От 31-го по счету Московского международного кинофестиваля ждали чего угодно — сокращенных бюджетов, урезанной программы и полного отсутствия приглашенных звезд, которыми так славится фестиваль. Кризис все же. Однако привлечение к фестивалю спонсоров поправило положение. ММКФ-2009 открылся в пятницу 19 июня со свойственной ему пышностью. Разве что цвет «красной дорожки» у кинотеатра «Пушкинский» пришлось поменять в обмен на спонсорскую поддержку: уже во второй раз в этом месяце звезды вышагивали по кислотно-зеленому ковролину, придававшему лицам знаменитостей неприятный зеленоватый оттенок.
Жаль только, не приехал Джонни Депп, которого ожидали уже давно — в программе фестиваля был заявлен фильм с его участием «Джонни Д.». Впрочем, на посту заморской звезды его удачно заменил Эдриан Броуди, звезда фильма «Пианист». Он оказался очень скромным. Тихо прошел по дорожке носом в пол, и никакого гонора из разряда «дайте мне двадцать охранников, чтобы никто не прикоснулся к моему звездному телу». Броуди, сопровождаемый всего одним шкафоподобным мужчиной, толкался в тесном фойе «Пушкинского» наравне со всеми, никак не выражая неудовольствия. И даже выражение лица у него было не то, чтобы кислое.
Жаль только, голливудским коллегам он точно не расскажет, что у нас в Златоглавой на ММКФ — все равно что в Голливуде на «Оскаре». Увы, происходящее скорее напоминало вокзал в час пик: и на ковровой дорожке, и внутри кинотеатра люди шагали не парами, как принято на западе, а целыми толпами — толкаясь, наступая друг другу на полы длинных платьев, дыша друг на друга перегаром (и такое случалось), проливая напитки на платья haute couture.
Это на западе никто не понимает старинной русской привычки толкать друг друга локтями в очередях, а у нас на все есть пословица «в тесноте, да не в обиде», оправдывающая сколь угодно ужасную организацию любого мероприятия.
Впрочем, определенные успехи на пути к голливудскому гламуру российский бомонд все-таки делает. Так, некоторые актрисы удостоились чести одеваться не самостоятельно, но обратиться к помощи стилистов от информационного спонсора, которые надели на них платья от Missoni, Louis Vuitton и Versace. Правда, процесс, очевидно, затянулся, и на ковровую дорожку разодетые Ирина Гринева, Екатерина Мцитуридзе, Светлана Ходченкова и Рамиля Искандер в итоге так и не успели.
Остальные же блистали нарядами вполне в стиле российского бомонда. Так, после торжественного десятиминутного выхода Собчак на вечеринке MayFashon в сером платье в пол многие решили, что серый — цвет сезона. «Серенькими мышками» в этот раз нарядились Агния Дитковските, Светлана Хоркина и актриса Ирина Безрукова. Последняя, пришедшая на открытие фестиваля без супруга, только и собирала вопросы «Почему одна? А где Сергей? Неужели что-то разладилось у вас в семье?» На что актриса Ирина Безрукова только улыбалась:
— Все у нас с Сережей хорошо. Просто он сегодня играет в театре, поэтому приехать ему не удалось.
Приз за самый эксцентричный наряд, если бы таковой существовал, наверняка достался бы Эвелине Бледанс. Мы видели Эвелину всякой: и с ног до головы в стразах, в невообразимых платьях, и даже в разных туфлях (правда-правда, недавно она пришла на одну вечеринку с красной туфлей на одной ноге и оранжевой на другой). На ММКФ Бледанс превзошла себя. На ней был белый бантик а-ля «в первый раз в первый класс» в сочетании с прозрачным платьем с искусственным мехом.
Дитковските выглядела на удивление сияющей. И даже присутствие Алексея Чадова, недавнего жениха, под ручку с новой пассией одинокую Агнию явно не потревожило — актриса непритворно улыбалась в камеры. Кстати, новой девушкой Чадова оказалась молодая актриса и модель Асель Сагатова, которая пока что успела засветиться только в одном фильме. Фотографы, снимавшие парочку, вдруг начали дружно кричать «Горько!», чем несколько смутили актера — Чадов тут же потупил взор. Асель же, наоборот, только заулыбалась: ей шутка, видимо, понравилась.
Ирина Апексимова приехала на открытие с дочерью и… сломанной рукой. Впрочем, Ирина жизнерадостно улыбалась в камеры, а на все вопросы просила только не волноваться:
— Глупости, — смеялась актриса. — Все пройдет.
Где она получила травму, Апексимова так и не уточнила.
Сама церемония получилась не такой жизнерадостной, как предварявшие ее мероприятия. Никита Михалков, традиционно открывающий ММКФ, на этот раз передал бразды правления церемонией Дмитрию Диброву. Телеведущий совершил экскурс в историю фестиваля. И ударился в собственные воспоминания и переживания: как работал в газете, когда в фестивальной программе лучшим стал фильм «Тегеран-43», как устраивался в ТАСС, когда побеждала «Васса» на 13-ом фестивале, и о собственной телекарьере.
Зрители от этих автобиографических очерков явно заскучали. Когда Дибров дорассказал историю своей жизни, выступил Михалков.
В этом году он решил вручить специальный приз «Верю» имени Станиславского не на церемонии закрытия, а уже в самом начале фестиваля. Почетная награда досталась посмертно Олегу Янковскому. Чтобы получить приз, на сцену вышел сын Янковского Филипп. Он все еще переживает смерть отца. Прямо перед всем московским бомондом Филипп разрыдался и попросил зал почтить память Олега Ивановича минутой молчания.
Вслед за торжественной церемонией открытия московскому бомонду показали новое творение председателя жюри ММКФ этого года, Павла Лунгина. Картина «Царь», по заявлению самого режиссера, вышла тяжелой:
— Я смотрю, вы с поп-корном пришли посмотреть киношку… — возмутился Лунгин, увидев жизнерадостную публику. — Я бы попросил настроиться на другую волну, все-таки это тяжелая картина.