Эми Адамс. Кадр из сериала «Острые предметы»
8 июля на канале HBO стартовал новый проект — «Острые предметы» (Sharp Objects), экранизация одноименного романа Гиллиан Флинн с Эми Адамс в главной роли. В режиссерском кресле — Жан-Марк Валле, создатель «Большой маленькой лжи» (Big Little Lies) — триумфатора «Золотого глобуса» этого года. Восьмисерийный детектив продлится до конца августа (в России его показывает Amediateka) и будет держать в напряжении всех ценителей старого доброго саспенса. Пока вышел только пилотный эпизод, но SPLETNIK.RU уже посмотрел семь из восьми серий, и рассказывает о проекте.
О чем
В центре сюжета — история Камиллы Прикер, которая работает репортером в не очень успешной газете. Редактор отправляет ее писать статью о серии убийств в маленьком городе Уайнд-Гэпе. По счастливому (или не очень) совпадению девушка выросла здесь, и начальник надеется, что это поможет ей в работе. Но расследование осложняется страшными тайнами и запутанными связями между жителями города.
Удачно построенный монтаж постоянно перемещает зрителя между двумя таймлайнами: детством и настоящей жизнью главной героини. Порой флешбэки так наслаиваются на происходящее, что в первых сериях трудно понять, реальны они или нет. Психологическая нестабильность распространяется на все, что окружает Камиллу.
Эми Адамс. Кадр из сериала «Острые предметы»
Сюжет
Загадочные убийства девочек-подростков держат в страхе весь город. Полиция не может выйти на след маньяка, который безжалостно вырывает своим жертвам зубы, оставляя их трупы с окровавленными дырами вместо ртов. Камилла решает самостоятельно выяснить, с кем могли быть связаны погибшие. Она запасается бутылкой водки и начинает собственное расследование.
Фрейд считал, что все перверсии и страхи идут из детства, и судя по «Острым предметам», был прав. Главная героиня большую часть жизни страдает от алкогольной зависимости и склонности к самоповреждению. Вдобавок у женщины болезненные отношения не только со своим телом, но и с собственной матерью.
Когда героиня приехала в Уйанд-Гэп, она поселилась в доме, где родилась и выросла. Адора (Патриша Кларксон) всегда терроризировала дочь своей заботой, ее проявления материнского инстинкта были похожи на пытки для молодой Камиллы. Но теперь у нее появилась новая жертва — дочь Эмма (Элиза Сканлен), которая родилась у Адоры от второго брака. Правда, и сама девочка не так проста.
Элиза Сканлен. Кадр из сериала «Острые предметы»
Актеры
Стоит сразу оговориться, что феминистские настроения последних лет здесь выходят на первое место. Следуя этой тенденции, мужчины в сериале кажутся второстепенными по сравнению с женскими персонажами. Это касается и отчима главной героини, и редактора, который отправил ее на задание, и даже внезапного любовного интереса в виде местного полицейского Ричарда.
Главная удача «Острых предметов» — Эми Адамс, которая не только исполнила роль Камиллы Прикер, но и стала продюсером проекта. Ее актерский талант держит на плаву всю конструкцию сериала и достойна самых крупных премий от «Эмми» и «Золотого глобуса» до «Оскара» (на который актрису номинировали, к слову, уже пять раз).
Эми Адамс и Крис Мессина. Кадр из сериала «Острые предметы»
В образе Камиллы Прикер Адамс продолжает развивать тему независимой главной героини и все дальше уходит от типа «барышня в беде». Ее роль ученого-лингвиста в «Прибытии» Дэни Вильнева убедительно доказала, что актриса выбрала верный путь. И даже в «Лиге справедливости» возлюбленная Супермена Лоис Лэйн в ее исполнении выглядит гораздо увереннее многих спутниц комикс-героев.
Сериал украшает и другой женский персонаж — Адора Креллин, мать Камиллы. Эта роль досталась блистательной Патрише Кларксон и достойна не меньшего уважения. Она невероятно удачно перевоплотилась на экране в образ нервной матери с повадками тирана, при этом не сделав ее карикатурным персонажем, чем часто грешат в сериалах. К слову, впервые со времен «Догвилля» она сыграла отрицательную героиню.
И, конечно, говоря об актрисах, нельзя забывать про 16-летнюю Софию Лиллис, сыгравшую молодую Камиллу. Несмотря на столь юный возраст, девушку уже называют одной из самых многообещающих актрис Голливуда. В прошлом году она дебютировала в полнометражном кино с ролью Беверли Марш в ремейке «Оно», продолжение выйдет в 2019 году. Кстати, недавно Софию утвердили на роль культового подростка-детектива Нэнси Дрю.
Патриша Кларксон. Кадр из сериала «Острые предметы»
Создатели
Я была заинтригована персонажем, но сомневалась в том, чтобы вернуться в телевизор. В основном из-за того, что это совсем другой тип работы по сравнению с полнометражным кино. Здесь все быстрее и даже яростнее.
Но, когда я познакомилась с Гиллиан, Марти, Джессикой и всей творческой командой, то подумала: «Это потрясающе!» Работать с группой женщин, которые знают как воплотить в жизнь не только историю Камиллы, но и историю семейного насилия и жестокости. Было безумно интересно, как они изучали ее.
Когда они пригласили меня стать продюсером проекта, я сразу предложила Жана-Марка в режиссерском кресле. Мы работали с ним до этого на проекте о Дженис Джоплин, и меня поразило то, как его привлекает боль, то, как он рассказывает об этом и как он ходит вокруг нее, пока не дойдет до сути. Мы общались и с другими режиссерами, но все время возвращались к кандидатуре Жана-Марка,
— рассказала о подготовке проекта Эми Адамс.
Впрочем, выбор режиссера был очевиден, ведь канадец Жан-Марк Валле стал невероятно востребован в киноиндустрии после выхода фильма «Даллаский клуб покупателей», который принес «Оскар» Мэттью Макконахи за главную роль и Джареду Лето за роль второго плана.
Эми Адамс и Тейлор Джон Смит. Кадр из сериала «Острые предметы»
Интересно, что история «Острых предметов» отчасти автобиографична. Гиллиан Флинн получила степень магистра по журналистике и долгое время мечтала стать криминальным репортером. Но когда она поняла, что не сможет выдержать эмоциональную нагрузку этой профессии, то пришла в 1998 году писать о кино в Entertainment Weekly, где задержалась на десять лет.
Она всегда любила фильмы ужасов и литературу. По долгу службы ей приходилось писать о кино и сериалах, Флинн фактически застала зарождение современной поп-культуры. Неудивительно, что наблюдая за всеми хитами проката, она вычислила свой секрет успеха и в 2006 году опубликовала первую книгу — «Острые предметы». Роман мгновенно стал бестселлером в США, и так началась ее карьера писательницы.
Эми Адамс и Генри Черни. Кадр из сериала «Острые предметы»
Влияние
Последние несколько лет американское телевидение все чаще стало заниматься исследованием психических расстройств и других ментальных проблем. Успешный проект от Netflix «13 причин почему» поднял тему суицида и селфхарма, доказав, что с этим сталкиваются не только взрослые, но и подростки. Сценаристы пытаются изменить отношение общества к сложившейся ситуации, они выводят на первый план героев с разными синдромами и фобиями, чтобы подчеркнуть актуальность проблемы.
Так, героиня Эмили Блант в экранизации другого популярного детективного романа, «Девушка в поезде», безуспешно борется с алкогольной зависимостью, то и дело переливая водку в пластиковую бутылку. А героиня триллера «Побочные эффекты» Стивена Содерберга в исполнении Руни Мары переживает последствия приема антидепрессантов, которые ей выписал психиатр.
Можно сказать, что Дэвид Финчер оказал Гиллиан Флинн невероятную услугу, когда взялся за экранизацию ее третьего романа — «Исчезнувшая». Он привнес в фильм свой фирменный мрачный стиль. Нельзя забывать и о том, что в 1999 году именно Финчер заново открыл «Бойцовский клуб» Чака Паланика, взяв на главные роли Брэда Питта и Эдварда Нортона. К слову, это один из главных фильмов о расстройстве личности в массовой культуре.
Патриша Кларксон и Элиза Сканлен. Кадр из сериала «Острые предметы»
Отзывы
кинокритик Егор Москвитин
Внимательный зритель заметит, что в одном кадре на дверце машины героини нацарапано слово «sacred» — «священный». Но уже через десять минут оно само собой превращается в слово «scared» — «испуганный». Все остальные галлюцинации в фильме — видения героини, но эта предназначается зрителю, а не ей. Так что в жутком городке Уайнд-Гэп лучше не верить своим глазам. Это совет, которого нам отчаянно не хватало четыре года назад в «Настоящем детективе». В «Острых предметах» мрака не меньше. Но если герой «Настоящего детектива» заканчивал свое приключение с мыслью, что свет постепенно расщепляет тьму, то выводы нового сериала HBO прямо противоположны.
кинокритик Татьяна Алешичева
Женщины в романах Флинн выглядят ведьмами, и за это она уже получила свою порцию обвинений в мизогинии, но сама причисляет себя к феминисткам. Ее особое понимание феминизма целиком отразилось в крошечной сценке из сериала, где две малолетних роллерши в ответ на предостережение шерифа не гонять как бешеные по шоссе — «Вдруг едущий навстречу водитель окажется невнимательным, и тогда он вас собьет!» — отвечают с железной логикой: «Почему «он»? Не будьте сексистом!»
Женская натура уж никак не менее сложна и глубока, чем мужская. А значит — получите и распишитесь — женские образы в детективах и триллерах не обязаны тесниться в резервации жертв и смышленых сыщиц с несложившейся личной жизнью, а вполне могут претендовать и на амплуа злодеек.
Постер сериала «Острые предметы»