Любовные треугольники, биографии известных персон, исторические события, семейные кризисы, фигурное катание, инопланетные гости и даже жизнь свиней на ферме, запечатленная в черно-белом формате и с особой любовью к животным, — в российском кинематографе этого года присутствовали самые разноплановые мотивы, герои и сюжеты. Были и такие громкие премьеры, о которых все говорили, однако видели их пока что лишь на фестивалях, а широкой публике покажут только в 2021 году: к примеру, вызвавший ожесточенные дискуссии «Блокадный дневник» Андрея Зайцева или «Уроки фарси» режиссера Вадима Перельмана — автора нескольких голливудских проектов и нашумевшего сериала «Измены». Ждем выхода этих фильмов, ну а пока — вспоминаем главные художественные и документальные премьеры 2020-го, чтобы выбрать кинособытие года.
«ВИЧ в России»
Режиссер: Юрий Дудь, Евгений Стаценко.
Интерес к документальным проектам, в том числе и благодаря развитию различных каналов на YouTube, только растет, так что среди самых заметных российских премьер года не можем не отметить очередной фильм Юрия Дудя. На этот раз журналист обратил внимание на одну из тех важных тем, которые не очень-то принято обсуждать вслух: на его канале в феврале 2020-го вышла двухчасовая лента «ВИЧ в России — эпидемия, про которую не говорят».
На сегодняшний день количество просмотров уже перевалило за 19 миллионов. В фильме поднимается множество вопросов о ВИЧ: как происходит заражение, как живут люди с этим диагнозом, могут ли они иметь здоровых детей, насколько эффективно лечение — и так далее. Проект явно заставил многих задуматься: после его премьеры в Google стали искать информацию о ВИЧ в 56 раз чаще, чем до этого, а также многократно увеличился интерес к проведению обследования.
«Гунда»
Режиссер: Виктор Косаковский.
Черно-белая документальная лента о жизни свиньи и других животных на ферме, снятая без единого диалога, без актеров и даже без закадровой музыки, как выяснилось, может стать одним из главных кинособытий года. Ведь фильм режиссера Виктора Косаковского «Гунда» показали в этом году на Берлинском кинофестивале, а редакция New York Times включила в список лучших картин года с пометкой «интимный, изысканно красивый взгляд на жизнь животных».
Зрелище действительно захватывает: операторская работа удивительно ярко и детально передает красоту природы и всех живых существ. Одним из операторов, кстати, выступил сам Косаковский, он же писал сценарий и занимался монтажом. Режиссер с детства убежденный вегетарианец (после того, как стал свидетелем гибели поросенка), и его любовь к животным читается в каждом кадре. Исполнительным продюсером проекта выступил Хоакин Феникс: актер тоже известен тем, что активно выступает за права четвероногих. «Гунду» Феникс назвал «глубоко медитативным» и «проникновенно важным» фильмом — важным, поскольку красочно иллюстрирует то, что эмоции животных не так уж и сильно отличаются от человеческих.
«Доктор Лиза»
Режиссер: Оксана Карас.
В ролях: Чулпан Хаматова, Константин Хабенский, Алексей Агранович, Андрей Бурковский, Татьяна Догилева.
Драма «Доктор Лиза» — фильм об общественном деятеле, правозащитнике, враче Елизавете Глинке, которая трагически погибла в декабре 2016 года в авиакатастрофе под Сочи. При этом ленту Оксаны Карас нельзя назвать байопиком: в ней рассказывается о событиях только одного дня из жизни героини. Но и история этих 24 часов помогает раскрыть ее характер — кстати, сценарий основан на дневниках Глинки и воспоминаниях ее близких.
Доктора Лизу играет Чулпан Хаматова, и критики посчитали, что она очень органична в этой роли. По сюжету главная героиня и ее муж готовятся отпраздновать 30-ю годовщину свадьбы, собрав друзей и родных. Но планы приходится поменять, ведь с утра Елизавете нужно выезжать по делам, и все окажется сложнее, чем она предполагала. Не сказать, чтобы кинокритики были в восторге от того, как снят фильм, но зрители хвалят его за душевность.
«Русские грузины. Фильм первый»
Режиссер: Сергей Нурмамед.
Первая лента из документальной трилогии Леонида Парфенова. «Русские грузины» — часть проекта известного журналиста о нациях, «особенно массово и ярко приходивших в русскую цивилизацию, в русскую карьеру и в русские элиты». Ранее Парфенов уже представил документальный фильм «Русские евреи» — тоже в трех частях, а далее планирует посвятить ленту русским немцам. Почему именно эти три народа? Парфенов объясняет, что их представители «кроме всего прочего, были еще и правителями или соправителями Российской империи и Советского Союза на определенных этапах, причем большинством населения не воспринимались как чужаки».
Героями проекта «Русские грузины» стали самые разные люди, оказавшие заметное влияние на жизнь страны, от Окуджавы и Данелии до Сталина и Берии. В первой части внимание сосредоточено на событиях до 1939 года.
«Дорогие товарищи!»
Режиссер: Андрей Кончаловский.
В ролях: Юлия Высоцкая, Сергей Эрлиш, Юлия Бурова, Андрей Гусев.
Безусловно, один из самых громких проектов года — «Дорогие товащи!». Фильм Андрея Кончаловского получил спецприз жюри на Венецианском фестивале и был выдвинут в качестве претендента от России на «Оскар» и «Золотой глобус». Еще картину наградили на Международном кинофестивале в Чикаго, а на днях ее назвали лучшим фильмом на церемонии вручения премии «Событие года» российского издания «Кинорепортер».
Фильм описывает события, которые несколько десятилетий держались в тайне, да и сейчас многие, возможно, слышат о них впервые. В 1962 году объявили забастовку новочеркасские рабочие, недовольные маленькими зарплатами и повышением цен. Все закончилось трагически: 26 погибших, десятки раненых.
Главную роль в «Дорогих товарищах» исполнила Юлия Высоцкая, сыгравшая работницу парткома: героиня искренне возмущена поведением митингующих, но вскоре ей самой приходится стать непосредственной участницей событий, когда в творящемся хаосе пропадает ее дочь-подросток.
«Человек из Подольска»
Режиссер: Семен Серзин.
В ролях: Вадик Королев, Виктория Исакова, Владимир Майзингер.
В основе фильма — одноименная театральная пьеса Дмитрия Данилова. Кстати, снявший ленту Семен Серзин тоже театральный режиссер, и это его дебют в кино. Музыкант группы OQJAV Вадик Королев играет парня по имени Николай, которому и так не очень-то везет, а в один момент его еще и задерживает полиция, причем сам герой совершенно не понимает, за что. Все происходящее далее в полицейском участке довольно абсурдно и «было бы смешно, если бы не было так грустно», ведь, как гласит слоган ленты, — «все мы немного человек из Подольска».
«Цой»
Режиссер: Алексей Учитель.
В ролях: Евгений Цыганов, Марьяна Спивак, Паулина Андреева, Игорь Верник.
Редкий биографический проект обходится без скандала, особенно если речь идет о таких величинах, как Виктор Цой. В случае с картиной Алексея Учителя дело дошло до жалоб президенту РФ: по поводу возможного нарушения прав на использование имени и изображение музыканта обратился сын Цоя Александр. Впрочем, это подогрело интерес к проекту. Правда, публика тоже не в восторге: разгромных рецензий и негативных комментариев лента собрала немало. Самое интересное, что персонажа Виктора Цоя в фильме «Цой» нет: есть лишь архивные видеозаписи и единственный момент, где музыкант показан со спины (образ, кстати, был сгенерирован нейросетью за неимением подходящего по форме затылка актера). Имена всех ключевых персонажей тоже изменены, хоть эти люди и узнаваемы. В центре истории оказывается герой Евгения Цыганова — водитель автобуса, столкнувшегося 15 августа 1990 года с автомобилем культового музыканта.
«Лед 2»
Режиссер: Жора Крыжовников.
В ролях: Александр Петров, Аглая Тарасова, Мария Аронова, Надежда Михалкова, Юлия Хлынина.
«Лед 2» вышел в самый романтичный день в году — 14 февраля, и, очевидно, толпы влюбленных сразу отправились смотреть его в кинотеатры: за первые же выходные фильм Крыжовникова собрал кассу более чем в 600 миллионов рублей. Первый «Лед», кстати, тоже был довольно успешен, хотя многих его популярность даже удивила: все-таки не самый очевидный микс — сочетание спортивной мелодрамы и чего-то вроде мюзикла, основанного на хорошо известных россиянам песнях. Но зрителям такой прием очень даже понравился, и «Лед 2» пошел уже «по проторенной дороге». Правда, с появлением в режиссерском кресле Жоры Крыжовникова сюжет немного отклонился от традиционного «ромкома», каким все же можно назвать первый «Лед», в сторону большего драматизма: речь уже не о «конфетно-букетной» истории, а о том, как на самом деле могут развиваться события после традиционного сказочного «и жили они долго и счастливо».
«Серебряные коньки»
Режиссер: Михаил Локшин.
В ролях: Федор Федотов, Софья Присс, Алексей Гуськов, Северия Янушаускайте, Юрий Колокольников.
Лента «Серебряные коньки» могла бы выйти в прокат еще в феврале, но было решено перенести премьеру, чтобы «отодвинуть» релиз от стартовавшего в тот же период «Льда 2». Фильм «Серебряные коньки» снят по мотивам одноименной книги американки Мэри Элизабет Мэйпс Додж, правда, там события разворачивались в Норвегии, а действие ленты происходит в Петербурге 1899 года, в рождественский период. Создателям фильма удалось создать по-настоящему сказочную новогоднюю атмосферу, так что в праздничные дни такие проекты — это просто must see» Сюжет закручен вокруг двоих главных героев: Матвей — сын простого фонарщика, Алиса — дочь влиятельного сановника и завидная невеста.
«Пугало»
Режиссер: Дмитрий Давыдов.
В ролях: Валентина Романова-Чыскыырай, Анатолий Стручков, Артур Захаров, Анилена Гурьева.
А вот и фильм, ставший главным героем 31-го «Кинотавра»: на фестивале этого года «Пугалу» присудили несколько наград, включая гран-при и награду Валентине Романовой-Чыскыырай за лучшую женскую роль. Интересно, что картина снята с бюджетом в полтора миллиона рублей и в ней всего четыре актера. Это третий по счету проект 37-летнего режиссера и сценариста Дмитрия Давыдова, который еще несколько лет назад работал учителем начальных классов в якутском селе и снимал небольшие ролики вместе с учениками, пока не решил попробовать себя в большом кино.
«Пугало» — это прозвище, которое по сюжету односельчане дали деревенской целительнице. Ее боятся и недолюбливают, но вместе с тем постоянно обращаются к ней за помощью. А для самой героини ее способность исцелять — одновременно и дар, и проклятие.
Постер к фильму «Пугало»
«Китобой»
Режиссер: Филипп Юрьев.
В ролях: Владимир Онохов, Владимир Любимцев, Кристина Асмус.
Ленту «Китобой» снимали в чукотском поселке Лорино, и в съемках приняли участие его жители. Режиссер Филипп Юрьев отдал два главные роли непрофессиональным актерам — Владимиру Онохову и Владимиру Любимцеву, а из знаменитостей пригласил в свой проект только Кристину Асмус. Она сыграла прекрасную и недоступную американку из эротического видеочата, от которой теряет голову один из главных героев, простой чукотский парень. Теряет настолько, что задумывает план — переплыть Берингов пролив и встретиться в Детройте с девушкой мечты.
Фильм Филиппа Юрьева тоже был отмечен рядом наград на «Кинотавре», а также побывал в Венеции, где в ходе 77-го кинофестиваля получил главный приз программы Venice Days от молодежного жюри.
«Трое»
Режиссер: Анна Меликян.
В ролях: Виктория Исакова, Юлия Пересильд, Константин Хабенский.
Анна Меликян в этом году была занята не только сериалом «Нежность»: под конец 2020-го режиссер представила свою новую полнометражную работу «Трое». Правда, всех троих актеров, которые снялись в фильме, мы как раз чуть раньше видели в «Нежности». И действие, как и в сериале, происходит между двумя городами — Москвой и Питером. В целом это история о любовном треугольнике, где все внимание приковано к лицам, эмоциям, монологам троих героев, остальные персонажи остаются лишь размытым фоном (подобно тому, как погруженные в свои переживания люди перестают замечать всех вокруг).
Возможно, это и было бы скучно, однако центральное трио актеров вполне способно «везти на себе» любой проект. Во многих рецензиях фильм называют достойным продолжением традиций советского кино и сравнивают то с «Осенним марафоном», то с «Иронией судьбы».
«Конференция»
Режиссер: Иван И. Твердовский.
В ролях: Наталья Павленкова, Ольга Лапшина, Ксения Зуева, Ян Цапник.
«Конференция» Ивана И. Твердовского была показана вне конкурса на Венецианском кинофестивале этого года. Фильм стал первой художественной лентой, посвященной трагическим событиям осени 2002 года, когда террористы захватили зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост». Трагедия на Дубровке, согласно официальным данным, унесла жизни 130 человек. Другие спаслись, но вряд ли хоть кто-то из них смог навсегда стереть из памяти пережитый ужас. Этим воспоминаниям и посвящает свой фильм режиссер.
Главная героиня — одна из бывших заложниц, нашедшая спасение от страшных мыслей и не отступающего чувства вины в монастыре. Спустя годы после трагедии она собирает других выживших на вечер памяти в том самом печально известном театральном центре.
Постер к фильму «Конференция»
«Глубже!»
Режиссер: Михаил Сегал.
В ролях: Александр Паль, Любовь Аксенова, Антон Лапенко, Игорь Угольников, Сергей Бурунов.
На «Кинотавре» фильм «Глубже!» наградили специальным дипломом «За юмор, гражданскую смелость и любовь к зрителю». Смелость ленты, очевидно, заключается в выбранной теме: фильмов о съемках порно в российском кино мы не припомним. Между тем, несмотря на тематику, никакой обнаженки здесь нет — и это, вероятно, ленте только на пользу. Главный герой — театральный режиссер, которого играет Александр Паль — теряет работу и ради денег соглашается снять порноролик. Ну, и изобретает совершенно новое явление — порно, сделанное по всем стандартам театральной драмы.
«Хандра»
Режиссер: Алексей Камынин.
В ролях: Данила Якушев, Кирилл Ковбас, Михаил Тройник, Семен Барков, Аня Чиповская, Равшана Куркова.
Фильм впервые представили еще осенью 2019-го на фестивале «Темные ночи» в Таллине (и тогда, кстати, о нем было много хвалебных отзывов), но в широкий прокат «Хандра» вышла почти через год. Самое интересное в этом проекте то, что он снят по мотивам реальных историй из жизни режиссера Алексея Камынина и сценаристов. Главные герои втроем снимают квартиру в Москве, ну а в этом городе, как известно, может всего за один день произойти масса приключений.
«Спутник»
Режиссер: Егор Абраменко.
В ролях: Оксана Акиньшина, Петр Федоров, Федор Бондарчук.
Еще одна из премьер, которой в связи с известными событиями суждено было состояться не в кинотеатрах, а сразу на онлайн-платформах. Все происходит в 1989 году, когда на Землю возвращается космический аппарат, однако из двух членов экипажа жив только один. В теле второго, как выясняется, поселилось инопланетное существо, да еще и крайне недружелюбное и малосимпатичное. Нейрофизиологу, чью роль играет Оксана Акиньшина, придется изучить происходящее с космонавтом и найти способ отделения от него пришельца.
«Спутник» был включен в программу фестиваля Tribeca, получил награду на итальянском Trieste Science+Fiction Festival и даже возглавил в сентябре американский iTunes в категории «хоррор». Работу Акиньшиной в этом фильме кое-кто из критиков называет одной из лучших ролей на счету актрисы. Любителей кино про сильных женщин лента тоже порадовала: не так уж часто в фильмах о космосе ключевое место выделяют женскому персонажу, да еще и доверяют героине решающую миссию.
«Очень женские истории»
Режиссер: Наташа Меркулова, Лика Ятковская, Анна Саруханова, Оксана Михеева, Антон Бильжо.
В ролях: Анна Михалкова, Любовь Толкалина, Лукерья Ильяшенко, Виктория Исакова, Виктория Толстоганова, Анфиса Черных.
«Очень женские истории» — пять не связанных по сюжету и поднимающих разные проблемы киноновелл, в которых десять женщин любят, изменяют, мучаются чувством вины, скучают в семейной жизни, поддерживают друг друга. Истории сильно отличаются друг от друга по настроению и стилю: от комедийного по сути начала «Эс как доллар, точка, джи» до напряженной семейной драмы в новелле «Сестры». Проект, конечно, действительно «очень женский», но в некоторых рецензиях, кстати, его критикуют за недостаточно феминистический посыл: ярких героинь в кадре много, но вот по-настоящему сильной личностью никого из них не назовешь.
«Неадекватные люди 2»
Режиссер: Роман Каримов.
В ролях: Ингрид Олеринская, Илья Любимов, Евгений Цыганов.
С момента выхода первых «Неадекватных людей» прошло уже десять лет: фильм был встречен в целом тепло, и многие обрадовались, узнав о грядущем продолжении. Напомним, что в первой части, тоже снятой Романом Каримовым, рассказывалась история переехавшего в Москву из провинции молодого человека, который надеется, что на новом месте у него начнется новая жизнь. Но очень скоро герой обнаруживает вокруг себя не вполне адекватных персонажей, среди которых и его взбалмошная соседка. В сиквеле главные герои (а они, разумеется, стали влюбленной парой) уже живут размеренной семейной жизнью, но и тут не обходится без проблем, главная из которых — ревность.
«Неадекватные люди 2» в прокате недавно, так что повторит ли сиквел успех своего предшественника, нам еще предстоит узнать. А что касается кинокритиков, то они посчитали вторую часть еще более жизненной, чем первая, и снова хвалят Каримова за блистательные диалоги, вот только, по их мнению, сиквел все равно получился менее смешным, чем лента 2010 года.
«Сентенция»
Режиссер: Дмитрий Рудаков.
В ролях: Александр Рязанцев, Павел Табаков, Федор Лавров, Иван Краско.
Дата премьеры фильма «Сентенция» — 17 декабря, но задолго до выхода на экраны лента Дмитрия Рудакова уже привлекла к себе повышенное внимание. И успешно показала себя на недавно прошедшем Таллинском международном кинофестивале, где ей вручили приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ.
«Сентенция» — история о проведенных в доме престарелых последних годах автора «Колымских рассказов», советского писателя Варлама Шаламова. Герой Александра Рязанцева — слепой и немощный, перенесший инфаркт писатель, прошедший ГУЛАГ, тем не менее продолжает творить. Павел Табаков и Федор Лавров играют журналистов, пытающихся отыскать рукописи рассказов литератора о Колыме: несмотря на то, что это опасная миссия и за ними ведется слежка, герои намерены во что бы то ни стало найти и опубликовать наследие писателя.
Постер к фильму «Сентенция»
«Фея»
Режиссер: Анна Меликян.
В ролях: Константин Хабенский, Екатерина Агеева, Ингеборга Дапкунайте, Мария Шалаева, Тинатин Далакишвили, Владимир Мишуков, Юра Борисов.
И еще один проект Меликян в нашем списке российских фильмов года. В главной роли — Константин Хабенский, который, похоже, уже может считаться любимым актером Анны. «Фея» в связи с пандемией тоже стартовала этой весной сразу на цифровой площадке, минуя кинотеатры. Сюжет фильма даже сложно описать: в нем мир виртуальной реальности (герой Хабенского — владелец компании, разрабатывающей видеоигры), пересекается с проблемой неонацизма, с рассказом о творчестве Андрея Рублева, с мистическими мотивами, темой конфликта отцов и детей — и это даже не полный список. Сама Анна Меликян назвала «Фею» своим самым необычным фильмом и рассказала, что пока работала над картиной, «смыслы периодически менялись» и теперь «сосуществуют внутри фильма», отзываясь в душе каждого зрителя по-разному.