Питер Хиггс

Питер Хиггс/The Telegraph

Издание The Guardian выпустило статью о кражах в музеях. Заинтересовались подобными преступлениями журналисты после недавнего скандала: из-за многолетнего воровства ювелирных произведений из Британского музея в отставку уходит директор учреждения Хартвиг Фишер. Spltnk изучил материал и пересказывает главное.

Хартвиг Фишер заявил, что покинет свой пост, который занимал восемь лет, к началу 2024 года. В ближайшее время он передаст дела преемнику, поиски которого начнутся осенью, поможет лондонской полиции посадить вора и вернуть хотя бы часть украденных экспонатов.

Хартвиг Фишер
Хартвиг Фишер/The Guardian/Benedict Johnson

Скандал в Британском музее

Ранее в Британском музее сообщили, что там уже уволили главу отдела античного искусства и куратора Питера Хиггса, проработавшего в учреждении 30 лет, пишет The Telegraph. Случилось это после того, как обнаружили, что из коллекции музея пропали старинные золотые украшения с вставками из полудрагоценных камней и стекла, датируемые периодом с 15 века до нашей эры по 19 век нашей эры. Хиггс и члены его семьи отрицают, что он имел какое-либо отношение к пропавшим вещам. Полиция уже начала расследование, а Британский музей ввёл «чрезвычайные меры» для усиления безопасности.

Британский музей
Британский музей/British Museum
Питер Хиггс
Питер Хиггс/The Telegraph

Пока идёт расследование, пропавшие предметы искусства считаются либо украденными, либо потерянными. С момента опубликования заявления в прошлую среду музей отказался сообщать дальнейшие подробности дела, заявив, что это было связано с полицейским расследованием. Тем временем в сети стали появляться всё новые подробности дела. С 2016-го Питер Хиггс, пишет Artnet, «годами продавал древние золотые украшения на eBay». Утверждается, что таким образом он «разорил музей на сотни экспонатов и десятки миллионов фунтов». А теперь его не могут арестовать, потому что он ловко заметал следы.

Исчезнувшие реликвии Британского музея являются верхушкой айсберга

Для Британского музея это не первый подобный случай, пишет The Guardan. В 1970-х годах пропало несколько ценных монет и медалей, римские монеты были украдены в 1993 году. В 2002 году была похищена греческая статуя высотой 12 см, которой 2500 лет, а два года спустя — китайские украшения. В 2011 году пропало бриллиантовое кольцо Cartier стоимостью 880 тысяч евро — этот факт скрывали от широкой общественности до 2017 года.

Британский музей
Британский музей/British Museum

Пока полиция Великобритании ведёт расследование того, что случилось с пропавшими артефактами Британского музея, голландский детектив Артур Бранд объяснил журналистам, почему подобные кражи так трудно предотвратить. Бранда называют «Индианой Джонсом в мире искусства». Именно он нашёл различные украденные артефакты общей стоимостью до 400 млн евро. За последние два десятилетия Артур Бранд получил признание за свою работу в качестве арт-детектива, вернув законным владельцам украденную картину Пабло Пикассо «Бюст женщины», пару бронзовых коней нацистской эпохи работы Йозефа Торака, одного из любимых художников Гитлера, работы Сальвадора Дали 1941 года и Тамары Лемпицки 1929 года.

Артур Бранд
Артур Бранд/Instagram*

Когда люди думают о краже произведений искусства, они представляют себе самые ценные коллекции в мире или узнаваемые картины и статуи, говорится в статье. «Но если вы хотите заработать деньги и сделать так, чтобы ваши преступления остались незамеченными, вам сложно будет достичь своих целей, планируя кражи известных произведений искусства», — пишет автор. Артур Бранд так объясняет коварные планы более мелких и изобретательных грабителей: «Если вы украдете Ван Гога, кому вы собираетесь его продать? Об этом напишут во всех газетах, это легко узнать. Но если вы украдете золотое римское кольцо, то заработаете десятки тысяч, продав ценность, о которой мало кто слышал».

Например, Британский музей привлекает ежегодно миллионы посетителей. Им показывают около 80 тысяч произведений искусства, что составляют примерно 1% от общей коллекции предметов учреждения. Остальные, примерно 8 млн единиц, хранятся на складе. И хотя после недавнего инцидента, вероятно, будет больше требований к музею усилить безопасность, Бранд подчёркивает, что подобные кражи «случаются в каждом музее мира». «Я думаю, что проблема гораздо серьезнее, чем мы думаем: наверняка было украдено гораздо больше предметов. Это только верхушка айсберга. Мы должны готовиться к худшему, потому что подобных случаев будет всё больше», — говорит он.

Британский музей
Британский музей/Pixibay

Преступления в области искусства не являются приоритетом

Проблема музейных краж, по словам Артура Бранда, связана с тем фактом, что не существует системы инвентаризации предметов, находящихся в распоряжении музея, многие из которых, как упоминалось выше, могут быть не самыми известными и узнаваемыми. «Существуют сотни тысяч небольших объектов в хранилище, и многие из них не были классифицированы. Так что иногда никто не узнает, если что-то украдено. Воры просто кладут это в карман и уходят. Если предметы были классифицированы, и мы знаем, что они пропали, и есть фотографии, тогда можно отправиться на их поиски. Но если у вас их нет, то даже художественная команда ничего не сможет сделать», — пояснил детектив.

Главная проблема в расследовании таких краж, по словам Бранда, заключается в том, что преступления в области искусства не являются приоритетом. «Наркотики — приоритет, терроризм — тоже, убийства — да, а искусство — не приоритет. Но ведь если вы крадете золото из музея, это всё равно кража, преступление», — пояснил он. В подтверждение слов детектива издание отмечает, что, по данным Art Recovery International, в Лондоне есть только два сотрудника, занимающихся преступлениями против культурного наследия.

Комментируя недавние кражи из Британского музея, совершение которых приписывают Питеру Хиггсу, Бранд объясняет, что «эти предметы было проще всего взять с собой, чтобы продать их или перепрофилировать». «Золото и серебро вы можете переплавить, а ювелирные изделия любой эпохи, если в них есть бриллианты, вы можете разобрать и продать по частям», — пояснил он.

Тёмная сторона мира искусства

В завершение обсуждения Артур Бранд назвал ещё одной важной проблемой человеческий фактор. Он отметил, что «есть предел» тому, насколько надёжной может быть охрана музея: «Вы должны доверять людям. Вы не можете проводить полный личный досмотр каждый раз, когда ваши старшие кураторы покидают здание». Кроме того, даже после категоризации каждого предмета в коллекции, что уже является «огромным достижением» для такой огромной организации, как Британский музей, «потребуется проводить регулярные проверки, а коллекция будет постоянно расти».

Кража в Британском музее, возможно, стала шоком для многих, но Бранд говорит, что случившееся не должно никого удивлять. «Мир искусства — очень интересный, очень красивый мир, но у него есть и тёмная сторона: подделки и воровство. Мы говорим о преступлениях в сфере искусства на сумму около 8 млрд долларов в год», — резюмировал детектив.

Британский музей хранит одну из самых значительных в мире коллекций артефактов, охватывающих два млн лет истории. Это одна из крупнейших туристических достопримечательностей страны, которую ежегодно посещают шесть млн человек.

Осенью музей начнёт международный поиск своего следующего директора. Пока Хартвиг Фишер готовится покинуть свой пост, ключевым публичным лицом музея стал председатель совета директоров организации и экс-министр финансов Великобритании Джордж Осборн. Он будет руководить процессом назначения директора, но его или её назначение остается ответственностью попечителей в целом и будет утверждено премьер-министром страны.

*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией


Источник