В этом году в связи с 70-летием Победы в прокат выходит сразу несколько российских фильмов о Великой Отечественной войне. Среди них и «Дорога на Берлин», над которой работали режиссер Сергей Попов, продюсеры Карен Шахназаров и Александр Литвинов. В кинотеатрах страны лента стартует 7 мая, а сегодня состоялся показ для прессы — мы побывали на нем и теперь можем поделиться первыми впечатлениями от фильма.
Немного о сюжете. Лето 1942 года, в центре внимания — лейтенант Огарков и рядовой Джурабаев — молодые люди примерно одного возраста, выходцы из разных союзных республик — сами по себе тоже очень разные: у каждого своя жизненная позиция, свои принципы… Судьба сводит героев, и они вроде бы воюют на одной стороне, но при этом, как говорится, «по разные стороны баррикад».
На фоне трагических событий времен Великой Отечественной войны развивается история этих двух людей, которых не назовешь ни друзьями, ни врагами, их сложных отношений, за которыми интересно наблюдать на протяжении всей ленты.
Кадры со съемок фильма «Дорога на Берлин»
Фильм снят по повести Эммануила Казакевича «Двое в степи» и военным дневникам Константина Симонова.
Прежде всего, хочется отметить, что «Дорога на Берлин» сильно отличается от большинства последних российских лент, посвященных военной теме. Фильм явно не претендует на звание блокбастера, он не заставляет вас с изумлением наблюдать за спецэффектами, в нем нет ни хитового саундтрека, ни звезд. Главные роли сыграли Юрий Борисов, который до этого снимался в основном в небольших ролях, и казахский актер Амир Абдыкалыков.
Режиссер-постановщик Сергей Попов объясняет:
Мы специально искали неизвестных актеров, которые не имеют никакого отношения к телевизору, чтобы не возникало лишних ассоциаций. В этом отношении мы шли по пути документальной стилистики.
Но может ли это отсутствие громких имен и суперсовременных спецэффектов считаться минусом? На наш взгляд, нет, поскольку в «Дороге на Берлин» присутствует то, чего не хватает многим блокбастерам — интересная, эмоциональная история человеческих отношений. Актеры очень органичны каждый в своей роли, им действительно веришь и сочувствуешь — и это не менее, а может, порой и более важно, чем красивая картинка.
Режиссер отмечает, что сейчас мало кто снимает военное кино, которое «хватает за горло и заставляет плакать», как это делали старые фильмы. Видимо, отсюда и легкое ощущение «советского» кино, которое производит «Дорога на Берлин» — начиная со всем известного логотипа «Мосфильма» в самом начале и заканчивая финальным кадром. Но выглядит это не старомодно, а, скорее, ностальгически.
Впрочем, визуально фильм тоже сделан вполне достойно: мы сейчас не о каких-то невероятно масштабных сценах, а о воссозданной атмосфере эпохи. Создатели ленты рассказывают, что перед съемками в течение пяти месяцев шла тщательная подготовка: строились декорации на съемочных локациях в Московской и Калужской областях, готовилась военная техника (кстати, настоящая: использовались танки военно-технической базы Мосфильма «КВ-1», шесть «Т-34» и четыре немецких танка «ТИГР»), разрабатывались костюмы и грим.
В итоге у съемочной команды получилось качественное, эмоциональное кино не столько о самой войне, сколько о человеке на войне. Демонстрирующее ужасы военного времени, но без излишнего натурализма, не затянутое и без переизбытка пафоса.
Общая оценка фильму по версии SPLETNIK.RU: 9 из 10