Анна-Лиза Техменева
В июне на платформе Premier стартовал сериал «Немодельное агентство», в котором студенты пытаются заработать на эскорте. Анна Николаева поговорила с режиссёром сериала Антоном Меньшиковым и сценаристкой Анной-Лизой Техменевой о том, почему они взялись за эту тему и каких историй не хватает современной аудитории.
Как появилась идея создания сериала? Почему именно тема эскорта показалась вам интересной?
Антон Меньшиков: Однажды знакомая рассказала мне об эскорте, к которому сама имела непосредственное отношение. Мы разговорились, и я был шокирован её историями. Тем, как девушки туда попадают, какие там крутятся деньги, как вообще устроен этот бизнес. Я стал думать о мотивах девушек: зачем они идут туда, что их так привлекает. И проблема оказалась гораздо глубже, чем деньги. Это история и про психологию, и про мировоззрение поколения. С одной стороны, страх строить отношения с ровесниками, страх неопредёленности, с другой — манят глянцевая картинка и понимание того, что всего за один вечер ты можешь заработать 10 тысяч долларов. Но это всё лишь иллюзия. Девушки оказываются в ситуациях, когда их унижают, многие подсаживаются на наркотики. И в итоге оказываются без денег, без образования, без возможности найти нормальную работу, ведь 25 лет для эскорта — это уже пенсия.
Под впечатлением я попытался написать первую серию, но упёрся в то, что не такой талантливый, как Лиза. И я пришёл с этой идеей к Лизе, а она превратила мои каракули в шедевр, который мы смогли предложить продюсерам.
Лиза, а вам идея Антона показалась интересной как сценаристу или как психологу в первую очередь?
Анна-Лиза Техменева: В первую очередь я всё-таки сценарист. Я выросла с мамой-психологом, сама училась на психолога, и это, безусловно, помогает мне создавать истории. Но истории меня цепляют сначала как сценариста, а потом психология становится инструментом, который помогает создавать истории, подключаться к персонажам и более глубоко понимать их мотивы. Я не морализатор и жизнь воспринимаю как сложносочинённую конструкцию. Для меня каждый человек сложен и уникален. Поэтому я не люблю делить людей на типажи и категории. И когда Антон принёс эту историю, меня заинтересовали две вещи. Во-первых, мне хотелось рассказать истории разных девушек, не ставя ни на кого клеймо.
Во-вторых, мне показалось, что эту историю можно подать именно в ироничном ключе, избежав пафоса и нравоучений. Именно поэтому мы взяли за основу сюжет, в котором два придурка решили, что было бы классно продавать девчонок из института. Однако лёгкая интонация всё же становится более драматичной в финале, ведь жизнь имеет разные оттенки.
Но ведь тема эскорта не нова. Уже есть несколько сериалов…
Анна-Лиза Техменева: Конечно. Но мы хотели посмотреть на эту тему глазами нового поколения и с другой тональностью. Мне было важно поговорить с молодой аудиторией на одном языке, попробовать рассказать, что эскорт — это серая зона, которая содержит огромное количество рисков. Это стоит осознавать и входить в эту авантюру с холодной головой.
Для меня это очень женский проект. Про девушек с очень разными судьбами, и я с большой любовью к каждой из них отношусь. И для меня было ценно то, что Антон, как и я, видит в людях в первую очередь людей.
До сериала «Немодельное агентство» вы уже работали вместе?
Анна-Лиза Техменева: Мы учились вместе в Школе кино и телевидения «Индустрия». Там мы подружились, но какое-то время после не общались. Потом Антон вспомнил, что есть я, и обратился за помощью. И мне кажется, что это начало очень большого совместного будущего, потому что мы очень друг друга полюбили и поняли, как круто работать вместе.
Антон, я правильно понимаю, что это был ваш дебютный проект в качестве режиссёра?
Антон Меньшиков: До этого я в основном снимал клипы и рекламу. Были и короткие метры, но это больше студенческие работы. Поэтому можно сказать, что это первый проект, да.
Анна-Лиза Техменева: Для меня это тоже сериальный дебют, который дошёл до реализации на платформе. Я работаю сценаристом уже лет восемь, но часто бывает такое, что проекты не доходят до съемок. Думаю, всё случилось в нужное время: совпали история, наша готовность и наличие большого опыта, который помог этой истории случиться.
Страшно было?
Антон Меньшиков: Эмоционально было действительно сложно. Буквально за три месяца до мотора я начал понимать, что впереди съёмки, и передо мной задача не просто снять, а сделать сюжет таким, чтобы он понравился людям. И, конечно, в этот момент был мандраж. И я просто решил, что должен основательно подготовиться. Начал заново вспоминать всё то, что было мне дано в разных институтах, начал анализировать весь опыт. Стал вести конспекты и разбирать роли. Я знал, что у меня должен быть готов ответ на любой вопрос любого участника съёмочной группы. Важно сказать, что я был самым молодым участником нашей группы, и это сказывалось. Первые дни я вообще никому не говорил про свой возраст, особенно актёрам. А меня все спрашивали: «Сколько тебе лет?». На тот момент мне было 24 года, и я просто опасался, что меня не будут слушать. И в общем всё было хорошо, пока меня не добавили на «Кинопоиск» (смеётся).
И тут-то все узнали ваш возраст и знак зодиака…
Антон Меньшиков: В итоге, думаю, мне удалось справиться: прежде всего потому, что актёрам я сумел донести задачу и говорил с ними на одном языке. Что касается продюсеров, то они относились к нам доверительно, и никакого нагнетания с их стороны не было. В рамках бюджета мы могли делать то, что хотели.
Лиза, а вы присутствовали на съёмках?
Анна-Лиза Техменева: Да, я была на съёмочной площадке. Вообще надо сказать, что до этого я работала с разными режиссёрами: и начинающими, и опытными. И очень благодарна Антону за то, как он справился с проектом и с какой любовью отнёсся к тексту. Я видела, что он точно понимает, что делает, а это качество очень важно для режиссёра.
Антон Меньшиков: На этих съёмках Лиза очень поддерживала меня. Мы работали не просто как режиссёр и сценарист. Это было огромное понимание и доверие.
Ребята, у вас роман не случился на съёмках?
Анна-Лиза Техменева: У нас точно есть сценарно-режиссёрский роман. Огромный роман двух любящих друг друга друзей и коллег.
На каком языке должен говорить кинематограф, чтобы он был понятен молодой аудитории?
Анна-Лиза Техменева: Мне кажется, что самое главное (это есть во всех моих текстах) — говорить на искреннем, живом языке. У нас очень мало живого языка в сериалах. И с точки зрения того, как люди говорят, и с точки зрения того, как рассказана история. Очень часто сериалы уходят либо в пафос, либо в жёсткую комедию/пародию, где ничего живого не остаётся, кроме фактурных типажей. А мне кажется, нужно стремиться к тому, чтобы писать истории про живых людей: про себя, своего друга, свою маму. В жизни намного больше интересного, чем мы привыкли замечать.
Анна-Лиза Техменева: Я полностью согласен с Лизой. Свою же задачу как режиссёра я вижу в том, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал каждого участника съёмочной группы. Каждый внутри художник, и он должен реализовать свои творческие амбиции на площадке. Именно поэтому я не возражаю против импровизаций, хотя всегда уважительно отношусь к тексту.
Каких тем и сюжетов не хватает в сериальной индустрии?
Анна-Лиза Техменева: Я недавно была в роли наставника в творческом хакатоне для студентов и увидела, как любят начинающие авторы уходить в сложные жанры: фэнтези, антиутопии, в сложные конструкции. Мне кажется, что нам не хватает понятных жизненных историй: они могут быть мелодраматическими или драмедийными, могут быть лёгкими. История от этого не становится скучной — она становится намного тоньше и глубже. В жизни ведь очень много сложных конфликтов, интересных и касающихся каждого. И на них совершенно не обязательно навешивать дополнительный концепт в виде роботов. Думаю, именно таких историй будет становиться больше. По крайней мере, в западной индустрии я вижу такой тренд.
Антон Меньшиков: На сегодняшний день нет понимания того, что я буду снимать дальше. Но есть много историй, которые пока не очень хорошо реализованы. И я больше думаю не про то, о чём, а про то, как. Для меня очень важен визуальный язык. И у нас впереди огромный путь, чтобы переработать сюжеты и показать их иначе, переформатировать на современный язык.
Мы наблюдаем бум сериальной индустрии. Насколько она заменит полнометражное кино?
Анна-Лиза Техменева: Мне кажется, ничего не заменит ничего. Были телевидение и ситкомы. Ситкомы остались, но преобразовались в другой формат. Было полнометражное кино — ничего с ним не случилось. Я не вижу замены, я вижу расширение. Не мы решаем, какой формат выбрать, а история. Это история просит рассказать её одним или другим способом: в ней может быть потенциал на восемь серий, а может — на два часа. Нам совсем не обязательно выбирать что-то одно.
Антон Меньшиков: Мне не уйдём от того, что уже было создано. Кино будет существовать, сериалы будут существовать. Вопрос трансформации этих форматов.
Что вы посоветуете людям, которые идут учиться и хотят работать в индустрии кино? Главные качества сценариста и режиссёра?
Анна-Лиза Техменева: Я всегда писала — с самого детства. И вообще очень люблю работать с текстом, и развитие своё вижу в том, чтобы стать ещё лучшим драматургом, сценаристом, креативным, шоураннером. Важно оценивать реально, что у тебя получается. Любить писать, любить работать с текстом. И никого не слушать. Мне часто рассказывали, как тяжело быть сценаристом: бесконечные правки, стресс, ад, боль. Но это — проекции. Бывают проекты, которые бриллиантовые со второго драфта. А бывают те, что умирают в процессе. Но у меня — лучшая работа на земле, она меня делает очень счастливой. Потому что я никого не слушаю. И вам не советую. Просто начните писать, и всё у вас получится. А, да, ещё одно. Иногда проблема не в тексте. Иногда проблема в людях.
Антон Меньшиков: Профессия режиссёра — это профессия вопреки. Как герой проходит путь, преодолевая барьеры. Так и режиссёр преодолевает путь. И это всегда вопреки. На любом проекте всё не так. И задача режиссера — вопреки всему пойти и сделать так, как он считает нужным, принимая и понимая реалии. Один продюсер сказал мне как-то очень важную вещь о том, что у многих режиссёров под рукой одни и те же ресурсы, одни и те же инструменты, но выигрывает тот, кто способен в этих рамках создать что-то новое и действительно увлечь зрителя. Для режиссёра очень важно ремесло. Без понимания инструментов и базы ты не сможешь рассказать историю так, чтобы она сработала. В нашей профессии всегда выигрывают практики, а не теоретики.