оскаровская номинация в фильмографии Никиты Михалкова, но на этот раз уже от России. Ироничная история о монгольской паре, которая по китайским законам больше иметь детей не может, но на законы эти внимания не обращает и продолжает заниматься любовью, нашла признание на Западе. «Оскар» фильму в итоге не достался, а вот главный приз Венецианского кинофестиваля — да.

"Урга — территория любви"

«Утомленные солнцем», «Оскар-1995»

С третьего раза удача Никите Михалкову улыбнулась — драма об одном жарком дне 36-го года, который перемалывает жизнь комдива Котова и его семьи, стала для режиссера настоящим прорывом на международной арене. И дело оказалось даже не в любимой на Западе теме тоталитарного режима, а в том, как сочно, густо и безжалостно это было снято — в реалиях сталинского режима разворачивалась настоящая античная трагедия.

У соперников «Утомленных солнцем» в тот год на «Оскаре» не было шансов — уверенная победа в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

"Утомленные солнцем"

«Кавказский пленник», «Оскар-1997»

Не только фильмы Михалкова часто оказывались на «Оскаре», но и картины с участием его любимого актера Олега Меньшикова. В 1997 году чести представлять Россию на премии удостоилась лента Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» с актуальной для того времени историей про Чечню, пленников, культурные и социальные различия — вольной интерпретацией классического рассказа Льва Толстого.

Увы, картина, в которой Меньшиков и Бодров-младший сыграли одни из лучших своих ролей, осталась без награды киноакадемиков.

"Кавказский пленник"

«Вор», «Оскар-1998»

Сын режиссера «Баллады о солдате» Григория Чухрая, Павел Чухрай, тоже добрался до «Оскара» — с фильмом о послевоенной жизни СССР. История харизматичного вора Толяна, который выдает себя за военного и обольщает доверчивую Катю и ее маленького сына, была полна разоблачительной риторики против советской власти, что, конечно, не могло не понравиться киноакадемикам.

Кстати, в тот год среди номинантов была еще одна российская работа, но анимационная — «Русалка» Александра Петрова, представленная в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм».

"Вор"

«Восток-Запад», «Оскар-2000»

Этот фильм Россия снимала совместно с несколькими другими странами, но на «Оскаре» в 2000 году картина представляла Францию. Режиссер был французский (Режис Варнье), а вот история — нашей: советский репатриант Алексей Головин (Олег Меньшиков) после Второй мировой войны возвращается на родину вместе с женой-француженкой и сталкивается с суровой действительностью тоталитарного сталинского режима.

Но выиграл в тот год Педро Альмодовар с лентой «Все о моей матери».

"Восток-Запад"

«12», «Оскар-2008»

В России судебную драму Никиты Михалкова о 12 присяжных, решающих судьбу 18-летнего юноши, обвиняемого в убийстве отчима, критики обласкали, а вот с «Оскара» фильм уезжал несолоно хлебавши. Оно и понятно — уж слишком амбициозным был замысел: оригинальный американский фильм Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», которым вдохновлялся Никита Сергеевич, в США имеет статус культового.

"12"

«Старик и море», «Оскар-2000»

Крупная победа ярославского мультипликатора Александра Петрова и всей российской анимации в целом. Фильм «Старик и море», снятый по мотивам одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, выиграл награду в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм».

Это была уже третья номинация на «Оскар» Петрова (после «Коровы» в 1990-м и «Русалки» в 1998-м) — и первая победа. В 2008 году работа художника «Моя любовь» снова получила номинацию, но победу не одержала.

"Старик и море"

«Старик и море»

"Моя любовь"

«Моя любовь»

«Левиафан», «Оскар-2015»

Суровая драма Андрея Звягинцева «Левиафан» о неприкаянной жизни в российской глубинке — с водкой, нищетой, безысходностью, всесильными и жестокими чиновниками — достигла невероятных успехов в международном прокате. Фильм был восторженно принят в Каннах, а после взял «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», чего с российскими фильмами не бывало со времен «Войны и мира». Увы, «Оскар» картине не покорился.

"Левиафан"

«Нелюбовь», «Оскар-2018»

Похоже, Андрей Звягинцев претендует на лавры Никиты Михалкова, который на данный момент является рекордсменом среди отечественных режиссеров по количеству номинаций на «Оскар». У «Нелюбви», собравшей множество наград на самых разных фестивалях (в том числе и в Каннах) и ставшей настоящим событием не только в российском кинематографе, но и мировом, — серьезные шансы на победу.

Обычная, на первый взгляд, семейная драма, которая приводит к чудовищной трагедии, не оставила равнодушным никого — настолько безжалостно режиссер препарирует человеческую натуру.

"Нелюбовь"

 


 

В ночь с 4 на 5 марта SPLETNIK.RU в режиме онлайн проведет текстовую трансляцию церемонии вручения премии «Оскар» — ищите на нашем сайте все самые интересные подробности мероприятия!

А в нашей группе «ВКонтакте» прямо сейчас идет оскаровская неделя: колонки кинокритиков, забавные видео, опросы, подборки лучших образов — все, что нужно знать об «Оскаре»! Присоединяйтесь!