Наталья Осипова
Звезда мирового балета Наталья Осипова, забыть которую до сих пор не может столичная публика, в конце января снова выступит в Москве — прима Ковент-Гардена, для которой уже давно открыты двери любого театра, покажет в Московском международном Доме музыки сольную программу. В преддверии спектаклей (на которые все еще можно достать билеты) SPLETNIK.RU рассказывает, чем знаменита танцовщица, покорившая балетный мир.
Некогда звезда Большого и Михайловского театров, сейчас Наталья Осипова чаще всего блистает на сцене Королевского балета в Лондоне, примой которого является последние шесть с лишним лет. В Москве бывает наскоком, и каждый раз — с оглушительным успехом.
Описывать заслуги и успехи Натальи Осиповой, как и перечислять все ее партии и театры, в которых она выступала, дело утомительное — как балерина она состоялась уже давно, с разбегу покорив подмостки, критиков и зрителей. С разбегу — не образное выражение, если вспомнить о фантастическом прыжке-полете, который стал ее визитной карточкой — так парить над сценой могут немногие. И так вращаться: безумная скорость, которую способна развивать Осипова, заставляет любого зрителя — и русского, и британского — невольно задерживать дыхание, наблюдая за этим вихрем на сцене.
Спектакли-события, ангажемент во все знаменитые театры, огненный темперамент вкупе с блестящей техникой, роман с Полуниным, в конце концов — сегодня ее имя знают не только ярые балетоманы, но и даже совсем далекие от мира искусства люди. Поэтому билеты на выступления Осиповой и заканчиваются в первые два часа. Ведь приходят не только затем, чтобы, простите, оценить, выворотность ног, но чтобы на себе прочувствовать этот фонтан энергии.
Знакомимся ближе с балетной дивой.
1. Невероятный прыжок и вращение
Свой путь в балет Осипова начинала в спортивной гимнастике. Уверены, из нее легко могла бы получиться олимпийская чемпионка, останься она в спорте: физические данные, фанатичная работоспособность, сила воли, выносливость, преданность делу — всеми качествами борца за победу она обладала с детства. Но тогда, в пять лет, с мечтой пришлось попрощаться: из-за травмы спины путь в большой спорт девочке был заказан. Родителям посоветовали отдать гибкую и ловкую Наташу в балет. Та поначалу сопротивлялась — девчонка-сорванец не видела ничего общего между собой и кисейными балетными девочками, — но все-таки согласилась. И пропала.
В балетной школе все складывалось удачно, но тот самый прыжок-полет, во время которого она будто зависает в воздухе, и фантастическая скорость вращения пришли только с опытом. Пришли и стали фишками балерины, на которые, как на диковинный аттракцион, валом валит народ: увидеть, как, сметая все на своем пути, ее Китри в «Дон Кихоте» несется из одного конца сцены в другой, — обязательный пункт в программе любого балетомана.
Поначалу Осипова даже не придавала значения всем этим прыжкам: подумаешь, удачно получилось! Но сейчас прекрасно знает свои достоинства и умело ими пользуется:
А почему нет? У меня есть прыжок и вращение. Куда я их спрячу, если они есть? И нужно ли прятать?
«Недостатки» свои балерина тоже видит и спокойно выносит сама себе приговор:
Сейчас такие стандарты: балерины высокие, худые, с идеальной линией ног. Если посмотреть на меня, все иначе. Я невысокого роста, не самые красивые ноги, да и фигура в целом. Но, считаю, талантливому человеку можно и нужно позволять создавать новое.
Кто бы спорил, с учетом того, что, будучи «нестандартом» балета, Осипова стала стандартом качества.
2. Громкий прорыв
После Московской государственной академии хореографии Осипова попала в Большой — в кордебалет. Здесь пришлось заново оценить себя, пройти проверку на прочность и многому научиться:
Это было очень больно — осознать, что ты — абсолютно не то, что ты о себе думаешь. Я считала, что могу станцевать все что угодно, а потом поняла, что я еще ничего не могу, и что мне сейчас никто ничего не должен,
— вспоминает то время балерина.
Однако уже в свой первый год в Большом она начала танцевать сольные партии — и успешно. «Сильфида», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» — роли шли одна за другой, и стало понятно, что Осипова пришла всерьез и надолго. Впрочем, до утверждения в статусе сверхновой еще было несколько лет, за время которых балерина успела влюбить в себя избалованного московского зрителя.
Однако прорыв случился не в Москве, а в Лондоне — на гастролях в Ковент-Гардене, где пресса буквально захлебнулась восторгом, увидев ее лихую Китти. Даже авторитетный балетный критик Клемент Крисп не нашел никаких других слов, кроме восторженных, и назвал наследницей Плисецкой. В Москву Осипова вернулась уже суперзвездой.
Дальше карьера Натальи развивалась с той же скоростью и напором, что присущи и ее танцу — все балетные столицы мира были счастливы принимать ее у себя. За несколько лет она перетанцевала со всеми значимыми труппами, вводя в свой репертуар все новые и новые партии. Но главное место в ее сердце тогда занимал Большой театр, где в 2010 году она наконец стала примой.
3. Не такая, как все
Одна из характеристик танца Осиповой — повышенная эмоциональность. Темперамент балерины прорывается даже сквозь строгие отточенные движения. Но так не только на сцене — и в жизни. Она отличалась от большинства всегда: в детстве больше дружила с мальчишками, о балете и не думала, на выпускном отказывалась танцевать «Лебединое озеро», о чем мечтают, кажется, все балерины.
Блондинка от природы, волосы она красит в темный, да и вообще любит хулиганский стиль:
Я люблю трэш во всем. Черный цвет волос, темный лак на ногтях, кожаную одежду, мотоциклы. Когда их вижу, у меня начинает играть адреналин в крови. Консерватизм переношу с трудом. Поэтому мне никогда не будет скучно в моей профессии: я не ставлю себе рамок и границ ни в чем!
И прежде всего, конечно, в танце:
Конечно, всегда надо стремиться к академической чистоте и безупречности техники. Но… я бы назвала себя абсолютно неидеальной танцовщицей. Для меня совершенство — призрачная вещь, неинтересная. Тем, кто любит в балете чистую эстетику, какую-то абстрактную красоту движений, не на мои спектакли надо приходить.
Да, Осипова не классическая балерина в классическом понимании этого слова. Сама она называет себя сторонником эмоционального театра:
Раньше я восхищалась безумным количеством пируэтов, а сейчас мне это абсолютно безразлично. Без полета души все равно будет летающая табуретка. А интересно танцевать так, чтобы пронзать сердце. Но это сложно.
4. Уход из Большого театра
Поэтому неожиданный для поклонников уход из Большого — чтобы прима сама увольнялась из труппы в самом расцвете! — в общем-то, вполне в ее характере. Когда стало тесно в заданных рамках (а к 25 годам она уже освоила почти весь классический репертуар) и надоело ждать заветных ролей, Осипова взяла судьбу в свои руки — ушла в Михайловский театр Санкт-Петербурга. Да не одна, а прихватив с собой еще одну звезду Большого, любимого партнера и мужчину Ивана Васильева.
Правда, питерский период длился недолго — уже через год Осипова стала приглашенной солисткой Ковент-Гардена, а еще через год, в 2013-м, обосновалась в Королевском балете Лондона уже на правах примы. Именно этот театр балерина теперь называет своим домом, подчеркивая, что здесь к ней относятся очень трепетно, давая пробовать новое и позволяя гастролировать по всему миру.
5. Роман с Полуниным
Без этого факта в биографии балерины сейчас не обходится почти ни один материал о ней. Еще бы, две суперзвезды русского балета (пусть родом Полунин и с Украины, но с Россией всегда был тесно связан), такие похожие и такие разные одновременно.
Они могли бы пересечься еще в Ковент-Гардене, но главный балетный хулиган покинул Королевский театр, где был самым молодым премьером в истории, за два года до того, как туда пришла Осипова. Она, конечно, о нем знала — в балетном мире слава и так бежит впереди тебя, а уж такая слава, как у Сергея — талант, наркотики, эксцентрика…
Позже Осипова признавалась, что и представить не могла такого развития событий. Но в 2015-м, оказавшись внезапно без постоянного партнера Дэвида Холлберга (кстати, теперь уже вполне обрусевшего и прописавшегося не только на балетных сценах наших двух столиц, но и в московской тусовке), Осипова спешно искала ему замену в «Жизель».
Дэвид Холлберг и Наталья Осипова
На помощь пришла мама — посоветовала обратиться к Полунину. Осипова написала ему электронное письмо, и вуаля — знакомство, репетиции, спектакли, любовь.
Сергей Полунин и Наталья Осипова
Вскоре Полунин набьет на костяшках «Наташа», а сама она — научится быть ведомой:
Я Сереже абсолютно доверяю, отдаю ему пальму первенства. Он мужчина, он ведет за собой… Ничто не теребит мое эго, напротив, я с большим удовольствием подчиняюсь Сереже — и на репетициях, и на сцене…
В какой момент все изменилось, теперь уже и не скажешь, но сейчас Полунин и Осипова не вместе. О бывшем возлюбленном танцовщица по-прежнему отзывается тепло, подчеркивая, что с удовольствием выйдет с ним еще раз на сцену. В остальном текущая личная жизнь балерины — за семью печатями. А что происходит в жизни самого Полунина, который теперь предпочитает татуировки в виде Путина на груди и провоцирует балетный истеблишмент гомофобными постами, кажется, не понимает даже он сам.
Интересно, что вскоре после январских выступлений Осиповой в Москве с сольной программой выступит и Полунин — 14 и 15 февраля даст два концерта в «Зарядье».
Легкое дыхание
К современному танцу Осипова, которая всегда подчеркивает, что ей прежде всего интересен не балет, а именно танец, подступалась давно. Но только сейчас, кажется, эти эксперименты выходят на новый уровень. Перетанцевав чуть ли не весь классический репертуар, Осипова теперь подчиняет себе contemporary dance, и делает это более чем успешно.
Артур Пита, Рой Ассаф, Сиди Лабри Шеркауи — в новом проекте под названием «Легкое дыхание» (Natalia Osipova. The Light Breath), премьерные показы которого пройдут 28 и 29 января в ММДМ, будут самые яркие и любимые работы Осиповой в этом жанре.
В программе: «черная» комедия о мстительной невесте «Факада», телесная драма Qutb, дуэт из балета «Дикие лебеди» и другие работы. После московской премьеры — гастроли в США и выступления по всему миру. Но уже в мае Осипова снова вернется в Москву — в МХАТ им. Горького выходит балет «Мама» с ее участием. Главное — успеть купить билеты.