С основателем группы «Конец фильма» Евгением Феклистовым мы встретились в кафе, расположенном рядом с репетиционной базой. Автор хитов «Элис», «Желтые глаза» и «Юность в сапогах» производит впечатление настоящего интеллектуала. На вопросы он отвечает с охотой, быстро, но не заученными фразами. Поэтому разговор с ним складывается легко. Сразу после окончания беседы Евгений отправился общаться с другими журналистами, на сей раз телевизионными: ему предстояло участвовать в записи телепередачи.
Краткий опросник
Дружите ли вы с интернетом?
Да, дружу.
Что для вас непозволительная роскошь?
Транжирить время.
С каким животным вы себя ассоциируете?
С приматом.
Какое у вас в детстве было прозвище?
Фикус, кажется.
Чем мужчина отличается от женщины?
Строением.
Что вас заводит?
Интересная музыка.
Вы сова или жаворонок?
Сова.
У вас есть талисман?
Нет.
Как вы снимаете стресс?
Сном. Чтобы валяться в кровати столько, сколько хочешь.
Какая у вас мелодия на мобильном телефоне?
Стандартная мелодия телефона «Сони-Эриксон».
Ваш любимый афоризм?
«Жизнь – вредная штука. От нее все умирают». Автор – Ежи Лец.
Евгений Феклистов, в вашей знаменитой песне Элис «не курит и не пьет». А вы сами курите и пьете?
Я не курю. А вот по поводу спиртного – трудно сказать, как можно заниматься сценической деятельностью и при этом оставаться трезвенником. По крайней мере, в нашей стране это очень сложно. Потому что куда бы ты ни пришел, первым делом тебе предлагают какой-нибудь алкогольный коктейль. Но мы стараемся себя ограничивать, поскольку если пуститься во все тяжкие, то не останется времени на работу. Так что я к алкоголю отношусь сдержанно.
Как вы относитесь к тому, что ваше творчество большинство людей воспринимают не так, как вы задумывали? Например, многие вообще не знают, что ваша песня «Элис» – это кавер знаменитой композиции Living Next Door To Alice группы Smokie…
Я не знаю ни одного человека, чье бы творчество в массах воспринималось бы так, как он изначально задумывал. Большинство людей понимают его не так или понимают только какую-то часть. Так что это абсолютно нормальная ситуация, и здесь я не считаю себя особенным человеком.
Конечно, бывают иногда такие ситуации, когда думаешь: «Ну как же, я хотел сказать одно, а людям, оказывается, нужно другое, что же теперь делать?» Но мне кажется, не нужно на эту тему особенно размышлять, надо просто заниматься делом, которое тебе по душе. И если это дело еще и приносит тебе деньги – так это вообще замечательно.
Евгений Феклистов, насколько мне известно, семейная жизнь у вас складывалась сложно – первый брак распался. А сейчас живете в гражданском браке…
Да не такая уж и сложная у меня жизнь. Я думаю, что живу как большинство людей в нашей стране. Сейчас личная жизнь каждого человека вообще достаточно хрупка. На мою повлияли еще и разные социальные катаклизмы, которых на моем веку было достаточно. Например, не каждый год распадается такое государство как СССР и не каждый человек может похвастаться тем, что место, где он родился, теперь – заграница. Да и вообще в такое кризисное время формула «семья – это ячейка общества» не работает, потому что никто сейчас ответственности перед обществом не чувствует. И та нестабильность, которая сейчас есть в обществе, отражается и на личной жизни граждан. Поэтому я не думаю, что тут я какой-то исключительный персонаж, даже скорее типичный. Что касается штампа в паспорте, то сам по себе он ничего не значит, ведь личные отношения строятся не на юридической основе, а на добровольном союзе. Я считаю, что мой гражданский брак куда более стабильнее предыдущего официального.
Наверняка еще ваша профессия как-то влияет на вашу личную жизнь.
Напрямую нет, просто она подвергает ее дополнительным испытаниям. Ну какой жене может понравиться, что муж уезжает в командировку, при этом совершенно понятно, что его, вероятно, будут окружать фаны, в том числе поклонницы. Тем более, что многие артисты рассказывают, что знакомились со своими женами на концертах, так что такие опасения в целом не безосновательны. Что касается меня лично, то моя концертная деятельность не приводит к каким-то трагическим последствиям, потому что я все же езжу на гастроли не в поисках романтических отношений, а выступать. Может быть, когда только начинаешь свою концертную деятельность, мысли о чем-то таком и появляются, но потом на первый план выходят вещи более серьезные.
Евгений Феклистов, что для вас значит семья?
Ну, это такой вопрос, который подразумевает ответ: «Конечно, очень многое значит!» Но мне памятны слова Кейта Ридчарса, который однажды ответил на такой же вопрос: «Семья – это для меня главное», а на вопрос «А что для вас значит музыка?» ответил: «А музыка это для меня все!»
Если я буду уделять все свое время семье и не буду заниматься музыкой, то это уже буду не совсем я. А если я буду изменять себе, то и с семьей у меня не сложится. Залог любых отношений – это честность и искренность, а когда люди начинают врать друг другу и себе, то очень сложно сохранить семью.
Мне в личной жизни повезло, вопрос типа «либо я – либо музыка» передо мной никто не ставит, так что и лукавить не приходится.
Я вообще не считаю, что надо обязательно стараться сделать «как у других». Все это глупости. Люди разные, нет двух одинаковых людей, и поэтому нет двух одинаковых семей. Надо стараться выстраивать личные отношения так, чтобы обоим было комфортно, это главное. Семья – это доверие и честность.
На какой музыке вы выросли? Какие группы на вас повлияли?
В то время, когда я заканчивал школу, была популярна музыка типа итало-диско и все слушали группы вроде «Модерн Токинг». Но мне нравилась музыка «потяжелее» и такая, которая выходила гораздо раньше – на рубеже 60-70 годов. Тогда Beatles заканчивали свою деятельность, Led Zeppelin начинали, записывали свои ранние эксперименты Pink Floyd. В свое время я переслушал очень много подобной музыки и до сих пор считаю, что период от 68 года до 72 был, наверное, самым интересным. Истоки всех современных стилей находятся там – от тяжелого рока до арт-рока и электронной музыки. Мне кажется, что 80-е и 90-е годы по сравнению с тем периодом принесли намного меньше открытий, в основном наблюдались какие-то эволюционные изменения уже имеющихся жанров.
Евгений Феклистов, вы служили в стройбате, и, как написано на вашем сайте, вам служить не понравилось. Каково вам после этого было писать саундтрэк для сериала «Солдаты»?
Ну, в армию люди идут не для того, чтобы им там понравилось. Это же не курорт. Армия – достаточно жесткое место и служить, конечно, тяжело. К тому же то, что я служил, мне в итоге очень пригодилось – иначе я не смог бы написать песню к «Солдатам». Хотя когда я отдал долг родине, а родина приказала долго жить, я еще думал: «Как это так? Долг отдал, а кому – теперь неизвестно». Таким образом, можно сказать, жизнь мне все же отплатила за тяготы армейской жизни.
К тому же я не считаю, что наша песня – это призыв пойти всем служить. Самое странное было то, что когда сериал только начинался, его вообще хотели закрыть: некоторые армейские чиновники приняли сериал с возмущением – мол, показывают, что прапорщик у нас и пьет и тушенку ворует. Говорили, что это поклеп, что в армии все не так. И мы оказались пособниками людей, которые разлагают наши вооруженные силы.
Была даже такая история – нас пригласили выступить перед призывниками на сборном пункте, но по команде каких-то военных чиновников нам выключили электричество. А уже через полгода, когда выяснилось, что благодаря этому сериалу люди стали добровольно приходить на сборные пункты, то стали говорить, что якобы мы получили большие деньги от министерства обороны, для пропаганды.
Какие у вас планы на отдаленное будущее? Собираетесь заниматься чем-нибудь еще после «Конца фильма»?
Трудно сказать. У меня много есть мыслей по этому поводу. В основном думаю о продюсерской деятельности, но не о такой, какой принято заниматься у нас. У нас продюсер – это человек, который набирает артистов, занимается их раскруткой, покупает для них эфир и так далее. А на западе это человек, который прежде всего определяет звук группы, то есть работает непосредственно в студии. У нас таких людей практически нет. И именно эту деятельность я считаю для себя приемлемой, если почувствую, что не могу себя реализовать во всех имеющихся проектах. Если мне вдруг встретятся талантливые молодые ребята, которым, может, будет не хватать опыта и знаний, которые уже есть у меня, то почему бы им не помочь. Будет приятно, если в результате появится что-то новое и интересное.
Николай Корнетов