Екатерина Мцитуридзе
Фотоколлы, пресс-конференции, премьеры, вечеринки — все это неотъемлемая часть любого кинофестиваля, в том числе Венецианского и TIFF. Вот только далеко не все самые интересные подробности смотров можно найти в ежедневных отчетах мировых СМИ. Однако благодаря генеральному директору РОСКИНО Екатерине Мцитуридзе у читателей SPLETNIK.RU есть уникальная возможность взглянуть на смотры с другой стороны.
Венецианский кинофестиваль
Венеция для меня началась с фильма «Ла Ла Лэнд» и на «Ла Ла Лэнде» же и закончилась. На церемонии открытия смотра новая картина Дэмьена Шазелла задала настроение на весь фестиваль вперед. Массовая любовь к этому безупречному фильму профессионалов индустрии и гостей фестиваля подтверждает, что кино, снятое с душой, с четко поставленной целью и внятным сценарием, не может не выстрелить. Экранная любовь между героями Эммы Стоун (она позже получила Кубок Вольпи в качестве «Лучшей актрисы» фестиваля) и Райана Гослинга отсылает к любимым киноманским шедеврам — «Шербурским зонтикам», «Девушкам из Рошфора», «Поющим под дождем», «Касабланке» и многим другим.
В интервью для Первого канала и Эмма, и Дэмьен признались, что для них самым большим комплиментом является тот факт, что фильм никого не оставил равнодушным. Восторженная пресса в один голос предрекает ленте все «Оскары». И это тот случай, когда все солидарны. Посмотрим, как все пойдет.
Я не мучился долго с кастингом, когда Эмма и Райан стали читать сценарий вместе, мгновенно сработала химия. И все пошло как по маслу,
— утверждает режиссер.
Эмма Стоун и Райан Гослинг. Кадр из фильма «Ла Ла Лэнд»
Вообще американские кинематографисты в Венеции выступили как никогда достойно. Дизайнер Том Форд, который становится своим в киноиндустрии (радует это кого-то или нет), представил эстетский психотриллер с элементами роудмуви «Под покровом ночи» с еще одной блестящей актрисой нового поколения Голливуда — Эми Адамс.
Успешная галеристка, икона стиля, обладательница копны роскошных рыжих волос и голубоглазого брюнета-мужа в один прекрасный день, точнее вечер, начинает заниматься осознанным саморазрушением.
Том Форд и Екатерина Мцитуридзе
Том Форд в качестве сценариста (не только режиссер, да) со знанием психиатра раскручивает жесткую спираль этого отдельно взятого женского невроза, переплетая на пути героини ее прошлое и настоящее, секс и убийства, сны и вполне реальный роман в печатном виде, посвященный ей экс-мужем. И бывший, и текущий мужья внешне безупречны: Джейк Джилленхол в образе бывшего — лузера с творческим потенциалом, Арми Хаммер в роли актуального, холодного как сталь мужа-бизнесмена, летающего из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк на свидания.
Жюри во главе с председателем Сэмом Мендесом оценило фильм на Гран-при — второй по значимости приз Венецианского фестиваля.
Эми Адамс. Кадр из фильма «Под покровом ночи»
Начиная с пресс-конференции и фотоколла я была рядом с Томом, который наповал сразил меня своим магнетическим обаянием. Вечером на премьере он высоко оценил мой драматический выход в черном атласно-шифоновом платье от Даниила Берга для Edem Couture, с интересом уточнив имя молодого коллеги из России.
Главный приз — «Золотого льва» — в этот раз за свой самый короткий за последние годы (четырехчасовой!) фильм «Женщина, которая ушла» получил наш друг, филиппинец Лав Диас. Два года назад в Петербурге, на Международном медиафоруме, Лав (он же Лаврентий — из-за симпатии его отца к Берии) был нашим любимым гостем и до сих пор вспоминает нас — меня и команду РОСКИНО — с нежностью и теплотой. Приятно!
Лав Диас
Что касается наших, то Андрей Кончаловский с военной драмой «Рай» поделил пополам приз за режиссуру с молодым мексиканцем Аматом Эскаланте и его дерзкой эротической, на грани порнографии, притчей «Дикая местность».
Юлия Высоцкая. Кадр из фильма «Рай»
Амат Эскаланте и Андрей Кончаловский
Из того что запомнилось, но осталось без весомых наград — это «Франц» Франсуа Озона. Он какой-то невезучий на призы. Один из лучших фильмов и ноль лоббирования вокруг него. Будто и не француз вовсе!
Постер к фильму «Франц»
Из неприятных воспоминаний только новый фильм Мела Гибсона «По соображениям совести». Выдержать двухчасовую кровавую до патологизма военную драму, снятую, совсем уж очевидно, «по мотивам» фильмов Спилберга, смог не каждый. Уходили молча и по одному.
Кстати, я была тем вечером в ярко-красном расшитом вручную пайетками платье от Zuhair Murad. И не скажу, что прошла незамеченной. Ну что ж… Зато фотоссесия моя длилась минут пять, не меньше, и я попала во все глянцевые издания и блоги, освещающие фестиваль.
Что еще… Вим Вендерс никого не удивил. Но и не расстроил. В отличие от Эмира Кустурицы. К сожалению, в этот раз режиссер, имя которого в кинокругах уже стало нарицательным, потопил вместе с собой Монику Беллучи. Грустно вдвойне.
Вим Вендерс и Екатерина Мцитуридзе
TIFF-2016: кинофестиваль в Торонто
Итоги Венеции мы узнали уже в Торонто. Кинофестиваль в городе с самым красивым водопадом в мире — Ниагарой, как танк надвигается на Венецию, наседая на ее сроки. И бигбоссам Биеннале приходится крутиться в два раза быстрей, чтоб заполучать вожделенные фильмы. Впрочем, в этом году Венеция в очередной раз справилась, хотя из последних сил: как и в случае с «Гравитацией» три года назад, и в случае с «Бердмэном» год назад, «Ла Ла Лэнд» — очевидный фаворит оскаровской гонки.
Что не получила Венеция и что стало жемчужиной Торонто — это «Сноуден», шпионский триллер мэтра Оливера Стоуна. Основанная на реальных событиях история сотрудника спецслужб США Эдвард Сноудена, чья гражданская позиция заставила поменять всю его жизнь, художественно переосмыслена его самым близким человеком на сегодняшний день, адвокатом Анатолием Кучереной.
Оливер Стоун и Киран Фицджеральд именно на основе его книги «Время спрута» написали свой сценарий, по которому и был снят фильм. Не сдавая детали фильма, скажу, что Джозеф Гордон-Левитт не просто играет Сноудена, он им стал, и в конце фильма уже сложно различить документальные кадры и постановку.
Оливер Стоун и Екатерина Мцитуридзе
Оливер Стоун: Ты знаешь, Катя, когда журналист приходит в такой обуви, как ты… Кстати, что это за бренд? Баленсиага? Очень изысканно!.. Она может задавать любые вопросы (смеется)!
Екатерина Мцитуридзе: Я бы хотела, конечно с точки зрения России, спросить, какую роль в этой истории, в съемках сыграла наша сторона и, скажем так, борт номер один?
Оливер Стоун: Большую, очень серьезную. Если бы не Владимир Путин, к которому я отношусь с большим уважением, все было бы невозможно сложно. И, конечно, я бесконечно благодарен за поддержку Анатолию Кучерене. Мы сначала, скажу вам честно, немного притирались друг к другу, но сейчас лучшие друзья! Он очень помог, в том числе и по встречам с Эдом (Эдвард Сноуден) и его девушкой.
На премьере «Сноудена» в Торонто был сумасшедший аншлаг, пришли поддержать режиссеры — Даррен Аронофски, Джефф Николс, крупные продюсеры, студийные боссы, цвет Голливуда. В российский прокат фильм выходит 16 сентября. Не пропустите!
Команда фильма «Сноуден» на премьере в Торонто
Что касается других аншлагов в Торонто, это каннский «Лавинг» Джеффа Николса и те же венецианские «Ла Ла Лэнд», «Под покровом ночи» и «Джеки»…
Натали Портман. Кадр из фильма «Джеки»
Между тем благодаря уважительному многолетнему сотрудничеству с фестивалем в Торонто в этот раз взяли три российские картины: одна из них — «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, главная ставка российского проката этой осенью. В Торонто пять показов в зале IMAX прошли с полным аншлагом.
Иван Кудрявцев, Екатерина Мцитуридзе и Александр Роднянский
Александр Роднянский на сегодняшний день главный международно-ориентированный продюсер из России, адекватно оценивающий перспективы проката фильма на международных территориях.
Нескромно так говорить, но фильм во многом уникален. Во-первых, это особая, свежая, ни на что не похожая история. Она сочетает в себе основу классической русской литературы и приключенческий жанр, столь характерный для европейской литературы 19 века. Говоря проще, это произведение Дюма в декорациях романов Достоевского и с характерами Лермонтова,
— сообщил Роднянский.
«Дуэлянт» является одним из самых масштабных отечественных проектов. На экраны фильм выйдет в конце сентября, в том числе в формате IMAX.
Петр Федоров и Екатерина Мцитуридзе
Кстати, исполнитель главной роли в «Дуэлянте» Петр Федоров по рекомендации РОСКИНО представил Россию в программе, организованной в Торонто с целью продвижения молодых звезд на международной арене. Каждый год организаторы отбирают 10 профессионалов со всего мира, обладающих высоким международным потенциалом. И это из числа сотен актеров! В рамках программы прошли мастер-классы и воркшопы, а также серия индивидуальных встреч с кастинг-директорами ведущих студий Голливуда.
Еще одна картина из России, представленная в Торонто, — «Зоология» Ивана И. Твердовского. Главная героиня фильма, немолодая сотрудница зоопарка, живет с матерью скучной однообразной жизнью в маленьком городке. Но внезапно у нее вырастает хвост. Тут все и начинается.
Постер к фильму «Зоология»
В программе «Документальное кино» в Торонто показали фильм «Родные» известного российского документалиста Виталия Манского (производство Германия, Украина).
«Родные» повествуют о семейной драме, которая произошла из-за событий в современной Украине и странах бывшего СССР. Виталий приезжает в Украину, чтобы понять, что изменилось в его собственной семье после Майдана. Семья разбросана по всей стране: в Львове, Одессе, в районе Донбасса. Режиссер исследует на экране судьбу человека во времена радикальных исторических перемен.
Кадр из фильма «Родные»
Между тем на стенде РОСКИНО, который был организован при участии Минкультуры, МИД РФ и поддержке стратегического партнера «Аэрофлот», работало 29 компаний из России. Лидерами продаж стали «Притяжение» Федора Бондарчука, «Защитники» Сарика Андреасяна, «Ледокол» Николая Хомерики, анимация студии «Рикки» и «Визарт». И, конечно, важным сюрпризом стало открытие продаж главного российского блокбастера следующего сезона — долгожданного «Викинга» режиссера Андрея Кравчука, продюсерского тандема Константина Эрнста и Анатолия Максимова.
Из светских событий запомнились две вечеринки в Венеции — прием журнала Vanity Fair, куда меня пригласила дизайнер Лана Такори, и прием часового дома Jaeger LeCoultre, который является официальным ювелирным Домом Венецианского кинофестиваля.
Екатерина Мцитуридзе и пиар-директор Jaeger LeCoultre Лорен Винни
Екатерина Мцитуридзе
В Торонто же светская жизнь гораздо более демократичная. Приемы после фильма проходят в клубе Soho, как правило, за бокалом шампанского и бесконечными разговорами о кино.
Вот так насыщенно провели мы две недели между двумя крупными кинофестивалями и кинорынками в Венеции и Торонто. И вот аэропорт Пирсон, Торонто, радостно летим в Москву. Поскольку прямых рейсов нет, приходится лететь через Лондон. И кто бы, вы думали, летит вместе со мной на соседнем кресле? Именно! Главный герой «Лучшего фильма» двух фестивалей, «Ла Ла Лэнда», Райан Гослинг. Как приятно, когда говоришь хорошие слова без тени лукавства! Впрочем, говорили мы мало: он читал новый сценарий, а я писала для вас мои путевые заметки.
Желаю приятных просмотров читателям SPLETNIK.RU! И напоследок делюсь снимком, сделанным у Ниагары. Самое настоящее кино — это природа.