Анна Михалкова. Кадр из сериала «Красные браслеты»
В начале августа на Первом канале состоялась долгожданная премьера «Красных браслетов» — адаптации испанского хита о детях, которые вынуждены были оказаться в одной больнице. У каждого из них свой диагноз, но всех их объединяет дружба. Это оптимистичный взгляд на сложную тему от сценаристки «Аритмии» Наталии Мещаниновой. Сериал был снят еще в 2015 году, но только сейчас появился в эфире. SPLETNIK.RU рассказывает, почему стоило ждать его столько лет.
О чем
Снимать о больницах в России не принято, тем более о детском отделении. Но «Красным браслетам» удачно удается разбить сомнения зрителей. Юные герои выглядят убедительно, а основной посыл сериала не вынуждает инстинктивно отворачиваться от экрана, пытаясь избежать столкновения с серьезностью их заболеваний.
Ощущение нереальности присутствует на протяжении всех серий, даже больница, в которой пребывают герои, выглядит скорее как большой круизный лайнер на берегу моря, чем как здание медицинского учреждения. Но главное здесь, что это история о детях, которые хотят быть любимыми и защищенными, особенно в ситуации, когда смерть так близко подобралась к ним. Именно поэтому они объединяются в команду, чтобы вместе справиться с присущим всем людям страхом одиночества.
Азамат Алиев, Филипп Ершов, Глеб Калюжный, Кузьма Котрелев, Стася Милославская, Денис Парамонов
Сюжет
Олег уже два года лежит в больнице, он перенес десять курсов химиотерапии: у него рак берцовой кости, из-за которого пришлось ампутировать ногу. Однажды к нему в палату подселили нового мальчика Диму, которому должны провести такую же операцию. Они быстро находят общий язык и решают собрать команду «Красные браслеты» из шести человек: два лидера, красивый, незаменимый, умный и, конечно же, девчонка.
Так они знакомятся с Кристиной, страдающей от анорексии, Ильей, у которого проблемы с сердцем, Антоном, получившим перелом ноги в автомобильной аварии, и с Ромкой, четыре месяца находящимся в коме. Объединившись, они преодолевают страх перед предстоящими испытаниями и дают друг другу ту поддержку, которую не могут получить от взрослых.
Родители выглядят гораздо более инфантильно по сравнению с подростками, которые находятся в сложном положении. Некоторые из них с головой уходят в работу, чтобы не принимать во внимание диагнозы своих детей, а некоторые, наоборот, заново начинают строить отношения с собственным ребенком, с которым до этого не могли наладить общение.
Степан Девонин и Ольга Сутулова. Кадр из сериала «Красные браслеты»
Актеры
Сериал снимался еще в 2014 году, когда многие из тех, кто сыграл главные роли, только начинали карьеру. Так, Стася Милославская на момент съемок была студенткой первого курса Школы-студии МХАТ, Глеб Калюжный только закончил съемки в фильме «14+», где сыграл свою первую роль, а Кузьма Котрелев был студентом театрального колледжа Олега Табакова и еще не дебютировал на сцене МХТ им. Чехова. Сейчас они востребованы в профессии, и у каждого из них впереди много новых проектов.
Впрочем, многих взрослых актеров тоже еще не настигла слава. Например, Степан Девонин играет ординатора, который общается с ребятами на равных. В этом году актер получил на «Кинотавре» приз за лучшую мужскую роль в фильме его жены Наталии Мещаниновой «Сердце мира». Также в эпизодической роли соперника лидера «Красных браслетов» появляется Александр Кузнецов, которого можно было увидеть в фильмах «Лето» Кирилла Серебренникова и «Кислота» Александра Горчилина.
В актерский состав также вошел Евгений Цыганов, он играет зацикленного на своей работе мужчину, за холодностью которого скрываются противоречивые отцовские чувства. Вместо него в больнице проводит время мачеха Ильи, которую играет любимая актриса Ивана Вырыпаева — Каролина Грушка. Анна Михалкова блистает в роли главного хирурга онкологического отделения. А Мария Шалаева, Дарья Мороз, Мадлен Джабраилова и Ольга Сутулова воплощают образы тех самых родителей, которые окружают детей в это сложное время.
Анна Михалкова и Степан Девонин. Кадр из сериала «Красные браслеты»
Создатели
Выпускница школы документального кино Марины Разбежкиной Наталия Мещанинова уже давно на слуху у тех, кто хотя бы немного интересуется современным российским кинематографом. В 2010 году она работала вторым режиссером на съемочной площадке сериала Валерии Гай Германики «Школа». В 2014 году ее дебютный полнометражный фильм «Комбинат «Надежда» получил множество положительных оценок критиков на «Кинотавре», а пресса заговорила о новой волне женского кино. Мещанинову поставили в один ряд с Нигиной Сайфуллаевой и Анной Меликян как главную надежду в индустрии.
Документальность в ее работах прослеживается очень четко, сюжеты и герои, которых она представляет зрителю, всегда близки к жизни и полны щемящего реализма. Возможно, поэтому многие из тех, кто досмотрел «Аритмию» до конца, мгновенно начинал развивать дискуссию о том, как бы поступил на месте героини Ирины Горбачевой. Но разговоры разговорам рознь, а настоящая жизнь всегда более сурова, чем любой вымысел.
Особый стиль Мещаниновой, помноженный на режиссерский талант Бориса Хлебникова, еще раз доказал, что современное российское кино существует. Интересно, что эта история на медицинскую тему появилась раньше, чем история о жизни врача скорой помощи. Акцент смещен с взрослых на детей, но все действие вращается вокруг больницы, которая так или иначе появляется в жизни каждого человека.
Над «Красными браслетами» Мещанинова работала вместе со сценаристом фильма «Комбинат «Надежда» Любовью Мульменко (в сериале она помимо всего прочего сыграла яркую роль второго плана), и им эта история далась не так легко, как может показаться. Наталия в момент написания сценария была беременна и буквально заставляла себя работать дальше. Как она сама признавалась, ей было страшно от того, что подобное может случиться и с ее собственным ребенком. Но несмотря на подобные настроения, история получилась яркой и жизнеутверждающей.
Стася Милославская и Филипп Ершов. Кадр из сериала «Красные браслеты»
Влияние
Оригинальный испанский сериал появился в 2011 году и за два сезона стал настоящим хитом. Права на его адаптацию мгновенно купили для производства в США и в Германии. К слову, в американском варианте роль медсестры, помогающей детям, исполнила оскароносная актриса Октавия Спенсер. А вот российская версия потребовала долгого согласования по авторским правам, но в итоге продюсерам удалось получить эту историю в свои руки.
В «Красных браслетах» Мещанинова и Мульменко постарались создать условность происходящего. Помимо того что зритель не понимает, где конкретно происходит действие, он также не может логически объяснить для себя некоторые аспекты этой истории. Так, Ромка, который лежит в коме, оказывается, пребывает в пространстве бассейна, в котором и произошел несчастный случай. Те, кто оказываются под наркозом во время операции, попадают в этот бассейн, где могут говорить с ним, пока не вернутся в сознание.
Кроме того, один из команды «браслетов», Антон, обладает в некотором роде суперспособностью и может общаться с мальчиком, когда находится с ним в одном помещении. Эта особенность сюжета, больше присущая сказкам, нежели реалистичным историям, не раз выручает ребят в разных ситуациях, но до самого финала не находит никакого обоснования, только в очередной раз подчеркивая, что герои здесь в первую очередь дети.
Кадр из сериала «Красные браслеты»
Отзывы
Сергей Сычев, «Кинопоиск»
Оторваться от детских игр невозможно, даже несмотря на мрачный фон из химиотерапии, ампутаций и прочих медицинских подробностей. Мещанинова, как Вагнер, растягивает мгновения обычной жизни до планетарных масштабов. В тени вероятной скорой смерти любая житейская ерунда и воспринимается острее, и выглядит многозначительнее (вспомним, как ловко использовал сходные обстоятельства Твердовский в «Классе коррекции»). Ведь русские «Браслеты» — настоящая трагедия, в которой каждый из героев буквально жертвует какой-то частью своего тела или органом ради драматической внутренней трансформации, стремительного взросления. Это самое интересное, необычное и революционное шоу, которое за последние годы предлагал российский телеэфир своей многомиллионной аудитории. Хотя, пожалуй, и самое жуткое.
Алексей Филиппов, «Кино-театр.ру»
С одной стороны, чуда не произошло: сериал по лицензии на уровне ДНК обречен превратиться в худшую из отечественных забав — «сделать, как там». Дело, впрочем, не в стремлении ответить каталонскому Чемберлену, таковы индустриальные правила игры: точно так же «Красные браслеты» адаптировали как минимум для США, Германии и Италии. Однако российскую версию с порога компрометирует фирменная телевизионная нереальность происходящего, иными словами — фальшак. Больницу снимали в новомодном курортном комплексе «Молния Ямал» (в 2015-м — «Газпром Ямал»!), высокая концентрация приятных и понимающих персонажей напоминает чуму под лейблом «доброе кино», которое призраком морали без головы преследует большую часть более-менее зрителеориентированных отечественных сюжетов.
Постер сериала «Красные браслеты»