Елена Подкаминская
Организаторы фестиваля «Кинотавр» не дают возможности гостям и участникам смотра заскучать: мероприятия следуют одно за другим. И буквально только что завершился мастер-класс Жоры Крыжовникова, режиссера и члена жюри конкурса «Кинотавр. Короткий метр» нынешнего года.
Прослушать лекцию кинематографиста «Комедия положений или комедия характеров. Приемы советских мастеров» пришли не только журналисты, но и многие звездные друзья и коллеги Крыжовникова: Егор Корешков, Агния Кузнецова, Александр Паль, Елена Подкаминская и другие.
Жора Крыжовников
Свою речь именитый спикер начал с цитаты великого мыслителя:
Есть известное определение комедии от Аристотеля. Комедия же, как сказано, есть подражание людям худшим, хотя и не во всей их подлинности: ведь смешное есть лишь часть безобразного. В самом деле, смешное есть некая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное. Так, чтобы недалеко ходить за примером, смешная маска есть нечто безобразное и искаженное, но без боли.
Советское кино из этих самых «худших» сделало всенародных любимцев. О том, как это удалось советским мастерам, и будет наш разговор. «Афоня», «Бриллиантовая рука» и «Служебный роман» — три главных шедевра эпохи.
Александр Паль
Анна Цуканова-Котт и Егор Корешков
Развивая тему «худших», режиссер не мог не упомянуть Эльдара Рязанова:
Когда только вышла «Карнавальная ночь», первая рецензия была с примерно следующим содержанием: «Мосфильм» выпустил очередную пошлую комедию». И вообще Рязанова всю жизнь критики шпыняли и на него нападали. Но прошло время, раздражение утихло, и теперь мы не слышим этих людей. Тем не менее, пока он был жив, каждый год в моем Facebook появлялся человек, который говорил: «Как же я ненавижу всю эту ложь. Как это может нравиться?». И могу сказать, что «живая» комедия всегда вызывает раздражение. Со временем зритель начинает говорить: «Вот раньше деревья были большие…»
Елена Подкаминская
Дарья Екамасова
Во время разговора о западных комедиях кто-то из присутствующих отметил, что работы Вуди Аллена и братьев Коэн разительно отличаются от основной массы, однако, по мнению Крыжовникова, исключения — закономерность.
Это американский артхаус. Жалко, что у них там нет «Кинотавра», они бы обязательно выиграли. Это вы сейчас, к примеру, привели исключения. Американская индустрия работает, как минимум, с концепцией большой лжи. Я думаю, что это основной принцип.
Конечно, есть исключения. Как в нашем случае Гайдай, так у них есть Вуди Аллен и братья Коэны. Но аудитория того же Аллена в США гораздо меньше, чем в Европе. Он, в общем-то, благодаря этому и выживает. Если бы он ориентировался на американский рынок, к сожалению, у него бы остался только саксофон и тот бар, в котором он выступает каждую неделю. А возможности снимать кино и не было бы.
Агния Кузнецова
Жора Крыжовников
Когда речь зашла про источник вдохновения Крыжовникова, то, разумеется, он не задумываясь ответил, что это советское кино:
Я очень люблю советское кино. Оно очень разнообразное и дает пищу для размышления. Советская киноиндустрия исследовала зрителя. Благодаря тому, что было востребовано и не востребовано в свое время, мы начинаем понимать какие-то базовые вещи.
Анна Пармас
Главной проблемой российского кино, по мнению отборочной комиссии фестиваля, являются некачественные сценарии. Поэтому в рамках «Кинотавра» и был организован мастер-класс Жоры Крыжовникова.
Впереди еще несколько: «Как писать для людей?» сценариста Николая Куликова и «Живой писатель — живая литература» писателя Александра Снегирева.
Поля Полякова