Король Людвиг II известен в Баварии не меньше, чем в России Петр I. Но в отличие от последнего Людвиг вошел в историю не благодаря своим политическим деяниям, а как создатель знаменитых баварских замков. Ежегодно туристы со всего мира приезжают в Германию, чтобы взглянуть на знаменитый Нойшванштайн, миниатюрный Линдерхоф и грандиозный Херренкимзее.

Людвиг II (1845 — 1886) заслужил себе в Германии репутацию сказочного короля благодаря своему лирическому образу, стремлению к уединению, пристрастию к искусствам и музыке и, конечно же, в первую очередь из-за своих роскошных замков.

 

Линдерхоф — французское барокко и рококо

Баварские замки: сказочные творения лунного короля

Его  первый проект — замок Линдерхоф — стал единственным полностью достроенным еще при жизни короля. Замок стоит в Альпийских горах, в заповеднике Аммергебирге, в 8 км от деревушки Обераммергау, и поражает своей миниатюрностью и пышным убранством. Линдерхоф задумывался Людвигом в память о французском короле Людовике XIV. Именно поэтому символ последнего — Солнце, равно как и знаменитое изречение «государство — это я», неоднократно повторяются в интерьере замка.

Не меньше самого замка посетителей притягивает в парк знаменитый грот Венеры, вдохновением для которого послужила опера Вагнера «Тангейзер». Грот Венеры — это искусственная пещера 10 метров в высоту с самыми большими на тот момент в мире искусственными сталактитами. Грот был оснащен по последнему слову техники: воздух и вода подогревались, чтобы король мог купаться, специальная машина создавала эффект волн, а стены освещались разными цветами — красным, розовым, зеленым и любимым цветом короля — голубым.  В гроте ставили сцены из опер Вагнера, причем певцы появлялись из глубины в специальной лодке в форме раковины. Чаще всего единственным зрителем при этом был сам король.

Линдерхоф задумывался как место для уединенного королевского отдыха и нередко использовался по назначению. Здесь Людвиг II проводил немало времени, перепутав день с ночью, за что и заслужил титул «лунный король».

 

Нойшванштайн — декорация в камне

Баварские замки: сказочные творения лунного короля

Вторым замком, за строительство которого принялся Людвиг, стал знаменитый Нойшванштайн, который сегодня является самой популярной достопримечательностью Германии и принимает ежегодно более миллиона туристов. Его было решено возвести  возле городка Фюссен, неподалеку от резиденции королевы-матери Хоэншвангау, где сам Людвиг провел немало времени ребенком. Для строительства замка, по решению короля,  путем взрыва было создано специальное плато.

Для работы над замком привлекались театральные декораторы.

Если Линдерхоф воспевал короля-солнце Людовика XIV, то Нойшванштайн посвящен композитору Вагнеру, «божественному другу» короля Людвига, операми которого тот восхищался и творчеству которого покровительствовал. Для работы над замком привлекались театральные декораторы, а сам король принимал в планах строительства и разработке интерьеров самое непосредственное участие и утверждал все вплоть до самых мелких деталей.

В интерьере замка многократно воспроизводятся иллюстрации к операм Вагнера и старинные германские легенды. Еще один повторяющийся мотив — лебединый — связан с геральдической символикой предков Людвига. Поскольку основное строительство было закончено в последние годы жизни короля, Людвиг II успел провести в замке какое-то время, наслаждаясь прогулками к мосту Марии, с которого ему были видны освещенные свечами окна замка. К сожалению, при жизни короля Нойшванштайн не был достроен полностью, а главная башня с церковью высотой 90 метров так и не была возведена. Это не помешало Нойшванштайну, впрочем, стать прообразом замка Спящей Красавицы в Диснейленде. Здесь же у Петра Чайковского когда-то родился замысел балета «Лебединое озеро».

 

Херренкимзее — баварский Версаль

Баварские замки: сказочные творения лунного короля

Херренкимзее, загородная резиденция на одноименном острове в озере Кимзее, — это третья и последняя постройка Людвига, однако самая масштабная из всех. Этот замок, как и Линдерхоф, был посвящен королю-солнце и, по  замыслу Людвига, должен быть стать точной уменьшенной копией Версаля. Людвиг II по-прежнему вникал во все детали строительства и тщательно следил за исполнением своего плана. Так, он пришел в ярость, когда в зеркальной галерее две картины были перепутаны местами. Специально для короля на острове была построена небольшая железная дорога с локомотивом, чтобы он мог совершать поездки по острову и любоваться видами. В Херренкимзее король останавливался лишь однажды. По этому случаю в зеркальной галерее было зажжено более 2 000 свечей, словно в зале были сотни гостей, а не один лишь одинокий король. Сегодня в замке находится музей короля Людвига с редкими экспонатами, включая его крестильную рубашку и посмертную маску.

Несмотря на то, что король строил замки из собственного бюджета, его долги вскоре втрое превысили годовой доход. Вкупе с другими факторами это вызвало недовольство правительства, которое нашло повод объявить Людвига психически нездоровым и арестовать. Последовавшая за этим таинственная гибель Людвига в озере Штарнберг породила множество догадок и остается неясной по сей день.

Между тем строительство замков стимулировало экономическое развитие регионов и обеспечивало местных жителей рабочими местами. К тому же сказочный король, хоть и питал пристрастие к легендам и подвигам давно минувших дней, живо интересовался технологическими новинками и стремился применять многие из них в своих замках. Вот только в то время как предки Людвига воздвигали замки для величия и любования другими, Людвиг II строил лишь для себя самого. И мысль о том, что сейчас все они открыты для широкой публики, лунному королю вряд ли понравилась бы.