Ксения Раппопорт и Данила Козловский
Месяц назад стартовал театральный сезон. Запутаться в том, что сегодня предлагают театры — большие, маленькие, «звездные» и не очень — несложно. Попробуем разобраться, какие именно новые постановки заслуживают особого внимания.
«Гамлет», режиссер Лев Додин
Петербургский Малый Драматический Театр (МДТ — Театр Европы) редко анонсирует свои премьеры за длительное время. Однако иногда информация о важнейших спектаклях все же попадает в прессу. Так, какое-то время назад стало известно, что художественный руководитель театра Лев Додин со своими ведущими артистами репетирует, ни больше ни меньше, «Гамлета». Данила Козловский уже успел выложить фото «до и после репетиции» в Instagram. На фото с ним Ксения Раппопорт.
Кстати, в ожидании премьеры «Гамлета» молодых артистов МДТ (в частности, Елизавету Боярскую) можно увидеть на гастролях в Москве — в обновленной версии легендарного спектакля «Братья и сестры». Показы — 10 и 11 октября на сцене театра Et Cetera.
«Борис Годунов», режиссер Эймунтас Някрошюс
Уже 10 и 11 октября в рамках московского фестиваля «Сезон Станиславского» на сцене РАМТа состоится премьера спектакля великого литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса. Он выбрал для своих сценических опытов с актерами театра Meno Fortas пьесу «Борис Годунов». Някрошюс уже обращался к этой истории — в 2005-ом он поставил оперу Мусоргского в Италии. История получилась весьма мрачной — даже с учетом контекста… На этот раз, режиссер создал полностью драматический спектакль по пушкинскому тексту. После Москвы «Борис Годунов» отправится в Петербург на фестиваль «Балтийский дом», где его сыграют 13 и 14 октября.
«Невыносимо долгие объятия», автор и режиссер Иван Вырыпаев
Иван Вырыпаев воплотил свой новый текст на сцене родного для себя театра «Практика». В этом ему помогла четверка актеров, в том числе дебютировавшая на подмостках Равшана Куркова (ее, кстати, в ближайшее время можно увидеть еще в одном спектакле «Практики» — «Иллюзии»).
Сам Вырыпаев говорит, что «Невыносимо долгие объятия» — продолжение того, что он делал в «Июле», где жесткость и красота соединяются вместе, рождая поэзию… На ноябрьские показы все билеты, увы, уже проданы. Что ж, будем ждать новых дат.
Равшана Куркова
«Три сестры», режиссер Тимофей Кулябин
Следующий в нашем списке — еще один фестивальный спектакль, который можно увидеть нынешней осенью. Имя Тимофея Кулябина в прошлом году звучало отовсюду. Но с или без учета скандала с «Тангейзером», Кулябин — один из самых перспективных молодых режиссеров в нашей стране. В первую очередь, он специализируется на опере. Однако сейчас хотелось бы рассказать о его работе в другом (лучше так: совсем другом!) жанре. В Новосибирском театре «Красный факел» он поставил чеховскую драму «Три сестры» на языке жестов. За три с половиной часа со сцены не будет произнесено практически ни слова. Говорить в полный голос у Кулябина будет лишь старик Ферапонт. Но, глухой у Чехова, он окажется также метафорически глух и в новом спектакле.
Увидеть смелую работу можно 9 и 10 октября в Центре им. Мейерхольда в рамках фестиваля «Территория». Кстати, что до оперы, в Большом театре в апреле премьера «Дона Паскуале» в постановке Тимофея Кулябина.
«Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», режиссер Хайнер Геббельс
Благодаря фестивалю «Территория» в Электротеатре «Станиславский» 9 и 10 октября состоятся премьерные показы новой работы Хайнера Геббельса. Сам он считает себя больше композитором, нежели режиссером, и это заметно в его проектах. «Макс Блэк…» основан на записных книжках Поля Валери, Георга Кристофа Лихтенберга, Людвига Витгенштейна и, собственно, Макса Блэка. Первая версия постановки была создана еще 17 лет назад в швейцарском театре Vidy. Теперь Геббельс вернулся к этой истории уже в компании с российскими актерами.
«Наташина мечта», режиссер Марина Брусникина
«Брусникинцы» — выпускники мастерской Дмитрия Брусникина Школы студии МХТ — одна из самых популярных и перспективных молодых московских трупп. Недавно они порадовали поклонников премьерой в своем новом «доме», Театре-студии «Человек». В основу нового спектакля легла пьеса Ярославы Пулинович «Наташина мечта».
Занятно, что в первом показе принял участие Дима Билан (одна из главных героинь пьесы — фанатка певца). Но это, конечно, отнюдь не самое ценное в новой работе «брусникинцев», наполненной жизнью и звенящими воспоминаниями о юности. Что еще интересного в ней, можно узнать уже 11 и 12 октября — это ближайшие даты показов «Наташиной мечты».
«Идиот», режиссер Максим Диденко
В декабре в Театре Наций необычная премьера: авангардист Максим Диденко, известный по своим работам на Новой сцене Александринского театра (спектакль «Земля»), в «Гоголь-центре» («Хармс. МЫР») и с упомянутыми выше «брусникинцами» («Конармия») трактует классику. Если точнее, Диденко взялся за интерпретацию «Идиота» Достоевского. Одну из ведущих ролей сыграет Ингеборга Дапкунайте — и это еще один повод не пропустить новую версию «Идиота».
Ингеборга Дапкунайте
«Иванов», режиссер Люк Бонди
Однако, будто в противовес молодому авангардисту, Театр Наций предлагает зрителям еще одну премьеру — на этот раз, от руководителя парижского «Одеона» Люка Бонди, режиссера, куда более склонного к классике, чем к экспериментам. Для работы с русской труппой Бонди выбрал чеховского «Иванова». Главные роли исполнят Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Первые показы постановки намечены на апрель.
Чулпан Хаматова
«Мастер и Маргарита», режиссер Сергей Женовач
Студия Театрального Искусства (СТИ) под руководством Сергея Женовача в нынешнем сезоне планирует прикоснуться к роману Булгакова «Мастер и Маргарита». На первый план в спектакле планируется вывести романтическую линию. Сергей Васильевич считает, что его подопечные готовы к этой работе, в труппе есть артисты, способные это воплотить. Дата премьеры еще не объявлена — очевидно, что первые зрители смогут увидеть спектакль не раньше весны.
«Оптимистическая трагедия», режиссер Юрий Бутусов
Петербургский мэтр Юрий Бутусов нередко ставит в Москве — важной работой прошлого сезона стал его «Бег» в Театре имени Вахтангова, в нынешнем же он поставит «Оптимистическую трагедию» в Театре имени Пушкина. Над постановкой с ним будет работать та же команда, что задействована в его нашумевшем спектакле этого же театра «Добрый человек из Сезуана». В частности, роль комиссара репетирует Александра Урсуляк.
«Оптимистическая трагедия» должна закрыть сезон в «пушкинском» театре, таким образом, ждем премьеры ближе к лету.
Наверняка театральный сезон принесет немало сюрпризов — и, надеемся, приятных среди них будет больше.