Как часто ты участвуешь в конкурсах, шлешь крышечки от всякой всячины, SMS-ки с правильными ответами, письма с рассказами о себе и о том, почему именно тебе должен достаться суперприз? И что в результате? В большинстве случаев ничего: или отписка от спонсоров со словами благодарности и уверениями, что ты обязательно что-нибудь выиграешь в следующий раз. Но в следующий раз происходит то же самое, и ты, в конце концов, машешь на все рукой: «Все равно у них там все куплено!» Так ли это на самом деле? Реально ли выиграть в конкурсах? И стоит ли всерьез относиться к такой возможности обогащения, как победа в викторине или рекламной акции?
Выиграть – реально
Игорь, 28 лет. Это произошло в 97-м году, когда я еще учился в вузе. Тогда в нашей стране компьютеры были только у избранных, а о такой вещи, как CD-плейер, многие вообще не знали. И вот по телевизору ночью начали показывать музыкальный канал «MTV». Там был такой конкурс: отрывок из песни прокручивали задом наперед, а зрители должны были догадаться, что это за песня и кто ее поет. Я один раз догадался, второй, третий, а потом решил послать им письмо. Сходил на почту, купил конверт, марки, со словариком написал текст по-английски и отправил. Друзья надо мной смеялись, говорили: «Пока твое письмо через океан дойдет, другие тысячу раз что-нибудь выиграют». Где-то через месяц я снова смотрел «MTV» и вдруг услышал, как жизнерадостный ведущий говорит о выигрыше и коверкает мою фамилию, да так, что даже непонятно, моя она или не моя. Ясно только, что «from Russia». Я друзьям сказал, а они: «Ну, жди, жди». Прошло еще почти два месяца, и вдруг мне приходит заграничная бандеролька. Дрожащими руками распаковываю – ба! – CD-плейер! Вот тут-то настала моя пора смеяться над друзьями!
Вадим, 24 года. В конкурсе я решил поучаствовать от безделья. Как говорится, дело было вечером, делать было нечего. А тут сестра принесла диск, на обложке которого было объявлено, что студия «Союз» и какой-то туроператор предлагают каждому слушателю супершанс — абсолютно бесплатно поехать в Марокко на 10 дней в сентябре 2004.
Необходимо было ответить на 2 вопроса: что вы знаете о Марокко, что вы знаете о сборниках «Союз», и надеяться на победу.
Об этой африканской стране я знал немного, о сборнике еще меньше, поэтому решил брать жюри конкурса оригинальностью. Сочинил прикольное письмо, в котором постебался над своей сестрой, вспомнил про марокканские апельсины, про песни, которые издавались на сборниках «Союз», приплел туда короля Марокко, успехи марокканцев в футболе, воспоминания из своего детства… Главное — мне было весело, когда я сочинял конкурсное послание.
Я не старался списывать информацию из книг, не искал ничего в интернете. Итог – мне позвонили и сообщили о победе. Тут я присел на диван от неожиданности. А через несколько недель уже был в Марокко. Да не один – с любимой сестрой.
Иногда выиграть нереально
SMS-викторины и конкурсы в большинстве своем принадлежат к обширной категории относительно честных способов отъема денег у населения. Они бывают двух разновидностей. Первая – с примитивными вопросами, чтобы даже самый необремененный интеллектом товарищ подумал: «О, да я же знаю ответ!» — и бросился наперегонки с сотнями тысяч таких же умников слать его по нужному номеру. И вторая – с вопросами посложнее, создающими у отвечающего иллюзию собственной избранности («А вдруг только я один знаю ответ на этот вопрос?»). Но обе эти категории подчинены единственной цели – выкачать из отвечающих как можно больше денег, ведь за каждую SMS-ку с ответом тебе придется заплатить. Так я, всегда считающая себя не поддающейся на «развод на деньги», однажды не выдержала и отправила ответ на вопрос викторины, правила которой были указаны на упаковке моего любимого фруктового рулета. Через несколько секунд мне пришел очередной вопрос. Я ответила и на него. Потом еще один. Потом еще. И еще. И тут что-то подсказало мне проверить свой счет. Увы, пяти долларов как небывало. Поэтому отвечать на оставшиеся 10-20-50-100 вопросов викторины я не стала, а только мысленно называла себя «балдой ивановной» и теперь уже окончательно пообещала себе не дарить своих денег создателям подобных игр.
Это сладкое слово – халява
Если тебе очень хочется получить бокал за десять крышечек или фирменную футболку за пять вырезанных кружочков – ты их получишь. Уважающие себя фирмы стопроцентно присылают участникам розыгрышей недорогие призы. Тем более, что все их затраты с лихвой окупаются за счет повысившегося уровня продаж во время проведения акции. Но нужны ли на самом деле эти призы тебе? Я и сама порой спрашиваю себя: зачем мне эта пепельница, если я не курю? Зачем этот походный кошелек с логотипом акции на самом видном месте? Зачем, в конце концов, этот хлипкий картонный домик для поросенка, который я, прикусив от старательности язык, собирала весь вечер, и сам поросенок, которого тут же уволок в темный угол мой бандюга-кот? Пепельница стоит про запас, кошелек я куда-то засунула, а картонный домик подарила маленькому мальчику, который сломал его на следующий же день.
Мы раз за разом ловимся на один и тот же рекламный крючок: желание получить что-то бесплатно, на халяву, в качестве приза. А потом не знаем, куда бы все это «богатство» деть.
На удачу ставь шутя
Если вопрос конкурса простенький, а проводимая акция широко разрекламирована, скорее всего, участие в ней примут тысячи, десятки тысяч, даже сотни тысяч людей. А это значит, что твои шансы получить суперприз в виде кругосветного путешествия, автомобиля или миллиона рублей близки к нулю. Но если ты и так предпочитаешь всем другим именно этот кофе, штрих-коды от которого нужно «прислать на», почему бы не испытать удачу? А вот если ради нужных крышечек ты готова сменить свои предпочтения в еде или в чем-либо еще, пойти за товаром из акции в дальний магазин, а потом судорожно искать свою фамилию среди победителей в конкретном номере определенной газеты – навряд ли удача повернется к тебе лицом. Ведь фортуна любит легкомысленных и беззаботных. Тех, которые участвуют совершенно случайно, а о своей победе узнают из обрывка газеты, подлетевшего к их ногам на улице.
Совсем другое дело, если ты принимаешь участие в конкурсах, требующих определенных знаний, либо интересных случаев из жизни, в конкурсах уникальных историй или эксклюзивных фотографий. Здесь от тебя уже зависит 99% успеха. Оставшийся же один процент приходится на удачу. Потраченное время и приложенные усилия работают только на тебя и прямо пропорциональны успеху.
Приз не изменит твою жизнь
Как ни странно, но это так. Он может улучшить твое финансовое положение, добавить удовольствия, комфорта в твою жизнь, но изменить что-то кардинально не в его силах. Как часто мы думаем: «Эх, если бы у меня были деньги! Если бы я выиграл миллион!» — на самом деле плохо представляя, как сможем рационально и правильно этим самым миллионом распорядиться. Известны случаи, когда люди, выигравшие большие суммы, вкладывали их в собственное дело, не исследовав заранее рынок, не имея опыта работы в этой сфере, и прогорали. А уж история о семье алкоголиков из Уфы, выигравшей миллион долларов, и вовсе показательна. Жена-миллионерша через год умерла, запустив болезнь, которую вполне могла бы вылечить, вовремя обратившись к врачам, а муж, хоть и уверяет, что бросил пить, даже внешне мало похож не то что на миллионера, но и на просто обеспеченного человека.
Вывод очевиден. Свою жизнь нужно строить так, будто бы никаких случайных суперпризов в ней не предвидится. Не мечтать о несбыточном, а самой двигаться вперед, зарабатывать деньги, искать пути решения проблем. Но если вдруг на жизненном пути подвернется конкурс, в котором душа просит принять участие, почему бы нет? Удовольствие от победы привнесет в спланированную тобой жизнь неожиданную радость, которая поможет легко двигаться дальше.