Фигурка Lego в костюме единорога

Фигурка Lego в костюме единорога и логотипы новых соцсетей/Pixabay/Joakim Roubert/Соцсети

На сайте i-D вышла статья под названием «Появление нетоксичных приложений для социальных сетей», в которой рассказывается о растущей популярности новых онлайн-платформ, которые обещают своим пользователям безобидный интернет — без негатива, ругани и оскорблений, без хейтеров и буллинга. Журналистка Жасмин Ли рассуждает о том, насколько своевременно возникновение таких соцсетей, популярных у представителей поколения Z. получат ли они широкое распространения и какие у них могут быть недостатки. Spltnk изучил материал и пересказывает главное.

Автор начинает свои рассуждения с упоминания инстаграма*, тиктока и твиттера**. Все эти соцсети стали площадками для ожесточенных споров, в то время как молодые люди осваивают более безопасные онлайн-платформы, создавая «новую волну приторно-позитивных, нетоксичных приложений и социальных сетей поколения Z», похожих на «зеленые лужайки», отмечает автор.

Новые соцсети визуально легко узнаваемы: в них много ярких фотографий, нестандартных шрифтов, ярких красок, эмодзи в виде бабочек, звездочек и радуги. Они обещают безопасное пространство для дружелюбного общения с комплиментами и без рекламы и стремятся «расширить ваши возможности».

Соцсеть Pineapple
Соцсеть Pineapple
Pineapple
Соцсеть Pineapple

«Есть Geneva (для поиска людей в вашем городе, с которыми вы хотите встретиться в реальной жизни, что-то обсудить и вместе провести время), Diem (обсуждение различных тем — от денег до заморозки яйцеклеток — для женщин), Melon (Pinterest для «чистых девушек», отказывающихся от макияжа и предпочитающих более спокойную одежду кричащим трендовым нарядам), Pineapple (некринжовый LinkedIn), Partiful (мероприятия на Facebook* для сексуальных людей), OneRoof (соседство многоквартирных домов), Lex (группы на Facebook* для местных квир-сообществ) и Somewhere Good (клуб для цветных). По словам Collective Media, компании, владеющей несколькими из этих платформ, они стремятся создать впечатление, которое «больше похоже на посещение вечеринки, чем на выступление оратора на трибуне», — пишет автор.

Соцсеть Diem
Соцсеть Diem
Соцсеть Diem
Соцсеть Diem

Эти нетоксичные социальные платформы могут объединять единомышленников, а также создавать «безопасные пространства для маргинализированных людей и для обсуждения более узких интересов».

Соцсеть Geneva
Соцсеть Geneva

«Общая атмосфера (по крайней мере, в раскрученных сообществах, к которым я присоединилась) была определенно позитивной и нетоксичной — милой до приторности. Возможно, это показывает, насколько привычными стали для нас обычные соцсети с их негативом за последнее десятилетие. Мы так долго взаимодействовали в агрессивной манере, что идиллические беседы кажутся странными. На данный момент эти нетоксичные социальные платформы больше похожи на места для светской беседы и обмена любезностями, а не для продуктивных дискуссий», — отмечает Ли.

Соцсеть Partiful
Соцсеть Partiful

Люди, которые собираются в таких безопасных соцсетях, как правило, имеют схожие происхождение, политические убеждения и культурные отсылки. В отличие от «похожего на городскую площадь» твиттера**, нетоксичная сеть «определяется небольшими социальными клубами». Мы, по мнению журналистки, движемся к тому, что, по словам обозревателя New Yorker Кайл Чайки, называется «постплатформенным интернетом» — интернетом за пределами доминирующих платформ, финансируемых за счет рекламы. На данный момент активная нетоксичная социальная сеть может показаться нишевой, но ее рост «намекает на то, каким может быть будущее наших социальных взаимодействий онлайн», отмечается в статье.

В материале говорится и о капитализации нетоксичных соцсетей. Пока такие платформы — это в основном стартапы на стадии возникновения или ранней стадии развития. Они, на первый взгляд, «некапиталистичны» — в них нет рекламы или платы за участие. «У них, похоже, нет менталитета «расти или умри», присущего стартапам былых времен. Но как только эти приложения станут достаточно большими, им придется соблюдать баланс между функциональностью и монетизацией — основной причиной токсичности Web 2.0. Пока конечная цель — капитал — остается прежней, трудно понять, как нетоксичные социальные сети могут отличаться от обычных по мере их роста», — рассуждает автор.

Нетоксичный интернет — это ценное предложение и именно то, чего хочет рынок прямо сейчас, отмечается в статье. По мере того как культура становится все более и более фрагментированной, то же самое будет происходить и с платформами: мы переходим от микровлиятельных лиц к микросообществам и микроприложениям. «Мы движемся к меньшему по размеру и менее оскорбительному для нас интернету, рискуя потерять из виду всех остальных. Возможно, интернет не должен быть полностью свободен от негатива, потому что мир не свободен от негатива. Когда мы изолируем себя в небольших, более нишевых сообществах людей, которые больше похожи на нас, мы теряем, возможно, определяющее качество социальных сетей — способность видеть мир, отличный от нашего собственного», — считает Ли.

В итоге журналистка приходит к выводу, что только время покажет, станут ли нетоксичные социальные сети популярными, и заявляет, что крупные и вполне токсичные интернет-площадки все же полезны и нужны обществу. По ее мнению, мы можем извлечь выгоду из соцсетей, которые больше похожи на офлайн-мир — разнообразный, обширный и часто противоречивый.

*Instagram и Facebook принадлежат Meta, признанной в РФ экстремистской организацией

**Заблокирован в РФ


Источник