Она играет главные роли в серьезнейших постановках ведущих театральных режиссеров Европы, но практически неизвестна в театральных кругах Москвы. Она может расплакаться, досчитав до пяти, или совершенно неповторимо засмеяться. А теперь она еще и телевизионная королева льда и коньков. Итак, Ингеборга Дапкунайте.
Ингеборга Дапкунайте, скажите, как получается, что про вас так мало известно? Услышав ваше имя, каждый вспомнит вас, но многим в первую очередь на ум приходят ваши ледовые приключения, а те, кто постарше, вспомнят еще скандальную «Интердевочку»…
Ха-ха-ха…(Это очаровательное «ха-ха-ха» будет сопровождать нас на протяжении всего интервью – прим. авт.) Да не знаю я! Никогда не задумывалась об этом. Многое в моей жизни случилось благодаря моему природному любопытству. Можно сказать, что я замуж-то вышла благодаря любопытству. Когда меня пригласили на роль в спектакле, в Англии, причем на главную роль, я знала только то, что в нем будет участвовать Джон Малкович. И поехала просто ради интереса. А получилось так, что и роль получила, и с будущим мужем познакомилась, и подружилась с одним из величайших актеров современности. А известность или ее отсутствие… все это как-то мимо меня проходит.
Краткий опросник:
Дружите ли вы с интернетом?
Скорее нет, чем да.
Что для вас непозволительная роскошь?
Делать одновременно сто дел.
С каким животным вы себя ассоциируете?
Как-то меня назвали бабочкой… Мне так понравилось, так что с тех пор я себя ассоциирую именно с бабочкой!
Было ли у вас в детстве прозвище?
Нет.
Чем отличается мужчина от женщины?
Ну, внешним видом – это как минимум (смеется).
Что вас заводит?
Страсть.
Вы сова или жаворонок?
У меня нет проблем с утренним подъемом…
Есть ли у вас талисман?
До недавнего времени моим талисманом было черное пальто, купленное лет семь назад.
Как вы снимаете стресс?
Я НЕ впадаю в стресс!
Где провели последний отпуск?
В Москве, если это можно назвать отпуском.
Какая мелодия стоит у вас на мобильнике?
Дринь-дринь (смеется).
Любимый афоризм?
«Ты настолько хороша, насколько хорош твой партнер». (Джон Малкович)
Ну-у-у… Лукавите… Во время проекта «Звезды на льду» за вас, по-моему, переживала вся страна и все ближнее зарубежье.
И огромное спасибо всем, кто нас с Александром поддерживал. Это вообще такое событие в моей жизни… И я очень благодарна, что оно случилось. Это было очень интересное переживание. И фантастический жизненный опыт. Не говоря уже о моем прекрасном партнере, Александре Жулине.
Мне вообще везет в жизни на уникальных в своем роде людей, и Саша полностью соответствует этому определению. Это гениальный партнер, и выдающийся тренер, и прекрасный человек.
Трудно было?
Очень. Ритм сумасшедший, синяки, шишки, да еще и остальную работу, съемки, спектакли тоже ведь никто не отменял. На подготовку каждого номера было чрезвычайно мало времени.
Ингеборга Дапкунайте, муж переживал за вас? Как вообще он воспринимает ваши долгие отлучки?
Ну что же поделать, работа у нас такая: разъезды, съемки, муж много занят в театре, все-таки он режиссер одного из самых старых и уважаемых театров Лондона.
Мы привыкли к такой жизни, и долгие разлуки не мешают нам быть счастливыми. Он очень хороший режиссер, но у нас как-то так повелось, что наши карьеры развиваются независимо, и каждый это уважает.
Конечно, я играю в его спектаклях, но далеко не во всех, он ведь не обязан везде давать мне роли только потому, что я его жена, хотя он считает меня хорошей актрисой. Вот я сейчас вспомнила, что кроме спектакля, во время постановки которого мы познакомились, я сыграла у него только один раз за все время, пока мы женаты. Так что говорить о протекции известного в Англии режиссера я бы не стала (улыбается).
По Голливуду не страдаете? Все-таки фильм, где вы сыграли одну из главных ролей, получил «Оскар» (Никита Михалков, «Утомленные солнцем»), и вы были номинированы как лучшая актриса.
А чего по нему страдать? Если по каждому поводу страдать — жизнь превратится в скучнейшую штуку. Я уже была в Голливуде, и не один раз, снялась в достаточно известных фильмах («Миссия невыполнима», «Семь лет в Тибете») и имею представление об этом. И с удовольствием снимусь еще, если позовут. Ну а если нет, то и ладно, значит, не судьба. Это кино, часть шоу-бизнеса, а шоу-бизнес — вещь непостоянная и во многом случайная. Есть актеры, которые после первой же роли попадают, так сказать, в струю и очень быстро становятся мегапопулярными, а есть великие театральные актеры, просто глыбы, которые за всю жизнь появляются в двух-трех картинах. При этом талант ни первых, ни вторых не оспаривается, да и человеческие качества тоже.
Ингеборга Дапкунайте, а есть что-то в вашей жизни, о чем вы жалеете? Что уже не может случиться никогда, но чего бы вам хотелось?
Да в моей жизни может случиться все что угодно! (Снова смеется). И то, что встала на коньки — лучшее тому подтверждение.
Хотя есть одна вещь… Я очень хотела стать балериной в детстве. Прямо жуть как хотела, я помню, как была на седьмом небе от счастья и прямо визжала от восторга, когда мне позволили надеть настоящую балетную пачку. Вот это, наверное, единственное, о чем я слегка жалею, но это такая хорошая, приятная жалость, не расстраивающая.
А вы расстраиваетесь из-за критики? Когда критикуют вашу работу?
Совсем не расстраиваюсь. А знаете почему? Я следую совету своего друга Джона (Малковича — прим. авт.) и не читаю критику. Никакую и никогда. Все равно ничего не изменить. Лучше ориентироваться на мнения простых зрителей.
Я слышала, что вас видели в метро, то на одной станции, то на другой. Ингеборга, это были вы? Или просто путают?
Я там, я…(смеется).
А что вы делаете в метро?
Как что?! То же, что и тысячи людей — еду.
А почему не на машине?
А зачем? Стоять в пробках, приезжать домой с ноющей спиной и взвинченными нервами? Когда можно сесть в метро и доехать гораздо быстрее и спокойнее.
Ингеборга Дапкунайте, это у нас-то в метро без нервов? Да, по-моему, наоборот!
Ну, бывает, конечно, но большинству людей все равно, что происходит вокруг, они погружены в свои проблемы и им нет ни до кого дела. Да и красота вокруг потрясающая, ведь московское метро — это просто одно из чудес света, я так считаю. Да и, повторюсь, когда надо куда-то успеть, метро – транспорт незаменимый.
Может, откроете секрет? Сколько на вас смотрю, все никак не пойму, есть на вас косметика или нет? Вы естественно выглядите в любой обстановке.
(Смеется) А вот не скажу! Пусть эта тайна умрет вместе со мной (все это произносится таким пафосным тоном, что не рассмеяться невозможно). Конечно, ничего человеческое, то есть женское, мне не чуждо, просто я стараюсь косметикой, даже самой хорошей, не злоупотреблять и всегда, что бы я ни делала, как бы ни уставала, снимать макияж на ночь и умываться. Ну, плюс легкая зарядка по утрам – и мое орудие труда, моя внешность, к работе готова.
Этого орудия бывает достаточно для того, чтобы полностью перевоплотится в образ?
Когда как. Иногда этого хватает, когда роль не очень большая и сама внешность определяет характер. Так у меня было в недавнем фильме «Ганнибал». Это фильм о детстве и юности всем известного доктора Лектора из «Молчания ягнят». Я играла там мать маленького Ганнибала, дело происходило во время войны, в Прибалтике, и мне просто надо было сыграть себя, внешность у меня все-таки именно прибалтийская (смеется). Но в других фильмах, где роли более значительные, я всегда досконально разбираюсь в своем персонаже: если она ездит на лошади – значит, я тоже пробую, стараюсь узнать что-то про лошадей, если она проститутка (а такие роли тоже были у меня), то я, конечно не иду испытывать все прелести профессии на практике (хохочет), но стараюсь узнать особенности этого занятия.
Так что если вы увидите меня в роли, ну, скажем, кондуктора, то можете быть уверены, я знаю наизусть маршрут автобуса и цены на билеты.
Ингеборга Дапкунайте, не совсем корректный вопрос. Вы снимаетесь и играете в спектаклях практически по всему миру. Где труд актрисы ценится выше?
Вы знаете, мне сложно сказать это. Если говорить о материальной стороне дела, то тут скорее я могу рассеять некоторые заблуждения относительно громадных заработков на западе.
Большие деньги можно получить, только снявшись в каком-нибудь блокбастере, да и то при условии, что фильм не провалится в прокате. Ну, или в бродвейских постановках, например.
В Англии в театре актеры работают не за деньги, актер в английском театре получает зарплату (не гонорары!), фиксированную, она составляет примерно тысячу фунтов в месяц, на наши деньги это примерно пятьдесят тысяч рублей. Вы скажете, что очень неплохо? Но не надо забывать о разнице в ценах, например, чтобы куда-то доехать в Лондоне на такси, нужно заплатить минимум 20 фунтов, то есть, тысячу рублей. И все остальное очень дорого тоже. Так что это совсем небольшие деньги.
Ингеборга Дапкунайте, на коньки вы уже вставали, в проруби уже купались, где мы увидим Ингеборгу Дапкунайте еще?
Не знаю… Куда судьба занесет… У меня нет времени задумываться и планировать свою жизнь, я еле успеваю ее проживать. Поэтому давайте немного подождем, столько всего может случиться (хохочет).