Президент России Владимир Путин распорядился вернуть икону «Троица» Андрея Рублева из Третьяковской галереи в РПЦ. Об этом сообщается на сайте РПЦ.

«В ответ на многочисленные просьбы православных верующих президентом Российской Федерации Владимиром Путиным принято решение о возвращении Русской православной церкви чудотворной иконы «Троица», написанной преподобным Андреем Рублевым», — говорится на сайте.

Икону, которая считается шедевром мирового искусства, заберут из Третьяковской галереи и выставят для поклонения в храме Христа Спасителя на один год, после чего перевезут в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Ранее вокруг иконы разгорелся скандал. В июле 2022 года по решению Зельфиры Трегуловой, которая на тот момент возглавляла Третьяковскую галерею, икону передавали РПЦ на несколько дней, на празднование 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского. За это Трегулову раскритиковали музейное сообщество, сотрудники галереи, исследователи и реставраторы. Они заявляли, что перемещать икону, которой почти 600 лет, опасно, и это может привести к повреждению экспоната. Уточнялось, что икону перевозили в специально изготовленной климатической витрине.

В сентябре прошлого года в СМИ появилась информация о повреждениях иконы. По данным искусствоведа Ксении Коробейниковой, у которой в распоряжении, по ее словам, оказался протокол заседания реставрационного совета Третьяковской галереи, на иконе «Троица» обнаружили 61 «существенное изменение» после отправки в Троице-Сергиеву лавру, в том числе «многочисленные шелушения красочного слоя», которые «грозят утратами и нуждаются в срочной консервации». Также пять участков сочли аварийными.

Передачу иконы РПЦ обсуждают в соцсетях. «Передача усыпальницы Александра Невского из Эрмитажа в Лавру открыла ящик Пандоры. А выдача «Троицы» решилась, к сожалению, де-факто давно. Мне говорили, но я, честно, до последнего не могла в это поверить. У меня есть основания предполагать, что это могло быть одним из условий, на которые подписалась новый директор Третьяковки Елена Проничева и в том числе почему она стала им», — написала в своем телеграм-канале «ку-ку» искусствовед Ксения Коробейникова. Елена Проничева, которая с 2020 года возглавляла Политехнический музей, стала генеральным директором Государственной Третьяковской галереи в феврале этого года.

«Передача знаковых культурных ценностей Русской православной церкви набирает обороты. И это уже не только здания, но и ключевые произведения религиозного искусства. Впрочем, для церкви это не произведения искусства и никогда таковыми не являлись. Как и имя Андрея Рублева церкви не важно. Для попов это просто ценные религиозные объекты, которые можно обновлять как хочется, которые необязательно хранить согласно музейным правилам, да и вообще можно с ними делать все что угодно, — добавили в телеграм-канале «Бахчисарайские гвоздики». — О том, как на протяжении столетий русская культура отражала себя в религиозных образах, мы не знали ничего. И знать не могли. Путь в красоту прошлого был закрыт. Сегодня он закрывается снова. Во имя нового идола «традиции». «Традиции» не нужно знать о прошлом, «традиции» не нужно его чувствовать. Она требует им только гордиться».

10 мая стало известно, что директор Эрмитажа Михаил Пиотровский подписал договор с митрополитом Варсонофием о передаче РПЦ саркофага Александра Невского, который хранился в музее. В СМИ сообщили, что саркофаг, выполненный из серебра, будет перемещен из Эрмитажа в Александро-Невскую лавру. Споры о передаче саркофага Александра Невского РПЦ велись много лет, в 2021 году патриарх Кирилл призвал вернуть раку Александра Невского из Эрмитажа в Александро-Невскую лавру и «продолжить общие усилия, направленные на восстановление исторической справедливости».

Икона «Троица» была написана в XV веке. Это одна из двух сохранившихся работ, которые достоверно принадлежат Андрею Рублеву. До 1929 года икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, а затем поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи.


Источник