В прошлый раз я начала свой рассказ о нашем небольшом путешествии в район Кавказских Минеральных Вод. Я писала про Кисловодск — о самом городе, о посещении Нарзанной галереи и прогулке по огромному Курортному парку.
На следующий день нашего путешествия мы отправились в Пятигорск. Он больше Кисловодска по размеру. Если Кисловодск можно назвать именно курортным городом, здравницей, местом для отдыха, то Пятигорск — скорее административный центр района. Здесь есть и небольшие уютные улочки, но много и широких проспектов с интенсивным движением.
В Пятигорске немало административных зданий и даже высших учебных заведений. Например, Пятигорский государственный лингвистический университет.
В отличие от Кисловодска, где все достопримечательности сосредоточены в одном месте, в Пятигорске интересные места расположены в разных точках вокруг горы Машук. И нашей первой целью был подъем на эту гору.
Мы воспользовались канатной дорогой, нижняя станция которой находилась в центре города, у подножья горы на стыке бульвара Гагарина и улицы Пастухова.
Пятигорская канатная дорога была построена в 1971 году и уникальна тем, что на пролете почти километровой длины не имеет дополнительных опор.
Подъем здесь менее живописный, чем в Кисловодске, но все равно было на что посмотреть.
Наверху даже показалось, что кабинка прямо парит над городом.
Вершина горы Машук — это одна большая обзорная площадка. Ее высота 993 метра над уровнем моря. В какую сторону ни посмотри, везде просторы и есть чем полюбоваться. Вокруг горы обозначены смотровые точки. На каждой из них есть стенд с панорамной фотографией. На ней обозначены основные объекты, которые видно с этой точки.
Пожалуй, один из самых интересных видов открывается непосредственно от канатки — здесь весь город, как на ладони, интересно разглядывать здания, кварталы, широкие проспекты. Где-то там, на горизонте — Эльбрус, который и в этот раз нам не удалось увидеть из-за облаков.
На склоне горы стоит обелиск — памятник военному топографу и альпинисту Андрею Васильевичу Пастухову, который в конце XIX века покорил такие значимые вершины, как Казбек, Эльбрус, Арарат и заполнил все белые пятна на карте Кавказа. Похоронен он здесь же, в нескольких метрах от вершины горы Машук.
Слева от верхней станции канатной дороги находится поляна с указательными столбами. Пара сотен деревянных стрелок показывают направление и расстояние до самых разных, ближних и дальних точек нашей страны и зарубежья. В таких местах всегда хочется первым делом отыскать свой родной город.
Пятигорск как бы обнимает гору Машук. С этого склона хорошо видна другая часть города — где-то там внизу Эолова арфа и Провал, к которым мы отправимся позже.
Справа виднеется городок Горячеводский.
Мы вернулись к зданию канатки и обогнули вершину с другой стороны. Здесь тоже хорошо виден город. Где-то справа — дорога на Ессентуки и Кисловодск.
По всей окружности встречаются поясняющие фотостенды.
Где-то там внизу находятся место дуэли и Лингвистический университет.
Обзор с этой точки замечателен тем, что открывает вид на пятиглавую гору Бештау высотой 1400 метров над уровнем моря. Она носит тюркское название (беш — пять, тау — гора), в честь нее в 1830 году город и получил свое имя. Это место было известно со времен монголо-татарского ига. В те времена хан раскидывал здесь свой шатер, и его передвижной город находил временное пристанище. Вдалеке за Бештау находятся города Лермонтов и Железноводск.
Дальше вокруг горы ведет извилистая тропинка.
За поворотом открывается вид на город Иноземцево и гору Змейка, за которой скрыты Минеральные Воды и аэропорт.
На вершине горы Машук находится городская телевышка.
Мы обошли гору вокруг, вернулись к канатной дороге и по ней же спустились вниз.
Мы направились к Провалу. Слегка обогнули Машук по бульвару Гагарина, оставили машину и еще километра полтора шли пешком. Бульвар — приятная двухуровневая улица.
Практически все строения на ней — разнообразные санатории старинной и современной архитектуры. Некоторые активно функционируют, другие как будто бы закрыты и заброшены.
Самое красивое и величественное здание на этой улице — Пироговские ванны, возведенные еще в 1914 году. Их фасад украшают два панно с античными сюжетами на керамической плитке. Эти ванны функционируют по сей день.
Дорога привела нас к самой известной достопримечательности Пятигорска — Провалу. Наверное, нет человека, кто хотя бы на картинке не видел это место.
У входа в Провал стоит скульптура Остапа Бендера. Именно в этом месте в романе и одноименном фильме «12 стульев» предприимчивый великий комбинатор продавал входные билеты, хотя во все времена посещение Провала было бесплатным.
До приезда в Пятигорск, я была уверена, что Провал — это только стена с проемом и небольшой пещерой внутри. Ведь на всех фотографиях я именно это и видела. Оказалось, что внутри он гораздо интереснее, чем снаружи. За проемом шел длинный тоннель длиной около шестидесяти метров.
Он вел к небольшому озеру минеральной воды. Сероводородный запах здесь был такой же, как у воды в Нарзанной галерее Кисловодска. Но невероятный молочно-голубой цвет озера просто завораживал. Если внимательно присмотреться, то на поверхности можно увидеть струи источников, бьющих из глубины. На одной из стен в специальной нише установлена икона Великомученика и Целителя Пантелеимона.
Провал впервые обследовали в 1793 году. Это была естественная конусообразная пещера на отроге Машука высотой 41 метр, на дне которой находилось озеро глубиной 11 и диаметром 15 метров. В то время доступ к озеру был только с одной стороны — сверху. В 1837 году над пещерой был устроен мост, с которого туристы могли спуститься к воде в корзине. В своем романе «Герой нашего времени» Лермонтов подробно описывал, как приезжавшее на воды высшее общество ходило к Провалу.
Тоннель к озеру пробили в 1858 году, подходить к нему стало намного удобнее, воду стали принимать в лечебных целях, а количество туристов заметно увеличилось. И до сих пор Провал — любимое всеми место. На площадке перед входом часто устраиваются общественные мероприятия.
А за площадкой, вниз по склону Машука, стекают воды того самого озера. Минералы и микроэлементы оседают на поверхности и образуют травертиновый слой. Этот камень довольно легко поддается обработке. Еще в XIX веке в нем были выдолблены ванны, чтобы люди могли в них купаться. Эти ванны назывались «бесстыжими», поскольку, как и сейчас, принимать их могли и мужчины, и женщины одновременно.
Налюбовавшись чудесами Провала, мы отправились обратно, уже по верхнему уровню проспекта Гагарина — очень уютной и благоустроенной пешеходной зоне.
В конце пешеходного бульвара полюбовались фонтаном.
Оказалось, что буквально в двух шагах от этого места находится небольшой парк. Он практически не выделяется на фоне зеленых насаждений. Мы поднялись по извилистым тропинкам и пришли к еще одной смотровой площадке с беседкой Эолова арфа.
Вообще, Эолова арфа — это своеобразный музыкальный инструмент, на котором играет не человек, а ветер. Арфа представляет собой деревянный ящичек с натянутыми в нем струнами разной толщины, которые создают большой диапазон звуков. При слабом ветре арфа звучит лёгко и нежно, при порывах — резко и громко. Эта смотровая площадка — очень подходящее место для расположения такого инструмента.
Беседка была построена в 1831 году. Арфа в ней несколько раз меняла свою конструкцию. В 1972 году струнный инструмент был заменен на электронный, а в 2008 году — на аудиоаппаратуру, играющую уже независимо от ветра.
С площадки открывается красивый вид на ущелье, зелень которого скрывает много интересного.
Чуть ниже беседки на склоне горы находится Академическая галерея. В повести «Княжна Мери» Лермонтов описывал, что здесь собиралось все водяное общество. Внутри галереи были установлены ванны и обустроен зал для отдыха, внутри колоннады можно было прогуливаться во время дождя. Сейчас в помещениях галереи проходят небольшие экспозиции.
Если пройти по аллее, идущей справа от Академической галереи, то буквально в двух шагах можно увидеть грот Лермонтова. Эта естественная пещера находится в крутой скале на отроге горы Машук.
Декоративный вид ей придали в 1831 году, сделав излюбленным местом для уединенного отдыха. Лермонтов описал этот грот в романе «Герой нашего времени», сделав его местом встречи Печорина с Верой. Главный герой нашел девушку сидящей в тени свода на каменной скамье, которая существует в пещере до сих пор.
От грота можно еще лучше разглядеть город у подножья Машука.
Дальше мы направились на встречу с пятигорским орлом. Нам указали куда идти — еле различимая светлая точка среди буйной зелени в самом центре фотографии — это он и есть. К орлу ведет дорога, уходящая влево от Академической галереи. Мы шли довольно долго по тенистой тропинке вдоль ущелья. Все пытались разглядеть, что там внизу, но из-за деревьев ничего было не разобрать.
И вот, наконец-то, мы дошли до орла — самого большого и главного из всех, установленных в Кавминводах. Именно он является символом региона. Скульптура, изображающая птицу в схватке со змеей, была открыта в 1901 году.
Здесь мы встретили группу школьников с экскурсией, и я подслушала, что в этом месте были обнаружены первые горячие источники и вырублены первые «бесстыжие» ванны. Многочисленные приезжие купались тут, вода стекала по склонам. После воды источника были направлены вниз к подножью горы в обустроенные ванны. Но запах сероводорода все равно очень сильно чувствуется даже сейчас.
От орла прекрасно видно вершину горы Машук и Эолову арфу на ее склоне.
Мы сделали большую глупость и много потеряли, вернувшись назад тем же путем — по дорожке над ущельем. От скульптуры орла нам следовало спуститься вниз по крутой тропинке. Там бы мы увидели еще несколько примечательных объектов — Лермонтовские ванны, красивейший парк Цветник, грот Дианы, Ресторацию. Но мы вернулись к галерее и вышли на бульвар Гагарина, где нас ждала машина.
Мы отправились в последнюю точку нашей программы — место дуэли Лермонтова у подножья Машука, у склона, противоположного Провалу. Рядом находится густая роща, создающая плотную тень.
Как известно, Лермонтов погиб на дуэли от руки своего близкого друга Николая Мартынова. У поэта был злой язык, он часто прилюдно насмехался над своими товарищами. Из-за дурного характера у него было много врагов. После очередной неприятной шутки Мартынов не выдержал и вызвал Лермонтова на дуэль. Поэт до последнего момента не принимал сражение всерьез и даже пытался выстрелить в воздух. Но для Мартынова уже было делом чести произвести точный выстрел. Лермонтов погиб сразу же после выстрела. Это произошло в дождливый вечер 15 июля 1841 года. По новому стилю это 27 июля — позавчера как раз было ровно 174 года со дня смерти великого поэта.
Вокруг места дуэли Лермонтова и Мартынова разбит небольшой сквер. В его центре стоит каменный обелиск с горельефом поэта. Первый его вариант был установлен в 1881 году, затем переделан в 1901 году, а нынешний вариант памятника был сооружен в 1915 году.
Слева от обелиска расположена памятная плита, на которой кратко описана причина смерти поэта, а также указаны авторство и даты сооружения памятника.
На этой невеселой ноте мы закончили свое знакомство с городом Пятигорском и отправились обратно в Кисловодск, чтобы уже наутро выехать домой в Ростов.
Конечно, в Кисловодске и Пятигорске мы успели посмотреть только самое-самое важное и интересное. Да и никакое описание не может передать атмосферу и историческую наполненность этих городов. Вопреки моим ожиданиям оба этих города действительно запали мне в душу.