Накануне открытия обновленного после реконструкции МХАТа им. Горького (театр закрылся на ремонт в январе 2022 года. — Прим. ред.) его генеральный директор Владимир Кехман дал интервью «МК» и рассказал о будущем театра. Интервью молниеносно разошлось на цитаты и вызвало всплеск обсуждения в телеграм-каналах, ведь в нем Кехман заявил, что московские театры «жируют непонятно зачем», что Кирилл Серебренников и Александр Молочников «не владеют профессией», а Олег Табаков, возглавлявший МХТ им. Чехова до своей смерти, стоял перед ним «по стойке смирно». Собрали самые яркие цитаты.
Об ощущении от драмтеатра
Я понимаю, о чем думал Олег Павлович Табаков, когда убирал из названия слово «академический» и стал давать сцену молодым людям, которые вроде как делают актуальный театр. Но с моей точки зрения, что Серебренников, что Молочников, что другие не владеют профессией. Да, МХАТ идеологически должен быть актуальным местом, но только не тем, где ругаются матом. Я говорю об актуальности как об ощущении времени, в котором мы находимся. И коллекция спектаклей МХАТа должна быть разнообразна. Но их уровень не должен скатываться до Бузовой — апофеоза пошлости и мерзости, который оказался на этой серьезной сцене.
В 2021 году Ольга Бузова по приглашению Эдуарда Боякова, который был худруком МХАТа на тот момент, приняла участие в постановке спектакля «Чудесный грузин». Театральный дебют бывшей участницы «Дома-2» обсуждала вся Москва: Боякова критиковали за желание «хайпануть», а Бузову — за полное отсутствие вокальных и сценических данных. В итоге спектакль сняли с репертуара по решению Владимира Кехмана. 1 ноября 2021 года Бояков уволился из МХАТа им. Горького по требованию Кехмана, который стал директором театра незадолго до этого. Его назначение сопровождалось рядом скандалов.
В 2011 году Кирилл Серебренников был помощником художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова. Он поставил спектакли «Киже», «Лес», «Терроризм», «Мещане», «Изображая жертву», «Господа Головлевы», «Трехгрошовая опера» и другие. На днях имя режиссера убрали с сайта МХТ им. А. П. Чехова и программки спектакля «Лес». Кирилл Серебренников покинул Россию в марте, после того как 28 марта Хамовнический суд Москвы отменил решение об условном осуждении режиссера, признанного виновным в особо крупном мошенничестве. Он открыто выступает против военной спецоперации РФ на Украине.
Об Олеге Табакове
То, что я постоянно слышу, вижу и ощущаю в театре в Камергерском переулке, у нас на Тверском бульваре или в Театре наций, не имеет контента, который воспитывал бы души. И Табаков во многом способствовал испорченности вкуса публики.
У Олега Павловича были определенный вкус и расчет, и во МХАТ он пускал тоже определенных людей. А создавать контент для зрителя — такого не было или мало было. В городе, где живет 18 млн людей, с понтом считающем себя театральной столицей, в театр ходит меньше пяти процентов. Как такое возможно?! В Петербурге гораздо больше.
Когда Олег Павлович был жив, однажды он стоял передо мной по стойке смирно — на глазах у всех.
Кехман дал развернутое объяснение, где и когда Табаков стоял перед ним по стойке смирно. По его словам, это случилось во время совещания с тогдашним министром культуры Владимиром Мединским, где Кехман задал Табакову неудобный вопрос, а тот вместо ответа — «встал, опустил голову на грудь и молчал».
О ценах на билеты
Среднюю цену за билет мы поставили 3 500 рублей. Я некоторым так и сказал: «Хана вам всем». Они в Москве жируют непонятно зачем — 15—20 тысяч за билет ставят.
О Татьяне Дорониной
Буквально на прошлой неделе Галина Ореханова навещала Татьяну Васильевну и рассказала мне, что с удовольствием осталась бы в соседней с ней комнате. Так что я знаю, что там прекраснейшие условия и отличный уход. Между мной и Татьяной Васильевной существует следующая договоренность — я ее увижу только в театре. Ее задача сейчас состоит в том, чтобы через год, точнее, 12 сентября 2023 года выйти на сцену, чтобы отпраздновать 125-летие МХТ и свое 90-летие. Специально для Дорониной я купил новую машину, чтобы она могла свободно передвигаться по городу. Все помощники постоянно с ней на связи.
Советская и российская актриса Татьяна Доронина («Три тополя на Плющихе», «Еще раз про любовь», «Мачеха») была худруком МХАТа им. Горького с 1987 по 2018 год. В 2018 году на этом посту ее сменил Эдуард Бояков, а Доронина получила почетный титул президента и фактически отошла от управления театром. В СМИ много писали о конфликте между Бояковым и Дорониной. Когда директором театра стал Кехман, он предложил Дорониной вернуться на должность художественного руководителя театра, но она отказалась — в итоге должность решили на время упразднить.
Сейчас Татьяна Доронина находится в геронтологическом центре. Ей 89 лет.
О тех, кто уехал из страны
Все боготворят здесь Табакова, называют себя его учениками, но мы сейчас находимся в точке, когда мнение театрального сообщества не стоит ничего. С нами никто не советуется, потому что наша репутация испорчена — после всех подметных писем, после отъехавших актеров, получавших здесь миллионы, а теперь хающих страну. Власть это все расценивает как предательство, и она абсолютно права. Теперь весь этот шлейф надо каким-то образом убрать.
О власти
Мне очень нравится власть в Москве. Профессионалов такого уровня, как в госуправлении, нет нигде — ни в бизнесе, ни в других отраслях. В этом смысле могу сказать, что Москва абсолютный и недосягаемый лидер.
О работе в театре
Пока я не считаю себя в драматическом театре творческой единицей — конкретно сегодня занимаюсь туалетами/буфетами, новыми светом, звуком, видео. Пока у меня здесь очень тяжело все идет.
Художник Вячеслав Окунев с режиссером Вячеславом Стародубцевым работают над премьерой «Золушки» — это будет самым красивым спектаклем для семейного просмотра. Сергей Десницкий восстанавливает «Три сестры» Немировича-Данченко, и я уже сейчас вижу, что это будет шедевр. Еще в наших планах «Синяя птица» — пьеса Метерлинка в переводе Николая Любимова, дедушки нашего министра культуры.
Об авторитетах в мире театрального искусства
Сейчас у меня три выдающихся, в моем понимании, консультанта: это Галина Ореханова, наш завлит, которая некогда была референтом по странам Юго-Восточной Азии, художник Александр Боровский, который по-настоящему понимает театр большой формы, и Борис Николаевич Любимов, ректор Щепкинского театрального училища (отец Ольги Любимовой, министра культуры. — Прим. ред.).
О своей миссии
Я ничего не придумываю нового. Я всегда старался следовать заветам отцов-основателей каждого из театров, куда приходил. Я ориентируюсь на историю и восстанавливаю репертуар, который был любим и артистами, и публикой. Все новое, что я привношу, связано только с тем, что мы живем в XXI веке.
Чтобы театр был актуальным, полной противоположностью так называемым либеральным опытам. Чтобы он говорил с человеком на понятном ему языке в духе воспитания душ артистов, режиссеров и публики. В этом — моя просветительская задача.
О том, как руководить одновременно тремя большими театрами в Санкт-Петербурге, в Москве и Новосибирске без ущерба качеству
Для меня главный ключ в управлении театрами — это люди, которые находятся на местах. Если на местах мощные продюсер, гендиректор, музыкальный руководитель, главный режиссер и само режиссерское управление, то по большому счету общая координация в день занимает у меня не больше 10 часов. Я в 7 встаю — это 11 утра в Новосибирске — и уже вижу всю статистику по продажам: исходя из нее, с моим замом мы думаем, что надо сделать. У меня весь театр работает от продаж, от зрителя. Я все делаю только для зрителя. И как минимум лет 10 ничего не делаю для критиков.
Владимир Кехман в мае 2007 года занял пост генерального директора Михайловского театра. До октября 2021 года совмещал работу в Михайловском театре и Новосибирском театре оперы и балета (с декабря 2017 года по октябрь 2021 года занимал пост художественного руководителя). 27 октября 2021 года стал генеральным директором МХАТа им. М. Горького.
Свою рецензию на интервью уже успели написать в телеграм-канале «Героиня Татлера»: «Каждая фраза — один сплошной ор. И Табаков перед ним по стойке смирно стоял, и тот же Табаков способствовал ухудшению вкусов театральной публики». Анонимный телеграм-канал также отметил, что и к Кехману, и к отмененной биеннале прекрасно подходит цитата философа и немецкого идеалиста Фридриха Шеллинга: «Если художнику приходится бороться со своим временем, то он достоин сожаления, но он достоин презрения, если старается быть угодным ему».
В телеграм-канале «Закулиска» отметили, что у Кехмана виден настрой на результат — «все интервью акцентированно менеджерское».
«Для нас самое интересное в интервью — про сотрудничество с Галиной Полищук (режиссер и правда успешного спектакля «Женщины Есенина»), на которую Кехман делает ставку как на главного режиссера в случае успеха новой постановки «Нежданно-негаданно». Есть робкая надежда, что МХАТ Горького отряхнется от проклятья последних лет. В хорошо и с умом оборудованных площадках в Москве очевидный недостаток. Да и гастроли со всей страны где-то принимать надо», — пишут в канале.