Кира Муратова
Сегодня, 5 ноября, исполнилось бы 85 лет Кире Муратовой. В фильмографии режиссера не так уж много фильмов — около 20, но среди них есть те, которые сейчас называют шедеврами и классикой отечественного кинематографа. Работы Муратовой всегда отличались от большинства фильмов ее коллег. Она не боялась экспериментировать, снимать неоднозначное, артхаусное кино, которое часто не вписывалось в привычные рамки. Тем не менее сниматься у нее считали удачей такие звезды, как Владимир Высоцкий, Олег Табаков, Нина Русланова… До своего юбилея Муратова не дожила: в июне прошлого года ее не стало. Режиссер скончалась после долгой болезни в Одессе, где она жила и снимала кино еще с начала 1960-х годов. Вспоминаем самые яркие работы Киры Георгиевны.
Кира Муратова
«Короткие встречи»
Вышедший в 1967 году фильм с Владимиром Высоцким и Ниной Руслановой — первая самостоятельно снятая работа Муратовой. Речь в ней идет о любовном треугольнике с участием мужественного геолога в исполнении Высоцкого. Кстати, жену главного героя сыграла сама Муратова, которой на тот момент было 33 года, и это ее единственная большая актерская работа. Уже утвержденная на эту роль актриса не смогла сниматься из-за проблем со здоровьем, и режиссер решила заменить ее самостоятельно. В ленте появляются и непрофессиональные актеры, занятые в эпизодических ролях. Широкий показ фильма начался только через 20 лет после премьеры (поначалу фильм показывали лишь в киноклубах и маленьких кинозалах).
Кадр из фильма “Короткие встречи”
«Астенический синдром»
«Шедевр пессимизма» — так называли вышедшую в конце 1980-х драму Муратовой «Астенический синдром». Лента шокировала публику звучащими с экрана нецензурными выражениями – такого в советском кино еще никогда не слышали. Кинокартина, состоявшая из двух частей — цветной и черно-белой, наполнена тяжелыми психологическими сценами в сумасшедшем доме, на живодерне и в прочих невеселых обстоятельствах. Муратова экспериментирует с формой: когда заканчивается первая, черно-белая часть картины, зрителя переносят в зал кинотеатра, и оказывается, что вся показанная история была всего лишь «фильмом в фильме». А далее начинается сюжет с участием одного из зрителей того самого кинотеатра — человека, страдающего астеническим синдромом, то есть засыпающего в самых неподходящих местах и ситуациях. Фильм был выпущен в ограниченный прокат, но добился успеха: на Берлинском фестивале 1990 года заслужил «Серебряного медведя», в том же году получил «Нику» в номинации «Лучший игровой фильм».
Кадр из фильма «Астенический синдром»
«Три истории»
Три новеллы, объединенные темой убийства, легли в основу фильма 1997 года «Три истории». Сценарий каждой истории Кира Муратова попросила написать своих друзей из мира кино: автором сценария одной из новелл — «Офелия» — стала Рената Литвинова. Она же сыграла в ней и главную роль — работницу роддома, убивающую женщину, которая отказалась от своего ребенка. В “Трех историях” также снимались Олег Табаков, Сергей Маковецкий, Иван Охлобыстин и другие. Надо сказать, что Литвинова была любимицей и хорошей подругой Муратовой. Рената снялась в шести лентах режиссера и называла Киру Георгиевну своим учителем и «главным человеком кино».
Кадр из фильма “Три истории”
«Второстепенные люди»
Черный юмор в духе Киры Муратовой: главная героиня ее ленты 2001 года разгуливает по городу с чемоданом, в котором спрятан труп случайно убитого приятеля. Другие персонажи — такие же «второстепенные люди», которые ничего толком не умеют и все делают невпопад, но в этом-то и есть их прелесть. В кадре творится что-то немыслимое: мертвые воскресают, герои то и дело начинают петь и танцевать. В этой ленте сыграли звезды комедийной программы «Маски-шоу» Наталья Бузько и Георгий Делиев, которых Муратова не раз снимала в своих фильмах.
Кадр из фильма «Второстепенные люди»
«Настройщик»
В фильме 2004 года «Настройщик» центральную женскую роль Муратова снова доверила Ренате Литвиновой. Главного героя — настройщика роялей, возлюбленного героини Литвиновой — сыграл Георгий Делиев. Лента основана на мемуарах знаменитого сыщика царской эпохи Аркадия Кошко — лучшего следователя мира по версии конгресса криминалистов 1913 года. Герой Делиева ради того, чтобы обеспечить красивую жизнь своей избраннице, решается нарушить закон, а именно — продумывает ограбление двух своих пожилых приятельниц.
Интересно, что в «Настройщике» Муратова впервые показала сцену поцелуя. По словам режиссера, она ни разу не видела в кино поцелуя, который бы ей понравился — потому решила снять его сама.
Критики называли черно-белую криминальную ленту «самым уравновешенным и самым безупречным фильмом Муратовой после «Коротких встреч». Он был представлен во внеконкурсной программе 61-го Венецианского кинофестиваля. Сама создательница относила этот фильм к своим “салонным и абсолютно поверхностным” работам, которые в ее фильмографии чередовались с «шедеврами пессимизма».
Кадр из фильма «Настройщик»