В 1960 году на широкие экраны вышла драма режиссера Анри-Жоржа Клузо «Истина» о приехавшей из провинции девушке, которую большой город быстро развратил, но и также быстро заставил потерять иллюзии и опуститься на дно. Однако внутренне она продолжала стремиться к чистой любви. И, казалось бы, счастье было так рядом, да только возлюбленный бросил ее, оскорбив и унизив. В порыве гнева и отчаяния девушка убила его и оказалась в тюремной камере…
Именно после этой картины Брижит Бардо, исполнившая главную героиню, была признана настоящей актрисой, способной на глубокие, трагедийные роли в сложных проектах. Обозреватель французской еженедельной газеты Le Monde написал тогда:
Наконец-то мы увидели Брижит Бардо такой, какая она есть. Клузо преобразил ее. Явившись поначалу в своем привычном образе избалованной девочки, взбалмошной и капризной, она превращается во взрослую женщину на скамье подсудимых. Поразительно, как она меняется — другой голос, другой взгляд, даже тело вдруг теряет свою броскую красоту. Когда она кричит о своей любви и о любви человека, которого она убила, это потрясает до глубины души. А ее взгляд затравленного зверя ночью, в тюрьме, когда она сжимает в руке осколок зеркала, — от этого взгляда больно… Насколько велика роль режиссера в этой метаморфозе? Трудно сказать, но наверняка она была решающей.
Но что пришлось пережить Брижит, чтобы критики написали о ней такие слова?
Сами Фре и Брижит Бардо с Анри-Жоржем Клузо на съемочной площадке фильма «Истина»
В своей автобиографии Бардо отвела несколько страниц для воспоминаний о съемках «Истины», в частности, рассказывая читателю о команде фильма, актриса подчеркнула неоспоримый талант Клузо, но назвала его при этом «человеком со знаком «минус», который доходил до крайностей для достижения правдивости в фильме.
Так, во время съемок одной из сцен, которая должна была, как говорится «взять за душу», Клузо, не добившись от Бардо нужных эмоций, дал ей две пощечины. Брижит ответила ему тем же. На площадке началась драка, во время которой Клузо со всей силой наступил ей на босые ноги своими туфлями. Этого актриса стерпеть не смогла — на ее глазах выступили слезы, она взвыла от боли, а режиссер в тот же миг скомандовал: «Мотор!».
Помимо этого кинематографист всеми возможными способами вгонял актрису в депрессию, чтобы позже, после выхода в прокат «Истины», все говорили, что монолог несчастной героини Бардо в суде стал ее лучшей сценой за всю жизнь.
Когда же снимали эпизод самоубийства героини Бардо, Клузо, жаждущий получить запоминающийся кадр, под видом аспирина предложил актрисе две настоящие таблетки снотворного.
Я будто бы наглоталась барбитала и должна была лежать в бреду, хрипло дыша. Мне эти вещи были, увы, хорошо знакомы… Я думала, что выгляжу в полукоматозном состоянии естественней некуда, но Клузо не нравилось. День кончался, все с ног валились от усталости, на съемочной площадке было нестерпимо жарко. Клузо хотел, чтобы я обливалась потом, пускала слюни. Гримеры наносили мне пену в уголки рта, глицериновую воду на лоб. У меня разболелась голова, не было сил больше без конца повторять эту тягостную сцену.
Я попросила принести мне стакан воды и две таблетки аспирина. Клузо сказал, что у него есть аспирин, и я проглотила две белые таблетки, которые он мне дал. Я почувствовала себя странно: какое-то оцепенение сковало меня, глаза весили по тонне каждый, я слышала как сквозь вату… Двум рабочим пришлось нести меня домой на руках. Клузо дал мне вместо аспирина две таблетки сильнейшего снотворного. Я не могла проснуться 48 часов! Зато сцена была снята с натуры и получилась более чем правдивой,
— вспоминает Бардо.
После успеха «Истины» актриса забыла о своих комплексах (а комплексы у нее, несмотря на популярность и внешность, были, и еще какие) и с присущей ей решительностью начала отклонять запросы классиков, предлагающих ей роли в своих фильмах и умопомрачительные гонорары. Впрочем, крайности всегда были одной из главных составляющих характера Брижит Бардо.
Постер к фильму «Истина»