Наверное, только ленивый не обсудил фильм «Исход: Цари и боги», который сейчас идет в кинотеатрах, и не высказал своего веского мнения. Но мне бы хотелось рассказать вам о нем глазами израильтян, все-таки это «наша» тема и нам есть что о ней сказать.
Напомню, что картина рассказывает ветхозаветную историю о Моисее, начало событий освобождения им израильского народа от египетского рабства.
Если вы проведете в Израиле опрос по поводу этой картины, то подавляющее большинство в ответ фыркнет, если не употребит крепкое словцо. Да что и говорить, фильм в Израиле провалился. Народ попросту Н Е У З Н А Л своего Моисея, которого к тому же у нас весь фильм называли Мозесом.
Дело в том, что в израильских школах изучение Ветхого Завета входит в программу, и не просто входит, а является обязательным предметом в аттестате зрелости. Кроме этого, многие отрывки из Ветхого Завета пересказываются в семьях по праздникам или просто к слову. Исход евреев из Египта — это одно из самых популярных повествований, и для тех, кто не дай бог забывает — о чем он, его пересказывают за праздничным столом каждую весну на Песах. В общем, это я к тому, что израильтяне знают эту историю вдоль и поперек, включая самые мелкие детали и подробности. Среднестатистический израильтянин отправлялся на эту экранизацию дабы проверить, насколько хорошо изучили тему американцы, но такого провала они не ожидали.
Итак, разбор полетов:
Фильм: Мозес— в фильме он красивый мужчина (Кристиан Бейл как никак), имеет своенравный характер, с радостью идет на контакт с окружающими (в основном, чтобы поспорить), скептичен, опытный воин. А еще Мозес убивает людей направо и налево во имя «великой цели».
Книга: Моше — о внешней наружности ничего не упоминается, стеснительный (в основном из-за своего заикания), имеет острый ум, слаб здоровьем и никогда не участвовал в боях или войнах. Моше убил одного египтянина, который смертным боем избивал еврея.
Лично мне понравился этот Мозес-мачо, но разница налицо. Вместе с этой харизматичностью героя теряется очень мощная смысловая нагрузка описания Моше в Ветхом Завете. Там стараются подчеркнуть, что Бог выбрал своим наместником неказистого, скромного паренька, у которого были доброе сердце и светлый ум. Он хочет преподать урок всем выскочкам и хвастунам.
Фильм: Почему-то в фильме Бог предстает в виде маленького, злого, кровожадного мальчика. Мозес уговаривает Бога не убивать детей, а Бог огрызается, примерно как я во время критических дней. Мне не хочется думать так о Боге, пускай он и создал нас по своему образу и подобию, но все-таки надеюсь, что у Бога нет таких низменных качеств, как месть и злость.
Книга: В Ветхом Завете сказано, что Бог говорил с Моше лицом к лицу. Конечно, не имеется в виду, что Моше видел облик Бога, здесь скорее намекают, что Бог открыл Моисею свое виденье мира. Появление Бога обозначается горящим терновым кустом, который горит и не сгорает. В Ветхом Завете хотят подчеркнуть, что не стоит искать Бога так, как мы ищем конкретного человека, Бог — это вечность, а значит, он везде.
В фильме совершенно не показывают, как Моше после каждой божьей казни приходил к Фараону и просил его освободить еврейский народ, но тот не соглашался до десятой казни, которая угрожала ему смертью. Тем самым история должна научить нас, что Бог всегда дает нам еще один шанс, даже если мы оступились.
Десятой казнью Бога была смерть всех родившихся когда-либо (не только детей, как показано в фильме) первенцев, и так как Фараон сам был старшим в своей семье, он побоялся смерти и уступил Моше.
Создатели фильма решили, что крутые спецэффекты лучше доброй старой морали. Советую ли я вам посмотреть этот фильм? Почему бы и нет. Только я вас очень прошу от лица всех израильтян — не принимайте его за чистую монету :).
P.S. Прочитала интервью Кристиана Бейла и очень огорчилась. Судя по его ответам, он совершенно не изучил эту историю, а просто прочитал сценарий, но это не помешало ему назвать Моше террористом своего времени. Вот такая беда.