О дурацких песнях можно писать практически бесконечно, поскольку человеческая фантазия границ не знает и в рамки здравого смысла не укладывается. Категорически. Это тебе не американский космический челнок «Дискавери» приземлять и не вакцину от СПИДа искать! Тут требуется особый склад ума — чтоб из ничего раздуть бурю в стакане («слепила из того, что было» — строчки не только про изготовление мужчин, но и песен), наворотить ерунды с три короба, подкрепить идиотизм парой тройкой проверенных рифм «все без проблем — я тебя съем», «я попала в сети — возможно, будут дети», «чтобы губы твои целовать — потому что опять», и гордо заявиться в эфире радио и ТВ — эй, я придумал(а), а он(а) спел(а)! Вот ты ухмыляешься, а артисты с такой гордостью вытягивают (написать «поют» — рука не поднимается) незамысловатые творения своих авторов… Правда, слава Богу, не все авторы такие, да и не всегда исполнители будут такие песни петь.
«В моем новом альбоме есть два ярких персонажа — «Балерина» и «Певица». Они как раз и характеризуют нынешнюю индустрию развлечений, — убедительно говорит Александр Шульгин, выпустивший на днях уникальный альбом «Представление». — Ну не может народ это любить. Хотя им и показывают это в огромном количестве. Все уже надоело по большому счету. Если даже кто-то ходит и бубнит себе под нос некий припевчик, то через некоторое время он его уже и не вспомнит. Потому что это нельзя назвать МУ-ЗЫ-КОЙ!
И нельзя говорить, что у народа испорчен вкус. Просто в какой-то момент развития человек не по своему биологическому (паспортному) возрасту, а по духовному может быть не сильно развитым. То есть его морально-нравственные установки находятся на начальной стадии, и он пока довольствуется чем-то элементарным, но при этом стремится к развитию. Человек достаточно взрослый может находиться на той планке, когда ему нравится что-то из того, что сейчас звучит на всех радиостанциях. Это значит, что он где-то не до конца развился, где-то споткнулся — чуть-чуть упал, условно говоря, остался на второй год.
Но навязывание определенными структурами этого вкуса, да еще и в таком количестве, как это сейчас происходит, ведет к отторжению. Многие читательницы Клео.ру со мной согласятся, я уверен. Потому что я не думаю, что вы, милые девушки, в восторге от того, что сейчас поют и показывают. Я знаю, что женщины — создания одухотворенные».
— Есть искусство массовое, есть настоящее. А есть массовое, стремящееся стать настоящим. Все-таки в наши дни осталось еще что-то настоящее?
— Я серьезно отношусь к словам. Если взять этимологию слова «искусство», то это «искус творить», да? Поэтому я не очень люблю это слово. А вопрос я переиначу так: есть ли что-то верное сейчас? Конечно же, есть! Просто мы живем, с одной стороны, в достаточно сложное время. Но, с другой стороны, это время необходимо пережить, чтобы достичь чего-то более серьезного и значительного. Это своеобразные «революционные предпосылки», когда верхи не могут, а низы не хотят. Сегодняшний день таков: нет ничего нового, нет никаких героев, нет новых ярких лиц. И общество ждет.
— Почему так популярна «Фабрика»?
— Потому что люди подумали: «О, сейчас нам предложат какие-то новые ЧИСТЫЕ лица» — и очаровались. А потом они увидели, что все, кто оттуда выходит, становятся копиями той самой попсы, которая уже существует. Тогда наступает разочарование, которое заставляет народ требовать чего-то лучшего. Конечно, этот процесс происходит не сразу, потому что несколько лет в жизни общества проходят не так заметно, как в жизни индивидуума. Но эти предпосылки потом и дают некое пассионарное требование. А если есть спрос, значит, есть и предложение. Только это новое не будет копировать что-то западное, потому что мы проходили в истории России подобное уже не раз. Помните, в XIX веке все светское общество говорило по-французски. Ни слова на своем родном языке — это дурной вкус! А потом доминировало все итальянское: в России ставили итальянские оперы итальянские режиссеры, в которых пели итальянские же артисты.
Так что MTV еще «отдыхает» по сравнению с тем натиском всего европейского и западного. Но помните, что было дальше: оперы прогорели, ангажированные иностранные режиссеры и актеры уехали домой. А кружок Лядова перерос в «Могучую кучку», выдав плеяду замечательных композиторов, таких, как: Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Чайковский… А эти прославленные композиторы не стали смотреть на Запад, они посмотрели внутрь, в корень, нашли этнические традиции, фольковые. И люди их приняли и полюбили, потому что им не интересны клоны и фейки, которых делали в России перед появлением «Могучей кучки» и делают сейчас.
Народу интересны личности, а не подражатели. Исполнители должны что-то нести. А сейчас большинство из них выходит на сцену, чтобы себя и свое платье показать, повилять какими-то частями тела. Но это же смешно! Мы же не в зоопарке живем!
— Говорят, мы стали меньше читать хорошей литературы, значит, налицо деградация…
— Это нормальное развитие. Вспомните Америку, на которую мы так любим равняться. Там был период, когда царили хиппи: были свободные отношения (что хотим — курим, что хотим — пьем, кого хотим — любим). Так вот, дети этих хиппи, когда выросли, стали наиболее консервативными и пуританскими. Потому что родители старались отгораживать своих детей от того, чего они сами вкусили. Они поняли, в чем счастье. Поэтому наше сегодняшнее нечитающее поколение — не нечитающее до конца своих дней. Однажды человек поймет, что очень много пустого в мире появилось, скажем, фильмы с однообразными сюжетами, и тогда у него возникнет желание вернуться к книге. И возникнет вопрос: к какой книге? К той, которую однажды прочитал в метро и забыл, о чем она (знаете, как салат съел: живот вроде бы полный, а все равно хочется кушать)? Или к чему-то более серьезному?
— Вы — оптимист, я смотрю!
— Я верю в добро. Еще Экклезиаст говорил, что все — суета сует. Время разбрасывать камни, и время их собирать. Время обнимать — время уклоняться от объятий. Есть время дня, время ночи. Зачем поселять ночь внутри себя и говорить: «Ой, она наступила, как тяжело и нехорошо мне!» Жизнь циклична. Все, что начинается, имеет свойство проходить. И за темным временем суток всегда наступает ясный день. Надо верить в лучшее. Вера многое человеку дает.
Если меня, к примеру, что-то расстроило, я никогда не ложусь в плохом настроении. Я выхожу хотя бы на 5 минут на улицу, смотрю на небо… И все самой собой улетучивается, все печали.
И я не знаю, что такое депрессия. Нет, я понимаю значение этого слова, но сам ее никогда не испытываю. А с чего она должна быть? И зачем?
— Чтобы пожалели…
— Но для этого не надо ведь впадать в депрессию. Надо просто сказать близкому человеку: «Мне плохо, пожалей меня».
— А мы очень боимся просить.
— Мне кажется, ничего земного не надо бояться! Если ты делаешь все верно, искренне и правильно, то удача будет на твоей стороне. Не оскудеет рука дающего.
— А боязнь получить отказ?
— И что? Мир рухнет? Ничего страшного ведь не случится! Мир не обязательно должен развиваться по тому сценарию, что мы себе написали. Условно говоря, есть два человека: один представляет свою жизнь так, другой иначе. И вот каждый пытается переделать другого, чтобы тот вписался в его сценарий. Да не надо этого делать! Потому что мир вне зависимости от твоего сценария будет развиваться так, как развивается. А когда ты его примешь таким и поплывешь по течению, тебе это течение будет в помощь. Ты никогда не сможешь переменить мир. Ты разобьешься, а не он разобьется. А когда ты доверишься волнам, сэкономишь массу сил и нервов. Тогда ты максимально безболезненно проплывешь мимо, условно скажем, островочка, поймешь, что он не твой, и устремишься к своему. Не надо боятся этого, значит, там дальше что-то хорошее припасено для тебя. Женщины ведь гораздо мудрее мужчин, они тоньше, эмоциональней и, я уверен, прекрасно понимают все то, о чем я сейчас говорю. Но иногда и они запутываются в отношениях.
— Оставим женщин и наши личные проблемы на секундочку, потому что у меня к Вам есть вопрос более глобальный, что ли: сейчас хотят запретить «фанеру». Как Вы к этому относитесь?
— Абсолютно никак. Потому что как, к примеру, можно запретить таракану ходить на кухню? Это борьба с тенью, а не борьба с причиной. Это всего-навсего шум, пытающийся убедить нас: да, мы что-то делаем. Но вопрос не в этом: личности, которая делает музыку, никакая «фанера» никогда не понадобится! Я не могу себе представить Шаляпина, поющего под фонограмму. Даже если бы ему это навязывали, он бы все равно отказался. А когда человек не имеет голоса, а только открывает рот… Не фонограмму надо запрещать, нет… Но однажды придут новые люди, с хорошими чистыми голосами. И тогда этот вопрос сам отпадет. А сейчас это война одних умников с другими гениями.
— А почему сейчас на сцену трудно пробиться людям с потрясающими голосами?
— Не в этом дело. Голос не является критерием. Его можно потерять, а можно развить путем серьезных занятий. Если тебе изначально что-то дано, то ты можешь это развивать. Уже упомянутый Шаляпин имел потрясающий голос. А Марк Бернес, исполнивший «Темную ночь», не имел такого мощного голоса по сравнению с Федором Ивановичем. Но он одной этой песней донес всю горечь войны, боль и вместе с тем любовь, рассказ о настоящих мужчине и женщине, наконец, донес ощущение всей эпохи… Это главное!
А «Yesterday»? Пол Маккартни — великий певец?
Голос исполнителя — всего лишь инструмент. Понимаете, если у меня есть золотой «Паркер», это не значит, что я великий писатель. Если мне подарили хорошие кисти и краски — не факт, что я нарисую нечто прекрасное. Так и тут. Как я говорю, артистом можешь ты не быть, а Человеком быть обязан. Культурным и высокоразвитым.
А одно из понятий культуры — это отсутствие пошлости. Вот там, где пошлость, нет культуры. Для культурного человека пошлость противоестественна. Он даже никогда не будет ругаться матом и впадать в цинизм. Так и у исполнителя не в голосе дело, а в его внутренней начинке — личности. Тогда он будет точно знать, как донести до человека эти слова и положить ему их в душу. В этом есть основа служения Музыке.
— К вопросу о мате и пошлости: а книги Эдуарда Лимонова вы считаете литературой?
— Конечно, нет. Может, я кого-то и расстрою, но литература, живопись, музыка всегда служат единственному — созиданию. Люди, которые остаются в памяти народа, будь то художники, писатели, ученые, философы, все до одного были верующими. А это исключает пошлость в любом ее проявлении. Все они, условно говоря, заглядывали за забор нашей суетной жизни и своими творениями показывали, как там. Чтобы дать нам крылья и разъяснить: раз там так хорошо, значит, всем нужно туда стремиться.
— Тогда спрошу про Паоло Коэльо или Дэна Брауна?
— Я, когда все начали повально увлекаться Коэльо, открыл ради интереса его «Пятую гору». И нашел для себя массу полезного в предисловии. Там автор рассказывает, что однажды он лег спать в убеждении, что к тридцати годам он достиг пика своей карьеры. Он работал художественным директором студии CBS в Бразилии. В ту ночь он окончательно решил отказаться от своей мечты — быть писателем. Он был убежден, что, хотя его жизнь пошла по-другому пути, она не стала менее интересной, и в мире музыки его ожидало блестящее будущее. Но, как только автор проснулся, раздался телефонный звонок: это был президент компании. Из слов босса стало ясно, что его только что уволили без всяких объяснений».
И дальше Коэльо рассуждает: «Одни события происходят в нашей жизни для того, чтобы вернуть нас на истинный путь Судьбы. Другие нужны для того, чтобы мы применили в жизни свои познания. А некоторые события призваны научить нас». Все в этом мире правильно устроено. И чья-то верная рука всегда ведет человека по жизни, указывая, что твое, а что нет.
Вот это я запомнил. И с этим согласен. А «Пятую гору» я так и не дочитал, потому что понял, что это вольный пересказ Коэльо книги Иова. А в данном случае я всегда сторонник того, чтобы знакомиться с первоисточником, а не его переложением. Первоисточник выверен тысячелетиями. Всеми нашими предками, кровь которых в нас течет. Вот его и надо читать, потому что он глубже и интереснее, а любой пересказ невольно всегда будет иметь некий вирус. А в каноническом тексте каждое слово имеет значение. Слово — это буква, а буквы — это символы. Это же код, зашифрованный в словах! В этом разница молитвы и заклинания. Молитва ведет к свету, а заклинание наоборот.
Что касается Коэльо, то, с одной стороны, можно понять, что он популяризует библейские тексты. И, почитав его, кто-то придет к Вере. Но с другой стороны, лучше все-таки открыть первоисточник! Потому что генетически модифицированное яблоко вроде бы похоже на яблоко, оно больше, ярче, красивей. Но чтобы получить удовольствие, лучше съесть обычное яблоко, пусть немного сморщенное, но полное витаминов.
— А еще такой вопрос: есть ли на российской сцене артисты, про которых можно сказать: у человека были колоссальные возможности, а он(а) их не использовал (а).
— Конечно! Читайте притчу о таланте, который зарыли в землю. Человек отличается от животного очень важным, но и очень опасным критерием, — возможностью выбора. Поэтому многие из нас, видя перед собой тернистую тропинку, извиллистую и опасную, и другую — расчищенную, широкую, приглядную, выбирают вторую и направляются по ней. А там на какой-нибудь из солнечных полянок их жарят на костерочке.
Сцена — это тяжелейшее испытание. Медные трубы, которые калечат и сносят голову. Представляете, он вдруг стал известным? У него появились фанаты. К нему пришла слава. Он стал обладать некой властью. Появились деньги. Это ж такой коктейль, который далеко не каждому под силу «выпить»! Не случайно медные трубы стоят последними при перечислении: огонь, вода…
Опять-таки, это вопрос личности. Отсутствия правильного воспитания. Когда человека штормит, но у него есть этот стержень — правильное воспитание — он выстоит. Когда этого стержня нет — сломается. Поэтому очень важны основы правильного воспитания.
— А как это?
— А «инструкция по пользованию человеком» давно выработана, только мы про нее частенько забываем. Мы с удовольствием читаем инструкцию, как пользоваться телефоном, компьютером или пылесосом, но инструкцию по пользованию человеком мы откидываем, считая, что сами с усами…
— Вы говорите о Библии?
— Конечно. Там очень конкретно все написано: сделаешь это — получишь это… Правда, есть люди, которые по слабости своей, по неразумению, одержимости чем-то совершают какие-то проступки. Но поступки — не есть люди. Потому что-то кто-то по незнанию своему делает определенный выбор и «вляпывается»… А мы ведь не можем про простудившегося человека говорить, что он больной на всю жизнь, условно говоря? Мы знаем, что в данный момент у него грипп, но он выздоровеет и все будет хорошо. Просто сейчас мы видим его сиюминутное состояние, его нездоровье. Так же и с другими людьми: сегодня они сделали что-то нехорошее, а завтра опомнились и исправили свою ошибку. Мы ведь оглядываемся назад и вспоминаем: «ой, а какую глупость я сделал в школе… неужели это был я? Таким балбесом?»
— А если какой-то человек умышленно мне или Вам сделал что-то нехорошее. Мы его простили, он второй раз «наследил», третий… Зло не может быть безнаказанным!
— Сорок сорока. Прощайте, конечно же! Точно так же поступайте, как с больным человеком, которого я приводил в пример: пожалейте его. Ведь духовные болезни (не душевные) градусником не меряются. Рано или поздно к тому человеку придет раскаянье. К этому надо относится с пониманием. Дать его душе залечиться от слабости своей. Мы, что ли, без греха, чтобы кидать в него камнями? Любите людей. Любовь абсолютно все лечит. Она все побеждает.
Фотогалерея Александра Шульгина