Спектакль «Машина Мюллер»
Для театров весна — это не пробуждение, а рывок к завершению сезона. На весенние месяцы приходится немало премьер и экспериментов. В наше непростое время на театральных площадках блистают Хайнер Мюллер в соседстве с Бертольдом Брехтом и Гумилев «через дорогу» от Шекспира.
«Наше», театр «Практика»
Эдуард Бояков в привычной компании возрождает прекрасную поэтическую традицию «Практики». Некоторое время поэзия со сцены этого театра почти не звучала, зато с середины марта Алиса Гребенщикова, Павел Артемьев, Юлия Волкова, Алина Ненашева и сам Бояков заговорят великими строками сразу нескольких поэтов XX века. Зрители услышат Ахмадулину, Бродского, Павлову, Гумилева.
«Наше» — спектакль о стихах, которые нас меняют. Создатели местами иронично, местами реалистично, а местами и трагично говорят о том, что поэзия, как высшая форма организации речи, определяет нашу жизнь. Это предельно честный спектакль о самых важных чувствах.
«Страна Москва», Центр имени Мейерхольда
В конце февраля в ЦИМе состоялась премьера спектакля — исповеди поколения 30-летних москвичей. Идея спектакля, как и ведущая роль в нем, принадлежит креативному директору пикника «Афиши» и института «Стрелка» Василию Зоркому. Воплощение — Саше Денисовой. Драматургическая композиция основана на колонках «Неизвестный горожанин», который Зоркий несколько лет анонимно писал для The Village. Сценическая включает в себя песни, видео и клоунаду.
«Последнее свидание в Венеции», Школа драматического искусства
17, 18 и 19 марта зрителям представят новую работу Дмитрия Крымова, основанную на романе Эрнеста Хемингуэя «За рекой, в тени деревьев». Сам режиссер утверждает, что создал спектакль про любовь. Правда, герой его военный, и на последнее в жизни свидание идет как в атаку.
Роли в «Последнем свидании…» сыграли Александр Филиппенко, Мария Смольникова, Кристина Пивнева и другие. С Филиппенко Крымов прежде ни разу не работал, как и с художником спектакля Александром Боровским.
«Сон об осени», Театр имени Ленсовета (Санкт-Петербург)
Норвежец Юн Фоссе, мягко говоря, не самый популярный автор на российских подмостках. Но еще до премьеры было ясно, что именно Юрий Бутусов — режиссер, который способен продраться сквозь сложносочиненные, местами алогичные метафоричные тексты Фосса.
В спектакле полно визуальных аттракционов и трюков. Но это, конечно, не главное. Главное же — попытка разобраться в человеческих, или — уже — семейных отношениях.
«Волемир», Мастерская Петра Фоменко
Евгений Каменькович почувствовал, что время «Волемира» Фридриха Горенштейна пришло именно сейчас. Об этой пьесе часто говорил Петр Наумович Фоменко.
Спектакль случился: и в нем артисты под руководством Каменьковича разбираются, можно ли соскрести патину злобы и пошлости с собственных душ. Чтобы увлечь зрителей вопросами о добре и зле, о светлом и темном в человеке, «Волемира» играют в пространстве, вмещающем всего 144 человека, на камерной сцене театра.
«Мамаша Кураж и ее дети», Мастерская Петра Фоменко
Весной зрителей Мастерской Фоменко ожидает еще одна важная премьера — постановка «Мамаши Кураж» Брехта. За остросоциальную историю взялся режиссер Кирилл Вытоптов. Главную роль играет Полина Кутепова, а Ирина Горбачева предстает в образе немой Катрин.
«Кавказский меловой круг», Театр имени Маяковского
Еще одна команда — в данном случае, Театра имени Маяковского — взялась исследовать эпический театр Бертольда Брехта под руководством Никиты Кобелева. Премьера намечена на конец апреля.
«Машина Мюллер», Гоголь-центр
Вот и сошлись два режиссера, имена которых сегодня употребляют, похоже, чаще всех остальных театральных деятелей вместе взятых. Кирилл Серебренников поставил спектакль «Машина Мюллер» по текстам немецкого драматурга и философа Хайнера Мюллера. На сцену он выпустил своего коллегу Константина Богомолова, полтора десятка обнаженных перформеров, а также Сати Спивакову, Александра Горчилина и Артура Васильева. Вместе они создали оду умирающему постмодернизму, с которым современному театру так тяжело и больно прощаться.
«Дон Паскуале», Большой театр
Тимофей Кулябин впервые ставит в Большом. После грандиозного успеха его «немых» «Трех сестер» (спектакль новосибирского театра «Красный факел», которым руководит Тимофей, осенью привозили в Москву), он возвращается с музыкальной постановкой. Оперу «Дон Паскуале» прежде ни разу не ставили в Большом, хотя это одна из самых репертуарных опер в мире.
История Доницетти жизнерадостна. Какой ее видит Кулябин в тандеме с дирижером Михаилом Клауза и художником Галей Солодовниковой, узнаем в апреле.
«Гамлет», МДТ — Театр Европы
Отдельно стоит сказать о «Гамлете» великого Льва Абрамовича Додина. По традиции, его театр до последнего не объявляет даты премьер. Но мы предполагаем, что новый «Гамлет» случится именно весной.
В главных ролях — Данила Козловский, Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская (также за роль Офелии отвечает Екатерина Тарасова), Сергей Курышев и другие артисты одной из лучших трупп мира.