Все
мы вышли из «Ералаша». Первые зрители, которые были мальчишками и девчонками,
теперь уже стали не только их родителями, но и родителями
их родителей. Сейчас «Ералашу» — 30 лет. Все эти годы главным «ералашевцем» был
и остается Борис Грачевский. Поэтому именно ему, а не кому-то еще, мы даем слово
в День смеха.
— 1 апреля — Ваш профессиональный праздник?
— И 8 марта, кстати, тоже мой профессиональный
праздник: люблю я женщин, что скрывать! А уж День дурака стопроцентно. Я живу
и работаю для того, чтобы люди смеялись. Мы всегда долго готовились к розыгрышам,
и они даже длились не один день. Сегодня, правда, все меньше и меньше, времени
мало.
Был замечательный режиссер Генрих Оганесян. Одна из самых его известных картин
— «Три плюс два». Так вот однажды он разыграл целый спектакль. Только представьте:
стоит на остановке автобуса ярко выраженный армянин. Совсем не бритый, волосатый
и нервно курит сигарету. Подходит автобус, он гасит ногой сигарету,
но не садится, а только машет вслед рукой. На следующей по маршруту остановке
то же самое. На пятой остановке народ в автобусе уже начал интересоваться, что
происходит. А собственно ничего не происходило: он просто садился в машину, обгонял
автобус и на остановке закуривал.
Коронный его розыгрыш был другой. В ресторане он подбегал к незнакомому человеку,
начинал его хватать за руки, трепать за волосы, щипать за щеки, пошлепывать. Все
происходило очень шумно. Когда человек уже не мог сопротивляться, Генрих успокаивался
и говорил: «Ой! Я ошибся, простите!»
— Скажите, а чувство юмора у мужчин и женщин отличается и чем?
— Чувство юмора — понятие внеполовое. Как факт существует мужской и женский менталитет.
Но прямо ответить нельзя. Все подвержено осмеянию, если это смешно по-настоящему.
Если у человека есть чувство юмора, то он понимает шутки и шутить умеет, а если
нет… Тут уже все равно мужчина ты или женщина.
— А чувство юмора зависит от места проживания? Понимают ли «Ералаш» за
границей?
— У нас очень умный юмор, и дети наши умнее. Нас понимают только эмигранты
из России, смотрят и смеются. На фестивалях получаем главные призы, но в коммерческий
прокат «Ералаш» не берут.
— А как вести себя с человеком, который не понимает юмора?
— Это очень странные люди. Они вроде добрые, милые, но общаться с ними невозможно.
Кто-то из великих сказал: «Если у человека нет чувства юмора, то у него должно
быть хотя бы чувство того, что у него нет чувства юмора». Раньше я пытался подтрунивать
над ними. Но потом понял, что это бесполезно. Единственное, ради чего стоит шутить
в присутствии человека без чувства юмора, — удовольствие окружающих. Но для этого
должна возникнуть ситуация, как в пьесе «Ужин дураков». Вокруг зрители, которые
могли бы смеяться над его непониманием юмора, его идиотизмом.
Но ведь неюморные люди могут попасться не только в компании, но и случайно… на
дороге. Мне один раз такой мент-гаишник встретился. Остановил меня и хотел оштрафовать.
Я попытался отшутиться: типа я автор «Ералаша». А он и говорит: «С детства не
люблю ваш журнал! Чего там все смотрят, смеются. Мне фильмы про войну нравятся».
Пришлось штраф платить.
— Борис Юрьевич, Вы неотделимы от «Ералаша». Так было всегда?
— Начнем с того, что у меня техническое образование. Я даже успел поработать конструктором.
Но кинематограф меня манил всегда, и я поступил во ВГИК. А уж потом только в мою
жизнь вошел «Ералаш». Помнишь, был журнал «Фитиль». Захотелось сделать для детей
такой же, но детский. И не сатирический, а юмористический.
— За 30 лет журнал изменился или он такой же, как и наша любовь к нему?
— А ты разве не изменилась за 30 лет? Еще как! Все меняется. Вот и наш «Ералаш».
В начале мы ориентировались только на зрителей старше 10 лет. А теперь нас понимают
и смотрят 5-летние. Но, как ни странно, сюжеты стали более спорными, что ли. Раньше
тема секса не затрагивалась совсем, а сейчас — нет-нет да и всплывет. Причем
не сама по себе, а лишь намеки, на грани фола. В итоге, все мило и про школу.
Но впадать в зависимость от модных веяний нельзя. Вот и отбираем из всего потока
сценариев самые правдоподобные и интересные.
— Наверное, если собрать всех актеров, которые снялись у вас, можно организовать
не одну московскую театральную труппу?
— Слава Богу, не все становятся артистами.
Зачем стране так много? Хотя наш журнал стал кузницей актерских кадров. У нас
есть рыжий-конопатый Паша Степановой, который снимается со второго выпуска. А
уж сколько прекрасных актеров мы привлекали, не сосчитать!
— Ну, где Вы находите наших звезд, понятно. Они, небось, и сами к Вам просятся.
А где находите талантливых детей?
— Обычно мы ходим по школам, советуемся с коллегами, кого они могут посоветовать.
Особенно на сложные сцены. Но всем же хочется попробовать себя! Мы открыли актёрский
Клуб «Ералаш». Мы принимаем фото и самых понравившихся зовем на настоящие кинопробы.
Вот сегодня посмотрели группу ребят. Пока для себя никого не нашли, зато троих
пригласили на съемки рекламы или клипа. Так что всех милости просим!
— А Ваши собственные дети, они тоже актеры?
— Они абсолютно далеки от кино. Ксения возглавляет туристическое агентство. Максим
-бизнесмен. У каждого свое дело.
Со мной всегда мой третий ребенок — «Ералаш». Ксюша с Максимом выросли, а этот
всегда юный. Конечно, в этом заслуга всех его родителей. Мы переделываем каждый
сюжет до бесконечности. Если можно делать лучше, надо идти и делать, идти и делать.
Такой у нас принцип. Каждый раз, когда я выхожу на улицу, вижу улыбки людей. Мне
нравится думать, что в их хорошем настроении и я тоже виноват. Приятно осознавать,
что дело, которым ты увлечен, приносит людям радость.
— Семья не ревнует?
— Привыкли.
— Но у Вас есть и еще два любимых создания…
— Самые лучшие люди — собаки. У нас в доме два пойнтера: мама Шейла и дочка Бони.
С появлением собак наша жизнь полностью изменилась. Они такие уютные — придут,
тут же лягут рядом с тобой. Шейла никогда не уйдет спать, пока кто-то еще бодрствует.
У нее есть говорящее прозвище — Далай-лама. А вот младшая собака — полная противоположность:
бесшабашная и веселая. Она родилась такой. Причем появилась на свет самая последняя,
после того как ушел доктор, поэтому сама сразу решила, что останется
в этом доме. Если кто-нибудь гладил старшую собаку, она отпихивала ее и влезала:
«А как же я? А меня?»
— Я уверена, что собаки и дети похожи между собой. Вы тоже доказываете это
своими сюжетами: собаки частенько становятся Вашими героями. Случаются с ними
курьезы?
— Почти на каждой съемке. Например, по сценарию
собака должна быть злая, а она — добрая. Выбираем среднеазиатскую овчарку.
По сюжету, она должна напасть на взрослого дяденьку и начать его рвать и гонять.
Собаку нашли белую, ее в кино хорошо видно. Но псина оказалась добрейшей, просто
проклятие какое-то! Пришлось найти ее «брата», загримировать, нарисовать такие
же крапинки на морде и снимать дублера.
— Прямо-таки полноценные актеры!
— А то! Животные проникаются атмосферой веселья, начинают дурачиться и перестают
слушаться. Однажды снимали эпизод: у мальчика начинает по-настоящему стрелять
пистолет, он целится в кошку, и та должна выбежать из кадра, чтобы он как бы не
успел в нее попасть. А кошка, как назло, никак не хотела убегать. Нравилось ей
общаться. Пришлось мне скомандовать: «Мотор!», — самому сесть за руль автомобиля
и резко затормозить перед кошкой. Она испугалась и удрала.
— А с людьми приколы случаются?
— А куда ж мы без них! Вот недавно с Ефимом Шифриным случай приключился. Для съемок
за огромные деньги сделали Фиме вампирские клыки. Он играл учителя-оборотня, который
кусает ученика, заражает его и таким образом заставляет делать домашнее задание
по математике. Фима честно прошел через все врачебные
процедуры: сделал слепки, просидел несколько часов с открытым ртом, пока врач
наращивал. Получился классный вампир. Но на первом же дубле он начал кусать ученика
и сломал свои зубики. Пришлось повторять процедуру. Это еще что! Ему нужно было
еще и линзы вставлять. Он сам боялся, пришлось врача звать.
— Никогда не хотелось изменить «Ералашу»?
— Изменял, а как без этого. Вот недавно снялся в комедийном телесериале «Страсти
по кино». Я там играю только в двух сериях, но сразу две роли — известного режиссера
и его двойника, человека очень на него похожего. Проходимец пользуется славой
этого человека и собирает сливки. То переспит со звездой, то закатит банкет. А
уж как развязал, так снялся в крохотном эпизоде на пару-тройку секунд и в «Ералаше».
Играю сумасшедшего профессора МГУ. Если быть предельно честным, то это вторая
роль. На заре «Ералаша» я играл «фотографию» преступника. Еще давным-давно роль
Пушкина предлагали, но по молодости-глупости отказался.
— Напоследок расскажите Ваш любимый анекдот?
— Сидят на крыше две девочки. Добрая и злая. Соревнуются, кто из 10 плевков больше
в прохожих попадет. Злая попала 3 раза. Добрая — 6. Вывод: добро всегда побеждает
зло.