На днях Зельфира Трегулова, чей уход с поста генерального директора Третьяковской галереи (ГТГ) вызвал большой резонанс в мире искусства, дала интервью журналу Forbes.

В нем она среди прочего рассказала, что начала работать на фонд «Общество содействия искусству» бизнесмена Ярослава Глазунова и писать книги, что искала себе преемника и что незадолго до ее ухода ГТГ и музей Орсе планировали сделать ретроспективу Врубеля.

Интервью вызвало новую волну обсуждений в арт-сообществе. Многие обвинили Трегулову в том, что она пытается показаться более значимой, чем является на самом деле, и присваивает себе чужие заслуги, при этом не говоря на «скользкие» темы.

«Я искренне не понимаю, зачем директору нормального музея «задумываться о преемнике» или «растить себе смену в собственном коллективе». Я бы скорее думал, что самому делать дальше, когда контракт закончится. <…> Я просто попытался представить себе, что такие слова говорит директор музея Людвига или Метрополитен — его бы просто не поняли», — прокомментировал слова Трегуловой художник Юрий Альберт.

Работница музея Орсе отреагировала на заявление Трегуловой о планируемой ретроспективе Врубеля. «Идея показать Врубеля у нас принадлежала не нашему директору и уж тем более не Зельфире Трегуловой, а главе Королевских музеев в Брюсселе Мишелю Драге, которого только что погнали оттуда в шею. <…> Дело уже пошло на лад, как вдруг ему Трегулова выкатила такую сумму за прокат работ, что не хватило бы всего бельгийского бюджета на культуру. Еще два года назад Драге открыто в прессе с сожалением констатировал, что выставка невозможна. Поэтому услышать сейчас об этом от Трегуловой было странно», — приводит слова сотрудницы музея искусствовед Ксения Коробейникова, автор телеграм-канала «ку-ку».

Собеседница Ксении предположила, что Трегулова могла руководствоваться желанием показать новому директору Третьяковки Елене Проничевой, что та осталась «у разбитого корыта».

Архитектор Юрий Аввакумов опубликовал в соцсетях большой пост о Трегуловой, в котором поставил под сомнение ее компетентность как искусствоведа и куратора выставок: «Попробуйте найти в интернете статью искусствоведа Трегуловой — я не нашел. О ее кураторских способностях я имею определенное представление, поскольку дважды с ней работал над выставками «Бубнового валета» и Красноармейской студии — их (способностей) нет. Очень редко, когда Зельфира выступала куратором одна, больше в компаниях, всегда в роли ведомой, прилежного исполнителя, по сути играя роль музейного регистратора. Это ее творческий потолок».

Зельфира Трегулова поздравляет участника программы лояльности "Друзья Третьяковской галереи"
Зельфира Трегулова поздравляет участника программы лояльности «Друзья Третьяковской галереи»/Соцсети

Также он отметил «беззубость» вопросов интервьюера: «Интересно, как бы отвечал директор ГТГ, если бы журналист спросил, с чем связана череда скандалов во время его руководства: «всевраньем» в нью-йоркском аэропорту, порезанным Репиным, украденным Куинджи, текущей крышей стоимостью в 400 миллионов рублей, поруганной Троицей Андрея Рублева, закрытой выставкой Гриши Брускина… «Ей не везло», — сказала одна из коллег Зельфиры по директорскому клубу. «Случайность», — скажет кто-то другой. Да, да, с кем не бывает?».

Напомним, что Зельфира Трегулова устроила скандал в аэропорту Нью-Йорка, где застряла из-за непогоды. Она сказала представителю «Аэрофлота»: «Вранье, вранье, вранье. Я, директор Третьяковской галереи, буду лежать здесь на полу? Я не буду, но завтра вы получите звонок из правительства».

Аввакумов добавил, что Трегуловой не стоит гордиться пятью премиями газеты The Art Newspaper Russia, которая не известна в мире так, как, например, Притцкеровская премия. Также архитектор напомнил, что отец экс-гендиректора Третьяковки был кинооператором и снимал Иосифа Сталина на Потсдамской конференции: «Будучи человеком высокого роста, [он] должен был приседать с камерой, чтобы не снимать генералиссимуса сверху. Он приседал, а его дочь теперь подпрыгивает, чтобы казаться нам важной персоной. Зря она это делает. Нелепо получается».

Публикация Аввакумова вызвала бурную реакцию профессионального сообщества. Некоторые поддержали архитектора, но нашлись и те, кто заступился за Трегулову, назвав ее умелым управленцем, сделавшим много хорошего для Третьяковской галереи. «Вы ведь тоже лауреат премии The Art Newspaper. Правда, не пятикратный. И здесь вас тоже обидели, да? Премия, оказывается, не Прицкер», — написала куратор Людмила Лунина. «Любит у нас народ с упоением бить лежачего. Вы ее так же критиковали, когда она была директором ГТГ?» — высказалась руководитель Центра современного искусства Национального музея Республики Казахстан Роза Абенова.

Напомним, что Зельфира Трегулова перестала быть гендиректором Третьяковской галереи в феврале. Ее деятельность неоднократно подвергалась резкой критике. Так, Трегулову подозревали в коррупции, после чего сотрудник, выявивший нарушения, был уволен. Во время ее руководства музеем из него была украдена картина Архипа Куинджи. Также Трегулову осуждали за холодное отношение к пожилому охраннику, который испортил одно из художественных произведений.


Источник