На днях Зельфира Трегулова, чей уход с поста генерального директора Третьяковской галереи (ГТГ) вызвал большой резонанс в мире искусства, дала интервью журналу Forbes.
В нем она среди прочего рассказала, что начала работать на фонд «Общество содействия искусству» бизнесмена Ярослава Глазунова и писать книги, что искала себе преемника и что незадолго до ее ухода ГТГ и музей Орсе планировали сделать ретроспективу Врубеля.
Интервью вызвало новую волну обсуждений в арт-сообществе. Многие обвинили Трегулову в том, что она пытается показаться более значимой, чем является на самом деле, и присваивает себе чужие заслуги, при этом не говоря на «скользкие» темы.
«Я искренне не понимаю, зачем директору нормального музея «задумываться о преемнике» или «растить себе смену в собственном коллективе». Я бы скорее думал, что самому делать дальше, когда контракт закончится. <…> Я просто попытался представить себе, что такие слова говорит директор музея Людвига или Метрополитен — его бы просто не поняли», — прокомментировал слова Трегуловой художник Юрий Альберт.
Работница музея Орсе отреагировала на заявление Трегуловой о планируемой ретроспективе Врубеля. «Идея показать Врубеля у нас принадлежала не нашему директору и уж тем более не Зельфире Трегуловой, а главе Королевских музеев в Брюсселе Мишелю Драге, которого только что погнали оттуда в шею. <…> Дело уже пошло на лад, как вдруг ему Трегулова выкатила такую сумму за прокат работ, что не хватило бы всего бельгийского бюджета на культуру. Еще два года назад Драге открыто в прессе с сожалением констатировал, что выставка невозможна. Поэтому услышать сейчас об этом от Трегуловой было странно», — приводит слова сотрудницы музея искусствовед Ксения Коробейникова, автор телеграм-канала «ку-ку».
Собеседница Ксении предположила, что Трегулова могла руководствоваться желанием показать новому директору Третьяковки Елене Проничевой, что та осталась «у разбитого корыта».
Архитектор Юрий Аввакумов опубликовал в соцсетях большой пост о Трегуловой, в котором поставил под сомнение ее компетентность как искусствоведа и куратора выставок: «Попробуйте найти в интернете статью искусствоведа Трегуловой — я не нашел. О ее кураторских способностях я имею определенное представление, поскольку дважды с ней работал над выставками «Бубнового валета» и Красноармейской студии — их (способностей) нет. Очень редко, когда Зельфира выступала куратором одна, больше в компаниях, всегда в роли ведомой, прилежного исполнителя, по сути играя роль музейного регистратора. Это ее творческий потолок».
Также он отметил «беззубость» вопросов интервьюера: «Интересно, как бы отвечал директор ГТГ, если бы журналист спросил, с чем связана череда скандалов во время его руководства: «всевраньем» в нью-йоркском аэропорту, порезанным Репиным, украденным Куинджи, текущей крышей стоимостью в 400 миллионов рублей, поруганной Троицей Андрея Рублева, закрытой выставкой Гриши Брускина… «Ей не везло», — сказала одна из коллег Зельфиры по директорскому клубу. «Случайность», — скажет кто-то другой. Да, да, с кем не бывает?».
Напомним, что Зельфира Трегулова устроила скандал в аэропорту Нью-Йорка, где застряла из-за непогоды. Она сказала представителю «Аэрофлота»: «Вранье, вранье, вранье. Я, директор Третьяковской галереи, буду лежать здесь на полу? Я не буду, но завтра вы получите звонок из правительства».
Аввакумов добавил, что Трегуловой не стоит гордиться пятью премиями газеты The Art Newspaper Russia, которая не известна в мире так, как, например, Притцкеровская премия. Также архитектор напомнил, что отец экс-гендиректора Третьяковки был кинооператором и снимал Иосифа Сталина на Потсдамской конференции: «Будучи человеком высокого роста, [он] должен был приседать с камерой, чтобы не снимать генералиссимуса сверху. Он приседал, а его дочь теперь подпрыгивает, чтобы казаться нам важной персоной. Зря она это делает. Нелепо получается».
Публикация Аввакумова вызвала бурную реакцию профессионального сообщества. Некоторые поддержали архитектора, но нашлись и те, кто заступился за Трегулову, назвав ее умелым управленцем, сделавшим много хорошего для Третьяковской галереи. «Вы ведь тоже лауреат премии The Art Newspaper. Правда, не пятикратный. И здесь вас тоже обидели, да? Премия, оказывается, не Прицкер», — написала куратор Людмила Лунина. «Любит у нас народ с упоением бить лежачего. Вы ее так же критиковали, когда она была директором ГТГ?» — высказалась руководитель Центра современного искусства Национального музея Республики Казахстан Роза Абенова.
Напомним, что Зельфира Трегулова перестала быть гендиректором Третьяковской галереи в феврале. Ее деятельность неоднократно подвергалась резкой критике. Так, Трегулову подозревали в коррупции, после чего сотрудник, выявивший нарушения, был уволен. Во время ее руководства музеем из него была украдена картина Архипа Куинджи. Также Трегулову осуждали за холодное отношение к пожилому охраннику, который испортил одно из художественных произведений.