Татьяна Андрианова/Архивы пресс-служб
В августе в Москве открылось новое пространство «19:01 на Кристалле», которое обещает стать новым местом силы на культурной карте столицы — во многом благодаря музыкальной программе, за которую отвечает Татьяна Андрианова, независимый эксперт в сфере культуры и музыки, арт-директор бара «Стрелка», ведущая программы Double Life на французском LYL Radio и программы Club Obscuro на «Серебряном дожде». Spltnk узнал, чем собираются удивлять на вечеринках и что происходит в музыкальной жизни столицы.
Вас представляют как «независимого эксперта в сфере культуры и музыки». В университетах этой профессии не учат — как вы начинали свой карьерный путь, из чего он складывался?
Этот путь длиной в 20 лет от корреспондента локальной радиостанции в маленьком городе на полярном круге до профессионала, о котором в медиа пишут «московский культурный деятель», «ведущая федеральной радиостанции», «сооснователь самого успешного интернет-радио страны», «бессменный арт-директор культовой площадки в сердце столицы», — мне, скромной по натуре, порой кажется чем-то невероятным.
Я училась на журфаке МГУ, застала лучшие его времена при Ясене Николаевиче Засурском, который сумел привить дух свободы, кажется, каждому студенту. Логичным образом эта открытость к миру и ко всему новому сказалась на карьере, которая всегда была связана с медиа, культурой и музыкой, но делала неожиданные даже для меня самой повороты, потому что я обожаю экспериментировать. Так однажды из главреда музыкальной интернет-радиостанции я переквалифицировалась в программного директора площадки, через которую за ночь может пройти пять тысяч человек.
Сегодня я занимаюсь программой для нескольких столичных площадок, веду ночные эфиры на «Серебряном дожде» и программу на французском LYL Radio, консультирую бренды, фестивали и агентства, выступаю в качестве диджея, а ещё чуть больше года назад, соскучившись по работе руками и созданию декораций, я стала художником: одна из работ украшает фасад столичного места силы «Кривоколенный 9с3». Каждое из этих занятий искренне люблю и наслаждаюсь процессом, даже если всё не просто.
Если сравнивать культурно-музыкальную среду нулевых и текущую, что глобально изменилось?
В последнее время мы с друзьями из музыкальной тусовки чаще и чаще обсуждаем, что удивительным образом в Москве-2023 ощущаем себя так, будто оказались в Москве первой половины нулевых: места, люди и артисты другие, а дух тот же. Дух молодой культуры, из которой вот-вот вырастет что-то особенное и значительное. Странно, конечно, чувствовать это спустя столько лет, когда ты сам уже не так молод, но цикличность культурных процессов может проявляться и так. Радуемся тому, что такие времена вселяют надежду.
Есть ли гендерные сложности в работе в этой среде?
Думаю, что они есть в любой работе и в любой среде, но не люблю рассуждать о проблемах в таком контексте. Среди специалистов любого гендера, увы, встречается абсолютно непрофессиональное отношение к работе и друг к другу, зачастую совсем не связанное с тем, кто какого пола. Если бы мне снились сны об идеальном мире, то это был бы мир, в котором люди занимаются любимым делом и бережно относятся друг к другу.
Вы ведёте ряд программ на радио. Есть ли ведущие, которыми вы вдохновляетесь? Сегодня радио — это живая институция? Какие радиопередачи, наши и зарубежные, вы слушаете сами?
Российский FM-диапазон уже давно стал невыносимо однообразным и неинтересным в плане музыкального вещания. Именно поэтому в приступе ностальгии по былым временам мы с моим любимым другом и коллегой по цеху Владом Микеевым чуть больше года назад запустили ночные эфиры на «Серебряном дожде»: со станцией нас обоих связывают годы сотрудничества и невероятных открытий, и мы очень благодарны редакции за то, что наш клуб неочевидной музыки открывает свои двери для слушателей каждую ночь с прошлого сентября.
За рулём в Москве я слушаю только «Коммерсантъ FM» и Business FM. В путешествиях обожаю сёрфить по радиоволнам и находить самые невероятные станции с ещё более невероятными плейлистами: каталонские сепаратисты, боснийские мусульмане, греческие любители народной музыки, техасские андеграундные селекторы, мексиканские весельчаки, исследователи филд-рекординга с тихоокеанского побережья или AM-энтузиасты с узбекско-таджикской границы — все ставят в эфире то, что вы не услышите нигде и никогда. Это бесконечное поле для исследования, и каждый раз, отправляясь в путешествие, я открываю для себя не только новые локации, но и новые радиостанции.
В моём топ-3 зарубежных онлайн-станций: британское NTS, бельгийское Kiosk Radio и французское LYL Radio.
Вы отвечаете за музыку на вечеринках в новом культурном пространстве «19:01 на Кристалле». Чем эти вечеринки с точки зрения музыки принципиально отличаются от других, выделяются в столичной светской жизни?
Музыкальная программа «19:01 на Кристалле» — уникальная и многогранная, как и само пространство и как жизнь в городе. Здесь находится место всему: андеграунд переплетается с тем, что уже на поверхности, артисты готовят специальные концерты, которые случатся только однажды. Вместе с командой площадки нам удалось создать музыкальную карту столицы, зафиксировать всё то важное, что происходит здесь и сейчас и влияет на повестку завтрашнего дня, познакомить аудиторию с новыми именами и представить уже известных ей музыкантов в новом контексте. Здесь нет привязки к жанру или масштабу, нет коммерческих целей, только просветительские — это большая редкость в принципе и, конечно, большая отрада, потому что именно такие проекты меняют культуру.
Очень ждём всех на концерте «тима ищет свет» 22 сентября, будет особенный лайв с живыми инструментами. 29 сентября, в заключительный уикенд, к нам приедет любимый петербуржец и один из самых талантливых музыкантов современности Kito Jempere — с программой, созданной и отрепетированной на протяжении месяца специально для этого события.