Какой должна быть настоящая актриса? У всех возникают разные образы… Наверное, это утонченная женщина, непременно элегантная и, возможно, таинственная. Подобное впечатление создает Виктория Исакова — пожалуй, одна из самых ярких актрис своего поколения. Ее героини «не отпускают» — будь то Инга из «Оттепели» или учительница биологии из спектакля «(М)ученик».
В преддверии очередной премьеры мы встретились с актрисой, чтобы поговорить о ближайших планах и о творчестве вообще.
Получая новый сценарий, как вы определяете для себя, браться ли за работу?
Перед тем, как я пришла к вам, мы разговаривали с Ренатом (продюсером Ренатом Давлетьяровым — прим. SPLETNIK.RU) о том, что нет хороших сценариев, и это самая большая проблема. Но так было всегда. За время работы в этой индустрии я поняла, что вечная проблема режиссеров, артистов — поиск сценариев. Но, к счастью, они периодически встречаются. И когда появляется сценарий, который целиком как история сложился — это ценно. Если он в тебя попадает при прочтении, то уже не так важно — эпизод там или большая серьезная роль. Все может быть. Просто все целиком должно тебя зацепить.
Виктория Исакова
Когда у вас выходит новый фильм, вы от него чего-то ждете?
Это ведь очень долгий период — от съемочного процесса до выхода фильма. Поэтому бывает так, что ты, в общем-то, уже забываешь, что это было. (Улыбается) А потом смотришь на премьере, если удается на ней оказаться, и думаешь: «О Боже, как интересно!» — и даже может быть: «Я ничего этого не имел в виду!». (Продолжает улыбаться) Потому что кино — это такая штука, где от тебя очень далеко то, что получается в результате. Я жду всегда, что время, проведенное на съемочной площадке, будет абсолютно счастливым, по-настоящему творчески наполненным. А что будет дальше… Бывало такое, что я ждала, что фильм сейчас взорвет всех, и зрители будут в восторге, а он проходил совершенно незамеченным. А бывало наоборот: мне казалось, что эта роль или этот фильм не так чтобы… бесконечно талантливый (улыбается), а он производил впечатление на людей. Никогда не предугадаешь. Поэтому ничего не жду от результата и наслаждаюсь процессом.
А вообще, мнение зрителей для вас имеет значение?
Конечно! А как же? Это же связь, это взаимный обмен, мы работаем для зрителей, для того, чтобы в них что-то менялось, чтобы, возможно, они находили ответы на какие-то вопросы.
Просто если в театре — это все равно некий неразрывный круг энергии, соединяющий актера и зрителя, то в кино ведь иначе…
В кино совсем иначе. Но как-то эта связь образуется все равно… До меня периодически доходят мнения — и самых близких людей, и широкой аудитории. Безусловно, они все мне важны и любопытны. Тогда можно немного приблизиться к истине — «получилось» или нет.
О вашем новом фильме «Зеленая карета» пока известно не слишком много. Расскажите о своей героине в этой картине.
Героиня… Это история любой семьи. Любовь. Предательство. Обиды. Все то, что появляется, когда очень долгий путь пройден вместе, и когда много всего накоплено — и хорошего, и плохого. Говорят, что женщина делает мужчину. И я думаю, что моя героиня очень сильно повлияла на становление своего мужчины, на его карьеру, на его позицию. Очень сложно сохранить любовь, страсть, отношения, просто потому что это тоже — работа. А у героя множество других занятий, помимо работы над своей семьей. По большому счету, это вечные проблемы, с которыми сталкиваются все пары.
Так или иначе, ваш реальный опыт отражается на этой роли и на других ваших ролях в кино? Про театр не спрашиваю пока, там по другим законам все функционирует…
Я даже не могу точно сформулировать, каким образом личный опыт пересекается с ролями… Но, безусловно, опыт влияет на поведение, и жизнь «притаскивает» в роли какие-то вещи, а роли отражаются на жизни. Это такая смесь, в которой уже непонятно, где я, где роли, где выдуманное, где настоящее.
Сейчас у вас на подходе еще одна картина — «(М)ученик». Это же, наверное, какой-то особый процесс — снимать фильм после спектакля? (на сцене «Гоголь-центра» с успехом идет одноименный спектакль, его режиссер Кирилл Серебренников некоторое время назад решил создать и фильм — прим. SPLETNIK.RU)
Да, это необычный процесс. И это процесс, который меня ужасно волновал, потому что идея делать фильм — она для меня была такой немножко… не то чтобы пугающей… но я очень-очень сомневалась по поводу того, стоит ли. Ведь спектакль получился успешным, громким. Он сложился, случился. Но! Надо вернуться к самому началу: я помню, когда я получила пьесу от Кирилла Серебренникова, я прочла ее и подумала: «Боже мой, это готовый киносценарий! Там можно ничего не переписывать, а просто брать и снимать». И я помню наш разговор после прочтения пьесы, я ночью ему (Кириллу) позвонила и сказала: «Слушай, это просто сценарий! Ничего не надо делать!». А дальше мы стали работать над спектаклем, и уже стало понятно, что это театр, конечно! Кирилл художник, он придумывает так, что тебя каждая сцена держит, заманивает. Я с удовольствием играю этот спектакль — и тут-то точно я понимаю обмен энергией, когда зрители приходят на спектакль, понимаю эту циркуляцию. Но когда мы начали готовиться к съемкам, я мучила Кирилла: «Где сценарий, я хочу прочесть, как он изменился…». Он отвечал: «Да-да-да… Сейчас-сейчас». В результате я получила сценарий, который очень мало отличался от пьесы. Я говорила: «Подожди, это же практически пьеса». А он: «Так ты же когда прочитала пьесу сказала, что это практически сценарий!». Но так как уже есть бэкграунд спектакля, то было сложно, конечно… (Улыбается) И я приехала в Калининград, именно туда мы отправились в экспедицию на съемки. В школе, придуманной, доделанной художниками, когда начали разводить сцену, стало понятно, что это совершенно разные системы координат. Это к театру не имеет отношения. Фильм — отдельный организм, который существует по своим законам.
В Калининграде мы провели счастливое, абсолютно счастливое время. И чудо, что мы поехали в экспедицию, смогли погрузиться в историю, не отвлекаясь на московскую суету, пробки, друзей… Мы жили очень сплоченной командой в особенной атмосфере, были полностью погружены в процесс.
У вас, кстати, есть и «обратный опыт» — спектакль «Братья» по Висконти… Из кино в театр.
Но я же не играла у Висконти! (Смеется) С «Братьями» вот как получилось: пьеса, написанная Михаилом Дурненковым, сохраняла канву: есть четыре брата, есть женщина, и все вертится вокруг этого. Но действие перенесено в Москву, в наши реалии, пусть и в недалеком прошлом. Спектакль ставил Алексей Мизгирев, успешный, прекрасный, талантливый кинорежиссер. Делал это так, как будто никакого театра не существовало до него и не будет существовать после. Его не интересовали законы театра. И мы спорили. Я говорила: «Послушай, в театре так невозможно! В театре должно быть слышно!» — а он: «А мне плевать, я хочу, чтобы это было как в кино». И вот где-то в середине — между его пониманием и моим — мы нашли точку «икс», где мы соединились и где родился этот спектакль, который и правда представляет собой смесь культур, смесь энергии театра и кино.
Над чем вы работаете сейчас, чем, в основном, заняты ваши мысли?
Только что я закончила съемки в картине Веры Сторожевой «Фулл хаус». Но это уже мысли, оставшиеся позади. (Улыбается) А прямо сейчас я в большей степени думаю о театре, наверное. Театр… Театр. Театр! Какие-то новые мысли и идеи, которые, возможно, будут осуществлены. Есть и новые картины, съемки с середины декабря уже запланированы. Дальше будет «Родина-2» (речь о продолжении нашумевшего проекта Павла Лунгина — прим. SPLETNIK.RU). Пусть будет много всего! Много идей. Пока я с радостью хожу в театры, я соскучилась после летнего перерыва. Играю огромное количество спектаклей подряд. (Улыбается) И пока еще не чувствую усталости: я ужасно скучаю летом по театру, мне хочется быстрее увидеть партнеров, выйти с ними на сцену. (Улыбается)
На что вы тратите свое свободное время? На какие фильмы ходите? На какие спектакли? Занимаетесь ли спортом, бегаете, медитируете?
Я стараюсь смотреть очень много, и как только возникают дни со свободными вечерами, то я, конечно же, всегда трачу их на кино либо на театр. Есть огромное количество друзей, новые спектакли которых я хотела бы их увидеть.
Может быть, есть что-то, что в последнее время вас особенно впечатлило. Хорошего много, но в душу ведь не все западает.
«Кому на Руси жить хорошо» в «Гоголь-центре» (премьерный спектакль Кирилла Серебренникова — прим. SPLETNIK.RU). Я поклонница этого режиссера, считаю его одним из самых важных художников поколения. В скором времени пойду на «Спартака» в Большой театр. (Улыбается) Постоянно хочется какого-то соединения культур: и балета, и оперы, и театра в классическом и неклассическом понимании. То есть, хочется просто впитывать и набирать впечатления. В кино тоже много интересного… Читаю! (Улыбается) Занимаюсь йогой. Но это все так эпизодически. Не могу сказать, что я спорт-вумен, к сожалению… Хотя спортклуб под боком, и надо бы туда ходить. Но всегда думаешь, что столько всего интересного, куда бы хотелось попасть, что как же я сейчас буду два часа плавать или бегать на дорожке. Но я очень стараюсь! Очень! И когда это делаю, горжусь собой! (Смеется)
Ну вот мы медленно и перешли к темам, которые не связаны напрямую с творчеством. Часть вашего времени, насколько я знаю, уходит у вас на соцсети. Какая любимая?
Я читаю посты в Facebook — пролистываю ленту и нахожу что-то интересное, так как подписана на интересных мне людей. И в друзьях у меня люди, мнение которых мне важно. Таким образом, когда они что-то выкладывают, я всегда с удовольствием смотрю: это для меня основная новостная система. И, конечно же, я фанат Instagram’a. О боги! (Смеется) Мне нравится: в этом есть что-то безответственное, красивое… Фотографии, люди… веселая иллюзия «идеальной жизни». Главное, не забывать , что это именно иллюзия.
Как раз недавно в сети ходила новость, какие-то исследования о том, что обладатели «идеальных» профилей в соцсетях больше, чем другие, склонны к депрессии и даже суициду.
Конечно же, ни одна социальная сеть не может заменить реального общения. В день рождения я зашла утром в Facebook и поняла, что если я сейчас начну отвечать всем, кто мне написал — а это было 10 утра! — то потрачу на это сутки. Так что я закрыла телефон, и сказала себе, что буду отвечать только на звонки знакомых. Иначе я проведу с телефоном в руках невероятное количество времени. В какой-то момент стало очевидно, что звонят только самые-самые близкие люди.
А эффект «подглядывания», который, помимо прочего, создают соцсети, вам не мешает?
И в Facebook, и в Instagram у меня официальные открытые страницы, так что туда попадает только то, что я могу позволить сделать доступным широкой аудитории. Я поняла, что люди не очень адекватно оценивают героя, на которого они подписаны. Они даже не всегда уверены, что ты сам ведешь свою страницу, оттого и позволяют себе бестактные вещи. Бывает так, что я удаляю комментарии. Стараюсь этого не делать, но все же удаляю высказывания, которые оскорбляют моих друзей или меня.
Иммунитета к таким комментариям не возникло?
Нет… Я завидую людям, у которых есть «броня». А у меня самой ее нет.
Тогда как справляться с, грубо говоря, известностью?
А никак. Я не понимаю ее.
То есть, вы идите по улице и…
…у людей нет ассоциации, что я та актриса, которую они полюбили, которая им понравилась. Меня никогда не узнают на улице. Или, возможно, узнают, но я никогда этого не замечаю. Бывает крайне редко, когда ко мне подходят и говорят: «Спасибо вам большое!». Потом, видимо, ко мне внимание иного свойства — оно непошлое, ненавязчивое. Даже когда люди подходят ко мне на улице — это всегда очень тактично. Я благодарна людям за это. Я могу себе совершенно спокойно позволить выйти в магазин без косметики, и это не будет отвратительным моментом. (Улыбается) Я могу себе позволить проживать свою жизнь спокойно, никак не затрачиваясь на то, что кто-то может внезапно кинуться ко мне и влезть в мое личное пространство. Ну и, опять же, я в этом смысле довольно закрытый человек: мы никого не пускаем к себе домой, не освещаем свою личную жизнь. Возможно, если бы мы переходили эту границу, то и отношение окружающих было бы другим.
Хорошо, когда известность связана именно с признанием профессиональных заслуг.
А я не вижу никакого другого повода. (Улыбается)