30 октября в концертном зале «СЕВЕР» спортивного комплекса «Олимпийский» выступит группа «Градусы». В интервью вокалисты группы Роман Пашков и Руслан Тагиев рассказывают о разнице между попсой и эстрадой, тонированных машинах, жизни гастрольной и клубной, муравленковцах и муравлятах, а также о том, сколько стоит дверь в Рязани.
Вы помните, как изменилась ваша жизнь с приходом первого успеха?
Руслан: А ничего не изменилось. Мы и заметили-то его только по реакции родных и друзей. Они, конечно, звонили, поздравляли. Мне вот приятно, что родители гордятся.
Роман: А еще приятно было, когда впервые по радио себя услышали. А так — машины мы не затонировали, никуда не спрятались. Я вот только вчера на метро ездил — потому что так было быстрее.
Представим такую ситуацию: вы встречаете человека, который ничего не слышал о группе «Градусы», и вам нужно объяснить, кто вы такие, что за музыку играете…
Роман: Я, во-первых, не знаю, какая должна быть ситуация, чтобы пришлось объяснять или показывать. Она сама по себе получается какая-то дебильная.
Руслан: А я — тихонечко так: «…Плевать, если я заболею, я сам себе поставить банки сумею…» (напевает песню «Голая»).
Роман: А вообще, нет таких ситуаций в жизни, когда я должен козырять тем, что я делаю. Играем поп-музыку — и играем.
Раз уж мы заговорили о жанрах: традиционно критики обозначают ваш жанр как поп-рок.
Руслан: Было такое лагутенковское определение «рокопопс»…
Да, или так. А все-таки чего в вас больше — попа или рока?
Руслан: Я не могу точно обозначить жанр того, что мы делаем. И считаю, что это хорошо. Ну нету штампа, нету. Если говорить в общем, мы, конечно, больше попса. Популярная музыка. Причем популярная — именно в смысле невероятного количества слушателей этой музыки. Как, знаете, говорят, «играет из каждого утюга». Вот и тут такая история. Мы — поп-музыка с элементами рока, фанка, регги. Но ведь есть поп-музыка, а есть эстрада. Эстрадный артист — это что-то уже нафталиновое.
Роман: А мы — такой нью-поп. Например, Maroon 5 — это поп-музыка? Вот нам не обидно быть такой поп-музыкой — как они, как Jammiroquai.
Хорошо. Но ведь музыкант, артист — это не только песни, это еще и модель поведения. Вот с этой точки зрения что в вас есть от рокеров? Девочки в гримерках, разгромленные номера в гостиницах, алкоголь… Это про вас?
Руслан: Вот здесь мы, наверное, барды. (Смеется.) Я имею в виду по консервативности, сдержанности поведения. Все у нас так тихо, спокойно. Был ранний шумный период, когда много выступали по клубам в Москве. Когда могли и нажраться, и похулиганить. Но качественные выступления — это такая нагрузка! Поэтому от излишеств быстро пришлось отказаться. Иначе невозможно изо дня в день выходить на сцену и давать хороший концерт. А ведь пришли люди, заплатили деньги. Мы должны дать им то, за что они нас любят, ради чего они здесь.
Роман: Поэтому эта бутылочка, которую приносят в гримерку, уносится теми же людьми, что ее принесли, непочатой. Да и вообще, когда нет этого пьяного куража, когда ты контролируешь все ноты, весь процесс — это же и так огромный кайф. Все равно всегда идет кураж, взаимодействие с залом. Ты все равно настолько полон и заряжен, что ничего уже не надо. Это же эйфория просто!
А что вам больше нравится — выступать или писать альбом в студии?
Руслан: Не знаю, Роман со мной согласится или нет, но мне больше нравится гастрольная история. Студия — это уже в меньшей степени кураж. Это кропотливая работа. Ты сидишь и методично, дублями пишешь, пропеваешь материал. Перерыв — только разве что на чай.
Роман: А еще огромный кайф — это репетиции. Когда у тебя есть какое-то чувство песни, просто заготовка, и когда из этого начинает что-то получаться. Когда это рождается.
Руслан: Да, репетиции — это круто! Но гастроли хороши еще непредсказуемыми ситуациями. Вот у нас однажды потерялся басист. Минуты до концерта — не можем найти, и все. А дверь в его гримерку закрыта изнутри, не достучаться. Попросили охранника выбить дверь. Оказалось, что басист так устал и был так измотан, что спал и не слышал, как мы к нему ломились.
Роман: В итоге эту дверь вычли из гонорара: она не подлежала восстановлению. Деньги вычли, а дверь, говорят, можешь увезти на память. (Смеется.)
Руслан (смеется): Зато мы теперь знаем, что дверь в Рязани стоит 12 тысяч.
По ощущениям — сколько людей было на вашем концерте? Максимум.
Руслан: А я тебе скажу… Если брать по числу людей, которые нас слушали, то… это День города, 25 тысяч человек пришло. То есть просто весь город! Муравленко. Есть такой город в Ямало-Ненецком автономном округе.
Роман: Мы еще запомнили, потому что нужно было как-то к жителям обращаться. А как к ним правильно? Му-рав-левцы? Му-рав-ленковцы?
Руслан (смеется): Или нежно — муравлята…
30 октября — ваш большой концерт, московский сольник в «Олимпийском»…
Руслан: Да, это будет самый глобальный наш московский концерт. Мы просто поставили себе цель — этот октябрь. К концерту мы хотим сделать второй альбом, записать и подготовить новые песни. Это для нас будет апофеоз. Такой тычок себе. Вот будет концерт — и надо все сделать хорошо.
То есть «главное блюдо» концерта — новый альбом?
Руслан: Естественно. Но мы не будем вставать в эту позу — мол, мы презентуем новый альбом и старого ничего не играем.
Роман: Да, потому что прекрасно понимаем фанатов — они же этого ждут. Меня лично так задевает, когда исполнитель, которого ты любишь, не играет старые, любимые поклонниками песни. Новый альбом — это хорошо. Ну ждут же люди «те» песни! Ну сыграй! Не обламывай! И поэтому мы — сыграем!
Портрет героев
Группа «Градусы»
Создана в 2008 году
В 2009 году выпустила первый суперхит — «Режиссер»
В 2010 году первая номинация на премию «Муз-ТВ»
В 2011 году выпуск первого студийного альбома — «Голая»
В 2012 году команда стала лауреатом премии «Муз-ТВ» за лучший альбом года «Голая»