Прекрасной эпохой называют конец девятнадцатого и начало двадцатого века, время роскоши, безмятежности, великих открытий. Ничто не предвещало грядущих мировых войн, люди наслаждались жизнью. У этого времени были свои звезды. Ту роль, которую сейчас в обществе играют супермодели, выполняли знаменитые куртизанки. О каждом их шаге сообщали газеты, их образы использовали в рекламе. Женщины осуждали их и мечтали быть похожими на них, мужчины влюблялись в них. Самыми знаменитыми были Прекрасная Отеро, Лиана де Пужи и Эмильена д’Алансон.
Прекрасная цыганка
Каролина Отеро осталась в истории как Прекрасная Отеро. Она родилась в бедной испанской семье. В 10 лет ее изнасиловали, а в 12 девочка стала танцевать за деньги в различных кафе и борделях. Позже отправилась танцевать в Лиссабон, там стала изучать актерское мастерство. В 20 лет у нее уже был свой импресарио, а год спустя, в 1889 году, она произвела настоящий фурор на парижской сцене, став звездой популярнейшего варьете «Фоли-Бержер».
Новым знакомым она представлялась цыганкой из Андалусии. Этот экзотический образ вдохновлял многих художников того времени. Ее рисовал, в частности, Врубель. Современники вспоминали, что один взгляд ее огромных черных глаз заставлял мужчин онеметь. Другие отмечали стройную талию и красивую грудь Каролины. По легенде, архитектор, строивший гостиницу Carlton в Каннах, сделал купола в форме грудей Отеро.
Испанская куртизанка очень быстро обрела статус самой желанной женщины во всей Европе. Ее любовниками были королевские особы из разных стран: Англии, Испании, Сербии и Монако. Перед ее красотой не устояли литератор Габриель д’Анунцио и герцог Вестминстерский, великий русский князь Петр и император Николай II (описывают случай, как Отеро подавали на серебряном блюде «на десерт» в закрытом клубе на ужине в честь Николая II).
Каждый любовник одаривал ее драгоценностями или домами, замками. Из-за ее красоты погибло немало мужчин. Одни из них стрелялись на дуэлях, другие свели счеты с жизнью, не добившись ее благосклонности.
Официальными мужьями Прекрасной Отеро были итальянский граф Гиуглелмо, с которым она разделила брачное ложе в 14-летнем возрасте, и Рене Уэбб — английский промышленник, взявший ее в жены в 1906 году.
Каролина была очень богатой женщиной. Увы, у нее была страсть к азартным играм, и она довольно быстро проматывала свое умопомрачительное состояние. Как-то она, дабы помочь своему спутнику отыграться, отдала ему дорогие пуговицы со своего платья, положив их на стол вместо фишек. После этого во время игры ей пришлось придерживать свой наряд, чтобы платье не падало.
Умерла La Belle Otero в 1965 году в жуткой нищете. Она проиграла все свои миллионы и существовала на маленькое пособие, которое одно казино добровольно выплачивало ей в благодарность за те миллионы, которые куртизанка проигрывала у них когда-то.
Соперница Коко Шанель
Эмилия Андрэ (впоследствии она называла себя Эмильеной д’Алансон) начала карьеру с цирковых выступлений. У нее был номер с дрессированными кроликами. С первых мгновений своего появления на арене девушка завораживала публику. Она была оригинальной во всем, начиная с платья из тафты ярко-розового цвета, который писатель Жан Лоррен описал как «малиновый лед». Но это еще не все. Своих кроликов д’Алансон тоже красила в розовый цвет и наряжала в кружева. Это было очень необычно для того времени.
Образ красавицы вдохновлял именитых художников и поэтов. Она изображена на полотнах Тулуз-Лотрека и Жюля Шере. Ей восхищался Марсель Пруст. О знакомстве с ней в своих мемуарах писал князь Юсупов.
Ее любовниками были, в частности, король Леопольд II, дворянин Жак д’Юзес и офицер Этьен Бальсан. Последнего она делила, кстати, с Коко Шанель.
У Эмильены интересная история отношений с Коко. Как-то, будучи в гостях у Бальсана, Коко примерила одежду знаменитой куртизанки. И утонула в складках: модельер была худенькой, а Эмильена — пышной, как все красавицы Прекрасной эпохи. Поговаривают, после этого раздраженная Шанель решила шить одежду только на таких, как она сама, и приложила все усилия, чтобы полнота вышла из моды. Так что не исключено, что современная мода на худышек — следствие того, что Коко Шанель нужно было устранить полную соперницу.
При этом Шанель восхищалась очаровательной Эмильеной. Когда она описывала парфюмеру Эрнесту Бо, чего она хочет от своих новых духов, она описала свои впечатления от д’Алансон. «Она пахнет хорошо, она пахнет чистотой», — сказала тогда Коко. Эрнест создал запах, который сегодня продается под названием «Шанель № 5». Одну из своих первых шляп Шанель создала специально для Эмильены.
д’Алансон официально ушла со сцены в 1906 году. Ее мужем был жокей Перси Вудланд.
Она посвятила себя разведению беговых лошадей, очень увлекалась скачками. Увы, это не было выгодным бизнесом. Очень скоро фамильные драгоценности и фарфор д’Алансон ушли с молотка. Она переехала в Ниццу, где скончалась в 1946 году.
Между ангелом и бесом
Как-то Прекрасная Отеро пришла в один из модных ресторанов, с ног до головы увешанная бриллиантами. Минуту спустя в зал вошла Лиана де Пужи, шею которой украшал один-единственный, но гигантский бриллиант. Вслед за ней шла служанка, в руках которой была бархатная подушка с прикрепленными на ней всеми драгоценностями Лианы. (Что касается Эмильены д’Алансон, то у нее был корсет работы Картье, полностью отделанный бриллиантами.)
Настоящее имя Лианы — Анна Мария Шассень, она родилась в семье морского офицера в 1869 году. Впоследствии она получила хорошее религиозное воспитание в монастыре Морбиана. Когда Анне Марии исполнилось 16 лет, она сбежала с военным, которому вскоре родила сына.
Вскоре выяснилось, что семейная жизнь не клеится: муж бил ее. А когда он застал Анну Марию в постели с другим мужчиной, то попытался застрелить. Она сбежала в Париж, оставив маленького сына. Позже заочно добилась развода. В столице юная искательница приключений повстречала известного драматурга Анри Мельякома, который был очарован ее красотой и помог ей начать карьеру актрисы в варьете «Фоли-Бержер».
Тогда она и взяла псевдоним Лиана де Пужи — так ее называл один из бывших ухажеров. Ее наставницей была великолепная Сара Бернар. Известные художники соперничали за право нарисовать ее портрет, а знаменитый фотограф Надар имел счастье ее фотографировать.
Лиане нравились как мужчины, так и женщины. У нее были романы с маркизой де Бельбеф и писательницей Матильдой де Морни. Свою интимную связь с писательницей Натали Барни актриса описала в 1901 году в романе «Сапфическая идиллия».
Де Пужи была частой гостьей в «ночном салоне по пятницам», который устраивала Натали Барни. По Парижу ходили слухи, что на этих вечерах, помимо чтения стихов, занимаются курением опиума и гашиша, устраивают развратные танцы и даже оргии.
Благочестивые горожанки много раз пытались пресечь безобразие, творившееся в этом «гнезде разврата». Сделали даже попытку поджечь его, но каменный дом не загорелся даже после того, как его облили керосином. В другой раз от готовящейся физической расправы Лиану защитили ее поклонники.
Однажды Лиана и Натали пригласили блюстительниц нравственности на очередной пятничный вечер. И весь вечер изображали из себя целомудренных дев, со слезами на глазах читая стихи о несчастной любви и танцуя самые невинные и чопорные танцы, какие были в моде то время.
В 1910 году актриса стала официальной женой румынского князя Георгия Гика, который был на 12 лет ее моложе. Через 16 лет семейной жизни Гик ушел от жены к более молодой красавице.
Под конец жизни Лиана стала очень набожной. Она поступила послушницей в одну из церквей доминиканского ордена. Работала в сиротском приюте, заботилась об умственно неполноценных детях. Смерть застала ее в рождественскую ночь, как она мечтала.