Марго Робби. Кадр из сериала «Пан Американ»
12 июля во всем мире отмечают День бортпроводника гражданской авиации. Датой появления этой профессии считают 1928 год. Это значит, что в 2018 году все причастные к авиационному делу могут отмечать юбилей — 90 лет. Раньше функцию стюарда на борту выполнял второй пилот, что противоречило правилам безопасности. А вот стюардессы на борту появились в 1930 году. Первой женщиной в этой должности стала американская медсестра Эллен Черч.
В честь праздника SPLETNIK.RU решил собрать самые интересные образы стюардесс в российском и зарубежном кино. В списке можно найти как классические роли Татьяны Дорониной и Ренаты Литвиновой, так и неожиданные появления Марго Робби и Софии Вергары.
Образ стюардессы в отечественном кино
«Еще раз про любовь» — Татьяна Доронина
История отношений стюардессы и ученого-физика по пьесе Эдварда Раздзинского «104 страницы о любви» стала одним из самых популярных фильмов 1968 года. На главную роль режиссер Георгий Натансон сразу утвердил Татьяну Доронину, с которой они уже успели поработать на съемках его предыдущей картины «Старшая сестра». Героиня — роковая стюардесса, за которой ухаживают сразу двое мужчин (Александр Лазарев и Олег Ефремов), стала символом оттепели. Как в свое время Хичкок придумал классический образ блондинки на грани срыва, так и Натансон открыл женскую сексуальность с непривычной для советского общества стороны.
Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Кадр из фильма «Еще раз про любовь»
«Небо, самолет, девушка» — Рената Литвинова
Еще в середине 90-х гениальная Кира Муратова открыла в сценаристке и выпускнице ВГИКа Ренате Литвиновой актрису с необычной манерой в интонациях и стиле. Ремейк «Еще раз про любовь», который сняла Вера Сторожева, довел этот образ до совершенства и сделал Литвинову главной звездой нового русского кино. Правда, вступивший в свои права XXI век внес свои правки в сюжет: стюардесса влюбляется в тележурналиста. А противоречия отношений «физиков и лириков» сменяются обстоятельствами героев нового времени. Интересно, что Михаил Ефремов играет второго воздыхателя блондинки — эту роль в оригинальном фильме исполнил его отец.
Рената Литвинова. Кадр из фильма «Небо, самолет, девушка»
«Заложники» — Надежда Михалкова и Мария Шалаева
Противоречивая история, основанная на реальных событиях. Компания грузинской золотой молодежи захватила авиалайнер Ту-134А в 1983 году. Их главным требованием было улететь за пределы СССР. Фильм вызвал нешуточный скандал в обществе. Режиссер Резо Гигинеишвили показал угонщиков с положительной стороны и попытался рассказать историю о людях, загнанных в угол тоталитарным советским режимом. В качестве противоборствующей силы в фильме выступают две стюардессы в исполнении Надежды Михалковой и Марии Шалаевой. Хрупкие девушки пытаются остановить террористов, но, в отличие от нападавших, у экипажа не было огнестрельного оружия.
«Абитуриентка» — Ирина Шевчук
Еще одна реальная история угона самолета в СССР, которая трагически закончилась для 19-летней бортпроводницы сухумских авиалиний Надежды Курченко. В 1970 году Пранас Бразинскас и его сын Альгирдас Бразинскас предприняли попытку угона самолета Ан-24, они угрожали экипажу и требовали держать курс на Турцию. Главную роль в фильме сыграла заслуженная артистка УССР Ирина Шевчук.
Основная часть фильма рассказывает предысторию Галины (в фильме имя Курченко изменено) от момента, когда она только стала абитуриенткой, до знакомства со штурманом Виктором, с которым они вместе отправятся в тот роковой полет.
Ирина Шевчук. Кадр из фильма «Абитуриентка»
«Экипаж» — Александра Яковлева
Первый советский фильм-катастрофа стал настоящей сенсацией в 1979 году. Александр Митта решил снять эту картину после успеха экранизации «Аэропорта» Артура Хейли. Роман ветреного бортинженера Игоря Скворцова (Леонида Филатова) и стюардессы Тамары (Александры Яковлевой) разворачивается стремительно. К слову, в фильме присутствует невероятно откровенная по тем временам постельная сцена. После того как влюбленные переживают сложнейший полет, они понимают, что это настоящая любовь, и идут регистрировать брак.
Александра Яковлева. Кадр из фильма «Экипаж»
«Мимино» — Елена Проклова
Та самая Лариса Ивановна, которая покорила сердце главного героя — летчика по прозвищу Мимино. Он встретил ее случайно в аэропорту Тбилиси, куда она в качестве стюардессы прилетела с очередным рейсом. Тогда он решает завоевать любовь девушки и ради нее отправляется из родного городка Телави в Москву, чтобы снова заняться «большой» авиацией.
Несмотря на то, что в фильме у Елены Прокловой была небольшая роль, она запомнилась всем. Актриса признавалась, что многие годы после выхода картины в прокат ей вслед кричали культовую фразу «Ларису Ивановну хочу».
Елена Проклова. Кадр из фильма «Мимино»
Образ стюардессы в зарубежном кино
«Вид сверху лучше» — Гвинет Пэлтроу
История девушки, которая доказала всем, что стереотипы о блондинках — это заблуждение. Донна Дженсон выросла в американской провинции и всегда мечтала стать стюардессой. В успех этой затеи не верил никто из ее близких, но она смогла добиться всего, чего хотела, и даже больше. По ходу сюжета героиня Гвинет Пэлтроу становится лучшей стюардессой в компании, знакомится со своим кумиром Салли Вестон и встречает свою любовь — красавчика-юриста Тэда.
Гвинет Пэлтроу. Кадр из фильма «Вид сверху лучше»
«Пан Американ» — Марго Робби
Одна из крупнейших авиакомпаний США существовала с 1927 по 1991 год. Она стала частью культуры и появлялась во многих фильмах — так, в «Поймай меня, если сможешь» Леонардо ДиКаприо играл пилота этой компании. А его экранная жена Марго Робби еще до успеха «Волка с Уолл-Стрит» исполнила роль стюардессы Лоры Кэмерон, которая сбежала с собственной свадьбы после внезапного приступа панической атаки. Ее героиня стремится доказать всем вокруг (в особенности своей старшей сестре), что может быть самостоятельной и независимой.
Марго Робби. Кадр из сериала «Пан Американ»
«Джеки Браун» — Пэм Гример
Криминальная экранизация детектива Элмора Леонарда от мастера жанра Квентина Тарантино известна только самым большим фанатам режиссера. В центре сюжета история стюардессы небольшой мексиканской авиакомпании Джеки Браун, которая из-за низкой зарплаты вынуждена заниматься контрабандой наличных. Все шло хорошо, пока ее не арестовали федеральные службы. Так героиня попадает в круговорот событий, которые, как это обычно бывает в фильмах Тарантино, приводят к убийствам и искрометным диалогам.
Пэм Гриер. Кадр из фильма «Джеки Браун»
«Терминал» — Кэтрин Зета-Джонс
История большой любви, которой не случилось бы, не реши однажды гражданин вымышленной восточноевропейской страны Кракожии Виктор Наворски (Том Хэнкс) поехать в Америку. Пока герой совершал трансатлантический перелет, его страна прекратила свое существование в ходе военного переворота. По прибытии в Америку он фактически был вынужден жить в терминале аэропорта, поскольку его документы и виза считались недействительными. Там-то он и встретил обворожительную Амелию (Кэтрин Зета-Джонс), влюбившись в нее с первого взгляда. Впрочем, девушка тоже прониклась большой симпатией к этому странному и немного нелепому человеку, который толком не говорит на английском языке.
Кэтрин Зета-Джонс. Кадр из фильма «Терминал»
«Улетный транспорт» — София Вергара
Комедийный фильм, доверху наполненный шутками на тему афроамериканской культуры и отсылками к популярным R&B и хип-хоп исполнителям. Так командиром корабля становится рэпер Снуп Дог. А София Вергара играет стюардессу по имени Бланка, которая работает в команде самой эксцентричной авиалинии. Во время полета она перепевает хит Бейонсе времен Destiny’s Child, танцует с пассажирами и в целом отлично проводит время на рабочем месте.
К слову, роль у Вергары в фильме хоть и эпизодическая, но вполне запоминающаяся.
София Вергара. Кадр из фильма «Улетный транспорт»
«Пассажир 57» — Элизабет Херли
Боевик в лучших традициях 90-х, действие которого в буквальном смысле раскрывается в воздухе. Опасного преступника и знаменитого угонщика самолетов решают экстрадировать из страны гражданским рейсом. Идея не из лучших, с учетом прошлых заслуг этого персонажа. Элизабет Херли в роли Сабрины Ритчи оказывается замаскированной под стюардессу сообщницей террориста. Она ловко достает пистолет и присоединяется к своему возлюбленному, чтобы помочь осуществить его коварный план захвата. Впрочем, красота — это, пожалуй, главное оружие в арсенале столь опасной девушки.