Ксения Собчак
Ксения Собчак посвятила новый выпуск своего YouTube-проекта «Осторожно, новости» сервису Telegram, который назвала «главной площадкой пропаганды для продвинутых». Среди каналов, участвующих в распространении пропагандистской информации, журналистка упомянула и «Антиглянец». Об этом канале речь зашла, когда Собчак рассказывала о нескольких конкретных «кампаниях» в Telegram против известных личностей — в частности, против Филиппа Киркорова вскоре после его нашумевшего видеообращения к Маргарите Симоньян. Тогда телеграм-каналы по очереди стали публиковать посты с критикой певца по другому поводу — из-за его концерта с декорацией в виде креста. Отдельно Ксения отметила «Антиглянец», который тоже «неожиданно» опубликовал текст о «странном выступлении» Киркорова.
Что уж скрывать, сложно не глянуть этот выпуск Собчак (Ксения, верьте или нет, с Киркоровым совпадение),
— уже отреагировали на это админы «Антиглянца».
В выпуске под названием «Посевы, блоки и отработка. Как власть использует Telegram для пропаганды» Собчак рассказывает, что представляют собой так называемые сетки каналов и как они работают:
Сетки — это несколько каналов, они объединены общей системой управления, концепцией и чаще всего идеей, хотя это и не обязательно… Какой бы ни была сетка, цель у нее всегда одна и та же — влияние и заработок, точнее, наоборот, заработок и влияние.
Одна из героинь выпуска — бывшая сотрудница некой «провластной сетки» Соня Грезе. Девушка рассказала, что осенью 2018 года ей предложили работать в проекте, но она не знала, что ей придется «отбивать повестку Кремля». По словам Сони, у данного проекта есть большой офис в центре Москвы, там, по ее наблюдениям, трудятся не менее 100 сотрудников. Как говорит девушка, в сетке может быть около 50 каналов, каждый из них ведут несколько райтеров, которые работают по сменам. Сама она вела несколько политических каналов и «каналы медийных личностей». Всех имен Грезе называть не стала, сказав лишь, что это «условные Настя Рыбка, Манучаров». Платят рейтерам, как утверждает Соня, в среднем 80—100 тысяч рублей.
По поводу стоимости информационных кампаний в Telegram Собчак говорит, что они обходятся гораздо дешевле, чем на ТВ:
Месячный бюджет крупного канала с амбициями, несколькими райтерами, дизайнером и суммой, заложенной на продвижение, — не больше одного миллиона рублей.
Еще одна героиня выпуска, политолог Анна Федорова, поясняет, что стоимость поста в канале зависит от его аудитории и того, авторский он или анонимный. В авторских стоимость публикации обычно превышает 100 тысяч рублей, в анонимных речь идет о десятках тысяч рублей.
Кроме поста или серии постов можно купить и «блок на негатив» — тогда в течение определенного времени медийную персону в канале «не трогают».
Из примеров сеток каналов Собчак называет проекты Кристины Потупчик, являющейся, по словам Ксении, «одним из крупнейших продавцов повестки». С ее именем, по неподтвержденной информации, могут быть связаны каналы «Небожена», «Бахчисарайские гвоздики», «Медиакиллер» и некоторые другие.
Не верьте ни одному анонимному каналу, а неанонимные каналы всегда подвергайте жесткому фактчекингу. И помните, если какая-то информация лезет на вас из всех щелей, скорее всего, кто-то заплатил за это приличные деньги,
— таким напутствием зрителям Ксения закончила выпуск.