Кино длиною в жизнь
В конце этой недели мы наконец-то узнаем имена победителей «Оскара», но прежде нам еще предстоит детально изучить кинопроекты, выдвинутые на соискание главной кинопремии в мире. И сегодня очередь дошла до картины «Отрочество» (Boyhood).
Грандиозный киноэксперимент Ричарда Линклейтера не мог остаться незамеченным академиками хотя бы потому, что режиссер потратил на создание драмы 12 лет.
Этот проект создавался в несколько этапов. В конце 90-х годов я почувствовал, что мне хочется рассказать историю о детстве. Тогда я как раз стал отцом. Правда, я не мог понять, как создать фильм, охватывающий несколько жизненных этапов — нельзя семилетнего ребенка заставить в мгновение вырасти до четырнадцати лет, поэтому на тот момент я отказался от своей задумки.
Но вскоре я принялся писать экспериментальный сценарий. И в 2001 году меня осенило: «Что если я буду снимать пару-тройку дней на протяжении нескольких лет? Тогда бы я смог показать зрителю все, что хотел. А это идея!
— рассказал Линклейтер в одном из интервью сразу после премьерного показа ленты, который состоялся 19 января 2014 года на фестивале Sundancel.
Кадры из фильма «Отрочество»
«Отрочество» — это уникальный проект, повествующий историю жизни Мейсона: от первого класса в школе до первого дня в колледже.
Фильм, охвативший 12 лет жизни главного героя, складывается из небольших эпизодов, показывающих его взросление и отношения с родителями: развод родителей из-за алкоголизма отца, повторный брак и еще один развод, жизнь с матерью-одиночкой и сестрой Самантой…
Он переживает увлечение Гарри Поттером, «Звездными войнами», музыкой. Впервые окунается во взрослую жизнь, знакомясь с алкоголем и травкой. И, конечно, влюбляется.
Все изменения в жизни Мейсона происходят на фоне меняющегося времени, американской истории, политики, культуры: от войны в Ираке до президентства Барака Обамы.
При этом важно отметить, что «Отрочество» — это не документальный фильм, а именно игровой. По сути, в итоге авантюрный проект превратился не в кинематографический перформанс, а в большое кино с концептуальным замыслом.
Работа над фильмом началась летом 2002 года, а закончилась в октябре 2013-го. Общее количество съемочных дней составило всего 45: актеры — Эллар Колтрейн, Этан Хоук и Патриция Аркетт — собирались раз в год на три-четыре дня, а потом прощались до следующего года. Так появился один из самых необычных и интересных кинопроектов нынешнего сезона.
Стоит отметить, что, учитывая всю масштабность своей ленты, Линклейтер очень долго и придирчиво отбирал героев на главные роли.
Все произошло случайно. Прослушивание — очень долгий процесс. Я думаю, что Ричард просто хотел быть уверен в том, что сделал правильный выбор.
Мои воспоминания несколько расплывчаты, но могу сказать, что этот кастинг не был похож на другие. Мне не нужно было ничего заучивать и читать, мы просто разговаривали с Ричардом. Он хотел выяснить, кто я такой и что из себя представляю,
— поделился воспоминаниями Колтрейн, сыгравший того самого Мейсона.
Интересно, что на роль экранной сестры юного актера режиссер взял свою дочь Лорелей. Однако длительный съемочный процесс порядком утомил девушку, она потеряла интерес к фильму и попросила отца убрать ее персонажа из сюжета. Но выведение ее героини противоречило планам кинематографиста — он смог убедить дочь продолжить сниматься до конца.
Эллар Колтрейн и Ричард Линклейтер во время съемок фильма «Отрочество»
Фильм был высоко оценен мировой прессой, а также различными ассоциациями кинокритиков, о чем свидетельствуют многочисленные награды.
Обозреватели издания Variety нашли в творении Линклейтера влияние трилогии Толстого «Детство. Отрочество. Юность». А редакция Los Angeles Times сравнила картину со своеобразным воплощением «Шоу Трумена» (фильм режиссера Питера Уира с Джимом Керри в главной роли, вышедший на экраны в 1998 году — прим. редакции) в реальности.
«Отрочество» — поистине главный шедевр в жизни Линклейтера, который возносит и без того впечатляющий статус режиссера до абсолютно новых высот. Поэтому не стоит удивляться тому, что его работа номинирована на «Оскар» сразу в 6 категориях — «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль второго плана» (Этан Хоук), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт), «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» и «Лучший монтаж».
Постер к фильму «Отрочество»
Смотрите на YouTube
_______________________________________________________
Награды:
64-й Берлинский международный кинофестиваль — «Серебряный медведь» за лучшую режиссерскую работу (Ричард Линклейтер), Приз гильдии немецкого арт-хауса, Приз газеты Berliner Morgenpost
Кинофестиваль в Сан-Себастьяне — Приз ФИПРЕССИ за лучший фильм года
Премия британского независимого кино — «Лучший международный независимый фильм»
«Золотой глобус» — «Лучший фильм — драма», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт)
Круг кинокритиков Нью-Йорка — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт)
Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль» (Патриция Аркетт), «Лучший монтаж»
Общество кинокритиков Бостона — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучший актерский состав», «Лучший сценарий» (совместно с «Бердмэном»), «Лучший монтаж»
Ассоциация кинокритиков Вашингтона — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт), «Лучший юный актер» (Эллар Колтрейн)
Премия Гильдии киноактеров США — «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт)
Круг кинокритиков Сент-Луиса — «Лучший фильм», «Лучшая женская роль второго плана», (Патриция Аркетт)
Круг кинокритиков Сан-Франциско — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт), «Лучший монтаж»
Круг кинокритиков Канзаса — «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт)
Выбор критиков — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт), «Лучший молодой актер» (Эллар Колтрейн)
Ассоциация кинокритиков Остина — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт), «Лучший фильм об Остине»
Ассоциация кинокритиков Чикаго — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт)
Национальное общество кинокритиков США — «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт)
Британская академия (BAFTA) — «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Ричард Линклейтер), «Лучшая женская роль второго плана» (Патриция Аркетт)