Константин Богомолов
Для российской театральной сферы 2021 год выдался, мягко говоря, не самым спокойным. Пострадавшие от пандемии театры штормило: произошло сразу несколько громких и даже скандальных кадровых перестановок, отменялись и возвращались нашумевшие спектакли, не обошлось без массовых увольнений и судебных исков. Но обо всем по порядку — подводим итоги театрального года.
«Мастер и Маргарита»
На статус самого нашумевшего спектакля года смело может претендовать постановка канадского режиссера Робера Лепажа «Мастер и Маргарита» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в главных ролях.
Премьерные показы идут с начала декабря в Театре наций, а недавний звездный показ, объединенный с празднованием 55-летия Миронова, собрал множество знаменитостей, которые после мероприятия писали восторженные отзывы о спектакле. Софья Капкова, например, выразила мнение, что «Мастер и Маргарита» — это «самый сложный проект из тех, что идут в Москве сегодня».
Телеграм-канал «Закулиска», дав постановке определение «совсем не театр, а роскошное шоу, аттракцион», писал:
Это, наверное, самый дорогой проект в истории российского драматического театра. Уверены, что все те технические возможности, которые продемонстрированы в этом спектакле, изменят подход к сценографии и некоторым визуальным решениям. Не сразу, но изменят точно. Потому что продемонстрирован верх сценографической фантазии на базе технических возможностей.
В числе недостатков спектакля авторы канала выделили продолжительность спектакля — идет он больше пяти часов, что даже для заядлых театралов, пожалуй, многовато.
Среди тех самых сложных технических решений — специальные костюмы-трансформеры, благодаря которым актеры переходят от одной роли к другой: по авторской задумке, в спектакле всего 13 артистов, которые играют сразу нескольких персонажей. Спектакль наполнен практически киношными спецэффектами и включает элементы представлений иллюзионистов, это неудивительно, учитывая опыт Робера Лепажа как в кино, так и в постановке шоу для Cirque du Soleil.
Можно сказать, что эти «Мастер и Маргарита» — идеальная театральная работа постпандемийных времен: сделанная чуть ли не в 5D, апеллирующая ко всем органам чувств одновременно, но не нуждающаяся в прямом контакте со зрителем,
— написал о премьере Forbes.
Промо к спектаклю «Мастер и Маргарита»
Манифест Богомолова
Прошлой зимой горячо обсуждался манифест режиссера Константина Богомолова под названием «Похищение Европы 2.0», опубликованный в феврале в «Новой газете». В нем режиссер делился своим мнением относительно западных ценностей последнего времени и так называемой «новой этики»:
Перед нами этический социализм. Квир-социализм. Siemens, Boss и Volkswagen превратились в Google, Apple и Facebook, а «нацики» сменились столь же агрессивным и так же жаждущим тотального переформатирования мира микстом квир-активистов, фем-фанатиков и экопсихопатов.
Соцсети Богомолов назвал в своем тексте «идеальным инструментом этой новой репрессивной машины», а их пользователей обвинил в «виртуальном линчевании» и травле. Досталось и таким движениям, как Black Lives Matter и Me Too:
Сегодня на Западе исследуется под микроскопом не форма носа и национальная принадлежность, но этическое прошлое каждого успешного индивида: нет ли там, в глубине десятилетий, какого-нибудь хоть небольшого, но харассмента, абьюза или просто высказывания, не соответствующего новой системе ценностей. И если есть — падай на колени и кайся.
Разумеется, манифест вызвал самые разные оценки — как среди рядовых пользователей соцсетей, так и среди знаменитостей. Поддержали режиссера далеко не все. Так, Владимир Познер заявил, что «фигура режиссера не позволяет говорить о серьезности этого документа», а писатель Виктор Ерофеев заявил, что «лучше бы Богомолов так же сурово посмотрел на свою Родину, на страну дощатых сортиров, страну с низкой продолжительностью человеческой жизни».
Прокомментировал текст Богомолова даже пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков:
Богомолов имеет свою точку зрения, не думаю, что этот вопрос стоит на повестке Кремля,
— сказал он.
Константин Богомолов
Звучали в соцсетях и предположения о том, что манифест — просто «тонкий троллинг».
Впрочем, темы, поднятые режиссером в начале года, ничуть не теряют актуальности. Недавно, к примеру, в театральной среде вновь спорили по поводу «новой этики» — в связи с отменой в Берлине балета «Щелкунчик». Причиной стало то, что двое детей выходят на сцену в гриме, имитирующем темную кожу. Люди нашли в этом элементы расизма. Кроме того, многим не понравился китайский танец, где артисты передвигаются по сцене «мелкими семенящими шажками».
Иосиф Райхельгауз и «этюды на раздевание»
Один из свежих скандалов, связанных с театральной сферой, начался в декабре, когда актер Даниэль Романов написал в Facebook пост о том, что худрук «Школы современной пьесы» и профессор ГИТИСа Иосиф Райхельгауз склоняет актрис к близости. По словам артиста, об этом он «раз 20 слышал» от коллег женского пола. В комментариях к посту развилась дискуссия, в которой приняли участие несколько девушек, подтвердивших информацию о домогательствах со стороны 74-летнего народного артиста России.
В дальнейшем и журналистам эти актрисы рассказали, что «и при поступлении, и при начале обучения предлагались этюды на раздевание» — и не только. По словам одной из девушек, Райхельгауз пытался ее поцеловать, а, получив отказ, принялся занижать студентке оценки. Другая вспомнила, что еще 15 лет назад, поступая на курс Иосифа Райхельгауза, так и не смогла от него получить внятный ответ на свой вопрос о том, «какое отношение имеют этюды на раздевание к выявлению режиссерских способностей».
Сам театральный деятель назвал все обвинения «чушью собачьей», отметил, что сцены раздевания — тоже часть актерской профессии, а заявления девушек в интервью для «Газеты.ру» объяснил так:
К огромнейшему сожалению, я не знаю ни одного из своих коллег, включая женщин-режиссеров, которых не обвиняли бы в харассменте. У нас огромное перепроизводство артистов: только в Москве существует десять вузов, которые совершенно не нужны. По театрам ходят тысячи артистов с просьбой взять их на работу. Правда, на работу их не берут, потому что ни они, ни другие там не нужны. А им [артистам] нужно рассказывать мамам, папам и мужьям, почему их не берут. Но они не могут сказать, что они не талантливые или плохо выглядят, потому что мама и папа платили деньги за обучение. Тогда они начинают морочить им голову, что режиссеры пристают.
Райхельгауз посоветовал журналистам пообщаться с его успешными выпускниками, работающими в ведущих театрах страны, вместо того чтобы брать комментарии у «неудачников».
«Чудесный грузин» с Ольгой Бузовой
В начале лета все только и говорили, что Ольга Бузова готовится выйти на сцену МХАТа имени Горького. Телеведущая и певица радостно поделилась в соцсетях новостью, что сыграет артистку кабаре Беллу Шанталь в спектакле «Чудесный грузин» об Иосифе Сталине.
Художественный руководитель театра Эдуард Бояков тогда прокомментировал это известие, назвав Бузову «феноменом, который живет во время инстаграма, в эпоху, когда можно стать звездой, не обладая специальными компетенциями».
Но далеко не все посчитали идею удачной: в сети шли яростные споры, высказались и некоторые из публичных персон. Телеведущая Елена Летучая, к примеру, обвинила руководство театра в неуважении к зрителю. Театральная общественность тоже в целом восприняла решение Боякова скептически — худрука театра раскритиковали за этот выбор, даже несмотря на то, что экс-участнице «Дома-2» в постановке досталась, по сути, эпизодическая роль.
Другие же коллеги по шоу-бизнесу, наоборот, поддержали Бузову: в их числе Яна Рудковская и Лолита Милявская.
В октябре директором МХАТа им. Горького стал бизнесмен и театральный деятель Владимир Кехман, и уже через несколько дней было объявлено об отмене спектакля «Чудесный грузин». Сообщалось, что это решение нового директора связано «с плохими продажами билетов в период карантинных ограничений».
Ольга Бузова в спектакле «Чудесный грузин»
Сама Бузова возмутилась и опубликовала скрины с сайта театра, где говорилось, что билеты на грядущие показы спектакля полностью распроданы.
Но новое руководство МХАТа это не устроило! И господин Кехман дал задание снять спектакль «Чудесный грузин» и выдать новость, что отмена связана с плохой покупкой билетов на Бузову,
— негодовала Ольга. По словам знаменитости, с ней был подписан договор на участие в спектакле в ноябре и декабре 2021 года.
Зачем господин Кехман, пришедший в театр для того, чтобы сделать его успешным, убирает самую кассовую постановку и самый обсуждаемый спектакль, остается загадкой,
— недоумевала Бузова у себя в сторис.
Увольнение Боякова
На этом громкие истории, связанные с МХАТом им. Горького, не заканчиваются, 1 ноября стало известно, что худрук театра уволился. Этот пост Эдуард Бояков занимал с 2018 года. До него театром руководила Татьяна Доронина, ставшая впоследствии почетным президентом театра. Однако говорили о том, что народная артистка СССР и Бояков, мягко говоря, не сработались.
Владимир Кехман, возглавивший театр в конце октября, сразу же попытался наладить контакт с Дорониной и предложил ей стать художественным руководителем, но она не приняла предложение. По словам Кехмана, по этой причине должность худрука вообще убрали из штатного расписания как минимум на год.
Эдуард Бояков
Бояков о своем увольнении сказал, что это решение, как он полагает, «назревало давно» и все равно оказалось для него достаточно неожиданным. По рассказу Боякова, Кехман в личной беседе пообещал ему, что он продолжит работать в театре, но всего через несколько дней попросил написать заявление об уходе. Причем здание театра Бояков покидал в сопровождении охраны. Кехман позднее прокомментировал это так:
Я просто сказал, чтобы его вывели из театра. Эдуард попросил отдать его икону. Я снял икону со стены, поцеловал ее и отдал.
Владимир Кехман уже неоднократно обвинял прошлую команду в «разорении театра». В недавнем интервью «Известиям» он сообщил, что долги МХАТа составляли 168 миллионов рублей, сейчас эта сумма составляет «порядка 73 или 74» миллионов.
Страсти между прошлым и нынешним руководством пока не утихают. Эдуард Бояков недавно рассказал о намерении открыть новый театр, спонсорами которого выступят крупные бизнесмены, входившие в совет попечителей МХАТа. Кстати, он упомянул о возможном включении в репертуар того самого спектакля «Чудесный грузин» с Ольгой Бузовой (телеведущая уже прокомментировала это, сказав, что примет предложение, если оно поступит).
Я очень надеюсь, что никакого театра он не откроет, по крайней мере весной,
— высказался по поводу новости о будущем проекте Боякова Владимир Кехман. Свое отношение к экс-худруку новый директор МХАТа выразил, сказав, что Эдуард «не патриот, он человек, который не имеет никакого отношения к церкви и к театру».
Владимир Кехман
Скандальный «Первый хлеб»
В числе самых неоднозначных постановок года — спектакль «Первый хлеб», показ которого начался в «Современнике» этим летом. Постановка создана по пьесе молодого драматурга Рината Ташимова польским режиссером Бениамином Коцем. Главную роль сыграла Лия Ахеджакова, ее героиня — татарская бабушка, которая сильно выпивает, распевает крамольные частушки и ждет внука с войны.
Премьера обернулась скандалом: на создателей было написано заявление в Генпрокуратуру и мэрию Москвы от имени организации «Офицеры России».
В заявлении говорилось, что поводом стали многочисленные обращения в организацию ветеранов, «которые возмущены предельной неуважительностью к защитникам Отечества». Также упоминалось о фактах «чрезмерного использования актерами ненормативной лексики и неприкрытой пропаганды однополой любви и ценностей ЛГБТ-сообщества» (в спектакле была сцена поцелуя двух мужчин).
Дошло до того, что глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин взял дело на личный контроль и распорядился проверить спектакль «Первый хлеб» на наличие оскорблений ветеранов.
Постер спектакля «Первый хлеб»
В соцсетях тоже было немало возмущенных отзывов — в том числе от тех, кто постановку не видел, но упрекал ее в русофобии, поддержке ЛГБТ и так далее.
83-летняя Лия Ахеджакова после участия в спектакле стала получать угрозы. Актриса признавалась прессе, говоря о «Первом хлебе»:
Как тяжело он мне достался, включая травлю, последовавшую за спектаклем. Все это меня подкосило. Такое происходит впервые в моей жизни. Приходил следователь. Меня вызывали на допрос. Те, кто создают травлю, спектакля не видели.
Потом, правда, Ахеджакова опровергла информацию о вызове на допрос, но сообщила, что в театр приезжал следователь.
После скандала «Первый хлеб» временно убрали из репертуара «Современника», однако в дальнейшем его показ возобновился. Значится спектакль и в афише театра на январь 2022-го. По информации СМИ, в сценарий постановки были внесены некие изменения.
Смена руководства МХТ им. Чехова
МХТ имени Чехова в этом году тоже сотрясали перемены. Еще в 2020-м много говорили о конфликте между труппой театра и худруком Сергеем Женовачем. Впрочем, по информации СМИ, ситуация была непростой с самого назначения Женовача на этот пост: худруком он стал в 2018 году после смерти Олега Табакова. Уже тогда писали, что труппа театра выступала за кандидатуру Константина Хабенского, потому изначально была недовольна кадровыми решениями.
Вызвала неоднозначную реакцию и новая политика руководства относительно репертуара. Женовач убрал целый ряд спектаклей, в том числе постановки Константина Богомолова «Идеальный муж. Комедия» и «Карамазовы».
Разговоры об увольнении Сергея Женовача не прекращались, и в конце октября 2021-го слухи подтвердились: по решению Министерства культуры театр возглавил Константин Хабенский. Для актера это первая высокая театральная должность.
Константин Хабенский
Отмена и возвращение «Идеального мужа»
Не прошло и недели после назначения Константина Хабенского худруком МХТ им. Чехова, как было озвучено его решение вернуть спектакль Константина Богомолова «Идеальный муж. Комедия».
Женовач думал, что убил спектакль. В итоге спектакль убил его,
— писала Ксения Собчак в собственном телеграм-канале по поводу детища своего супруга Константина Богомолова.
«Идеальный муж» пресса относила к самым скандальным спектаклям в стране. Особенно по меркам 2013 года, когда прошел первый показ этой постановки, в которой чего только не было: и вольная трактовка литературной классики, и блатные песни, и столичная богема, и продажные чиновники, и ЛГБТ, и суицид, и священник-педофил… В общем, чьи-нибудь чувства спектакль непременно должен был задеть. С самой премьеры начались инциденты: в том же 2013-м показ пытались прервать активисты, считавшие, что «Идеальный муж» оскорбляет верующих.
Алексей Кравченко и Дарья Мороз в спектакле «Идеальный муж»
И сейчас тоже не все одобряют решение возобновить показ спектакля Богомолова — так, стоило появиться сообщению об этом в соцсетях, как организация «Союз православных матерей» объявила о планирующихся пикетах у знания МХТ.
Массовые увольнения в Театре Ермоловой
Не был спокойным 2021 год и для Театра Ермоловой, худруком которого является Олег Меньшиков. За этот год из театра было уволено несколько десятков артистов, и в ноябре стало известно, что они собираются подать коллективный иск в суд. Ранее актеры уже писали жалобу на имя президента.
Оставшиеся без работы артисты считают виновником увольнений Меньшикова (он до августа этого года занимал еще и должность директора театра, теперь же остается его худруком). Помимо прочего, бывшие сотрудники заподозрили начальника в финансовых махинациях. Также актеры пожаловались на то, что зарплаты руководителей многократно превышали зарплаты рядовых членов труппы. По словам артистов, за последнее время в театре сняли с репертуара около 90 процентов постановок, их заменили «спектаклями-однодневками», на которые были потрачены крупные суммы.
Олег Меньшиков
Руководство театра, в свою очередь, заявило, что уволены были артисты, много лет не занятые в постановках, а причиной этого называло финансовые трудности, возникшие из-за пандемии.
Среди тех, кого коснулись сокращения, оказались и достаточно известные люди. К примеру, дочь легендарного Анатолия Папанова Елена пожаловалась прессе на отсутствие денежной компенсации и на то, что Меньшиков не встретился ни с ней, ни с ее коллегами лично, чтобы обсудить увольнение. Как она рассказала, многим из уволенных актеров предложили остаться в театре — но не выступать, а заняться уборкой помещений и мытьем полов.
Это выглядело как дополнительная издевка. Разумеется, все отказались,
— сказала Папанова.