Окончив
психологический факультет МГУ, отслужив положенный срок в армии, за компанию со
своими однокурсниками решил поступать в театральный. Выучил программу: стихотворение,
проза, басня. Поступил сразу в несколько вузов. Выбрал ГИТИС, курс Андрея Гончарова.
Через несколько лет после окончания стал ведущим актером театра имени Вл. Маяковского.
Когда ему исполнилось 30, начал сниматься в кино. За 4 года сыграл в трех полнометражных
фильмах, нескольких телесериалах. После исполнения главной роли в фильме В. Тодоровского
«Мой сводный брат Франкенштейн» имя Даниила Спиваковского узнали не только поклонники
театра, но и киноманы.
— Вы ощущаете на себе бремя знаменитости?
— Да. Но не предаю этому значения. Все произошло тогда, когда должно было произойти.
Я приобрел жизненный и актерский опыт, и мне есть, чем поделиться со зрителем.
Знаменитость, популярность, узнаваемость — составная часть профессии. У актеров
должны брать автографы, интервью, над их героями должны смеяться и плакать.
— Не относитесь же Вы к театру как к школе жизни? Но ведь люди ходят туда
и развлекаться. И Ваши герои, кстати, подчас комичны.
— Зритель приходит в театр отдохнуть и поразмыслить. А что касается смешного и
комичного, так все обманчиво. В спектакле «Карамазовы» я играю Черта. Мы с Сергеем
Арцибашевым его придумали современным, ироничным и очень остроумным. Как и в жизни,
наш искуситель чертовски обаятельный. Разве с вами не бывало такого — встречаешь
красивого, искрометного человека, доверяешь ему, а на деле оказывается главный
бес и враг в нашей жизни? Зато молчаливый бурчун становится самым близким и преданным
человеком. Кстати, на одном из спектаклей была группа людей, изучающих православие.
Когда у них спросили, кто им больше всего понравился, они ответили: «Герой на
букву Ч».
— Одна из последних премьер театра — спектакль «Банкет». Вы играете смешного
и подчас нелепого человека, который два раза разводился со своей женой, но и после
этого продолжает ее любить. Остальные пары разводились по одному разу, но и их
чувства не угасли. Насколько Вы верите, что людям в жизни дается второй шанс?
— Иногда и третий, но, по сути, он может быть всего лишь первым и единственным,
самым главным. У героев пьесы есть стопроцентный шанс стать счастливыми. Ведь
нам порой не хватает смелости на совершение поступка, решимости вернуться, попросить
прощения, признать свои ошибки. Зато
накричать, обидеть, порвать раз и навсегда — легко! Иногда любящие расстаются
из-за нелепостей, думают, что это финал их отношений, а на самом деле — только
новый виток. Главное уметь взглянуть на самую трудную и неразрешимую ситуацию
со стороны.
Очень часто после спектакля «Банкет» супружеские
пары пишут, что смогли по-другому взглянуть на свои взаимоотношения. Один
раз я зашел после спектакля в кафе. Официант принес мне записку и сказал: «Молодые
люди сидели за дальним столиком, они ушли, но передали Вам записку». В записке
было написано: «Посмотрев спектакль, мы решили пожениться! Спасибо Вам!»
— Вы фаталист!
— Может. Но только отчасти. Я отматываю пленку назад и понимаю, сколько было случайностей.
Взять хотя бы поступление в театральный. Я учился на психфаке в МГУ. Играл в студенческом
театре. У нас была хорошая компания, и некоторые готовились
поступать в театральный. Я тоже решил рискнуть, в итоге поступил сразу в три
театральных ВУЗа. Выбрал ГИТИС. Однажды на курс пришел Арцибашев. Он отобрал на
одну из ролей в своем спектакле моего однокурсника,
но в силу обстоятельств репетировать начал я. Потом Арцибашев стал худруком театра
имени Маяковского. Теперь я играю в трех последних его постановках «Банкет», «Карамазовы»,
«Любовь глазами сыщика». Еще одна случайность привела меня к Валерию Тодоровскому.
Он был продюсером сериала «Темная лошадка». И когда завершились съемки, пригласил
меня к себе в кабинет и предложил роль в своем полнометражном фильме «Мой сводный
брат Франкенштейн». Утвердили без проб, поскольку в «Лошадке», Тодоровский видел
меня в различных ракурсах.
— А как попали на «Темную лошадку»?
— Случайно. Дело было в коридоре «Мосфильма». Уже и не помню, что я там делал.
Может роль читал, а может к пробам готовился. В этот момент мимо проходила ассистентка
режиссера Сергея Газарова. Она и уговорила режиссера посмотреть меня. Чем я ей
приглянулся? Ведь мой персонаж был выписан толстый,
а я худой, длинный, сутуловатый. Но после того как режиссер меня увидел, тут же
побежал к Тодоровскому. Мою кандидатуру одобрили, а переписывать роль и не пришлось.
Просто переделали пару шуток.
— Даниил, сейчас Вы востребованы в кинематографе. Где Вас можно будет увидеть?
— Я снялся в двух интересных проектах Павла Лунгина — полнометражной картине с
рабочим названием «Родственники», по
сценарию Геннадия Островского, и вторая работа — «Дело о мертвых душах». Это фантасмагория
на гоголевскую тему в авторстве Юрия Арабова, где я исполнил острохарактерную
классическую роль Добчинского. Также я снялся у Юрия Кары в 8-серийном фильме
«Любовь к тебе, как бедствие», о жизни и творчестве Валентины Серовой, где я сыграл
Павла Шпринкхвельда — известного комика военных и послевоенных лет, близкого друга
Серовой. Кроме этого, я снялся в двух современных сериалах.
— При такой активной «киношной» жизни, не думаете уйти из театра?
— Никогда!!! Я с большим удовольствием работаю в театре и не хочу уходить из него
даже после спектакля. К тому же в театре Маяковского всегда была и есть прекрасная
труппа. Взаимоотношения между прославленными мастерами и молодыми артистами всегда
были прекрасными и творческими. Наша труппа — единый организм.
— Не страшно было начинать играть в окружении звезд?
— Ответственно. На этой сцене нельзя халтурить.
Хотя халтурить нельзя нигде. Даже в сериалах. Это замечательный вид телевизионного
творчества! Я много раз ловил себя на том, что, попадая в разлаженную атмосферу,
где все явно готовы не напрягаться, говорю себе: «Ты должен отработать на все
100!» Люди вокруг меня начинают так же работать. Всегда и везде за честную работу
нас будет благодарить зритель.
— Вторая Ваша, точнее, первая профессия — психолог. Это важно для актера?
— Нет. Это как дополнительный опыт, как встреча с любым новым человеком, как прочитанная
книга, просмотренный фильм.
—
Вы практикуете?
— Я не оставил психологию, когда поступил в театральный, и сейчас не оставляю.
Моя мама Алла Семеновна Спиваковская
— доктор психологических наук, профессор московского университета. В одной московской
психологической студии я регулярно веду «Тренинг общения». Это синтез групповой
психотерапии и элементов преподавания актерского мастерства, но ничего общего
с преподаванием театрального ремесла в моем тренинге нет.
— Когда же Вы успеваете?!
— Последний год очень редко. Уже несколько групп ждут окна в моем плотном графике
съемок и спектаклей.
— А личная жизнь, на нее остается время?
— В моей жизни были периоды совместного проживания как в браке, так и без. Все
мои официальные и неофициальные спутницы обогатили меня. Я благодарен им за то,
что у нас были годы, месяцы, недели, мгновения счастья. Потом в силу разных причин
мы расставались.
— Какая она — женщина-спутница Даниила Спиваковского?
— Обязательно умная и талантливая. Необязательно актриса, просто талантливая в
своем деле. Она должна быть для меня музой, чтобы мне хотелось жить ради нее,
творить, совершать подвиги.
— Есть черты, которые женщины, наверняка, не приемлют в мужчинах?
— Мне кажется, треп и пустую болтовню. И еще женщины не прощают мужчинам слабости.
— Вы домовитый?
Я ничего не могу по дому сделать. У меня даже молотка нет. Я не умею готовить.
Ну разве только сварить сосиски, пельмени или пожарить яичницу.
— Неужели не хотелось с гордостью показать гостям на вбитый гвоздь и сказать:
«Это я сам!».
— Несколько лет назад я сам купил в центре Москвы новую квартиру. В ней я сам
придумывал дизайн, перепланировку. Сам покупал плитку, шторы, обои. А потом сам
следил за рабочими.
— Вы производите впечатление осторожного человека…
— Я не любитель экстрима. Я езжу на машине, которая может развивать большую скорость,
но я всегда езжу очень медленно. Я не люблю отдых в палатке. Это ужас — за водой
вниз, за ухой вверх! Нет, не для меня это. Я люблю, чтобы все было включено: мягкая
постель, душ, телевизор. И где-то в теплом уголке мира… Место не так принципиально.
Я не отдыхал уже 5 лет. Еще немного и, правда, на палатку соглашусь.
— И напоследок спрошу: как Вы относитесь к Интернету?
— В целом — положительно, но сам пользуюсь им нечасто. И не могу не сказать, что
иногда нахожу там о себе неправду. Например, мне приписывают участие в некоторых
фильмах и сериалах, к которым я не имел никакого отношения и даже не смотрел их.
Пользуясь случаем, прошу журналистов все информацию проверять у меня лично.