Кадр из мультфильма «Белоснежка и семь гномов»/Соцсети
На сайте Dazed вышла статья под названием «Как ты на самом деле выглядишь в глазах других людей?». В ней журналистка Киш Лал рассуждает о том, как из-за социальных сетей, различных фильтров и приложений всё чаще и всё больше людей впадают в ступор и начинают комплексовать из-за собственной внешности, когда видят свои «честные» фото или видео без фильтров. Spltnk изучил материал и пересказывает главное.
Почти каждый за последние несколько лет привык видеть своё лицо через камеры телефонов и ноутбуков, а также использовать фильтры для усовершеноствования своей внешности. Но «остальной мир видит вас не такими», пишет автор.
Распространение вирусного инвертированного фильтра (показывает ваше настоящее изображение, то, как видят вас другие) в тиктоке (заблокирован в РФ) и «хитроумного изобретения» под названием True Mirror заставило миллионы людей усомниться в том, как они на самом деле выглядят. И фильтр, и «истинное зеркало» вертикально переворачивают ваше изображение, чтобы показать то, что вы редко видите: как вы выглядите в глазах других. «Это откровение вызвало нечто похожее на интернет-шок», отмечается в статье. Многие, кто пользовался этими приспособлениями, плакали, другие испытывали «полное отвращение» к себе, большинство людей составили список асимметрий и изъянов своих лиц: перекошенные челюсти, неровные брови и разные по размеру глаз.
Журналистка пишет, что за последние лет 10—15 мы видели, как селфи стали социальной валютой, используемой для создания связей, иерархий и даже карьеры. Но такой акцент на том, как мы выглядим, имеет свои недостатки, считает она. Многочисленные исследования показали, что больше людей, чем когда-либо прежде, испытывают в наши дни дисморфическое расстройство тела в результате общения в социальных сетях. Стандарты красоты, такие как неестественно пухлые губы, впалые скулы, лисьи глаза, нос пуговкой, острые линии подбородка, фигуры в виде песочных часов и бразильские ягодицы, заставили людей тратить деньги и время на эти постоянно меняющиеся идеалы.
«Моя мама всегда говорила мне, какая я красивая, поэтому я выросла уверенной в себе. Я попробовала новый фильтр, который показывает, как видят меня другие, с такой же уверенностью, но я не ожидала, что результаты будут ужасающими. Я начала прятать «нерабочую» сторону своего лица, когда разговаривала с людьми», — рассказала Dazed 21-летняя блогерша Мэри, которая теперь избегает визуального контакта с людьми, беспокоясь о том, что они подумают о ней. Она больше не принимает видеозвонки в соцсетях.
Доктор Памела Ратледж, эксперт по психологическому и социальному воздействию СМИ и технологий, говорит, что люди всегда заботились о том, как выглядят: в конце концов, мы социальные существа. Но новообретённая одержимость строением и мельчайшими изъянами нашего лица порой заходит слишком далеко. Особенно после многих лет просмотра отфильтрованных изображений самого себя, которые могут вызвать диссонанс, делая ваше нефильтрованное, перевернутое «я» ещё более расстраивающим. «Если я использую фильтры, то просто создаю идеализированную версию себя, с которой никогда не смогу конкурировать. Я всегда буду уступать этому образу себя, который я создала, но поскольку предполагается, что это я, гораздо сложнее мысленно исправить ситуацию и сказать: «Я не могу сравнивать себя с этим», — говорит Ратледж.
Популярная в тиктоке (заблокирован в РФ) Мэри призналась, что «однажды забыла, как она выглядит без фильтров». «Это похоже на фантазию или заблуждение, созданное для того, чтобы заставить нас ощутить красоту, которой у нас нет или которой мы не можем позволить себе обладать, поскольку чувствовать себя красивее — это потребность, заложенная в нашей природе. Эти фильтры передают это идеально», — рассуждает девушка.
Блогер Сара Хурсигара, которая исследует тенденции индустрии красоты, опубликовала несколько видеороликов, утешающих тех, кто чувствует себя жертвой новых «реалистичных» фильтров. «Вокруг этого много паники. Я думаю, это потому, что люди верят, что чувство, которое они испытывают, когда видят своё лицо, такое же, как у других людей, когда они их видят», — заявила она.
На самом деле, когда вы смотрите чужие тиктоки с инвертированным фильтром или без него, они выглядят практически одинаково, отмечается в статье. Эмоциональную реакцию вызывают только ваши собственные видео. «Однако по-настоящему тревожно видеть, как этой истерией пользуются», пишет автор. Многие пластические хирурги и косметологи рекламируют и предлагают процедуры для лица, которые придают ему симметрию. Например, тиктокер Натан Александер признался, что именно инвертированный фильтр заставил его воспользоваться ботоксом: «Перевёрнутый фильтр меня доконал, и теперь я ненавижу своё лицо даже больше, чем когда-либо ненавидел».
Основательница программы йоги для лица All You Can Face Анастасия Горон, у которой более миллиона подписчиков в тиктоке, беспокоится о том, как её видео влияют на людей. Она признает, что множество других аккаунтов с тегом face yoga могут усиливать неуверенность людей в себе. Как только вы перейдете к теме симметрии лица в тиктоке или инстаграме*, вас засыплют различными предложениями от тренеров по фейс-йоге, предлагающих неуверенным в себе пользователям решение их проблемы. Часто это заканчивается продажей десятиминутных массажей для лица или бесполезных курсов. Горон признает, что, хотя лицевая йога может помочь в определенной степени добиться большей «симметрии», «важно быть осторожным с тем, куда вы тратите свои деньги».
«Некоторые люди снимают кликбейтые видео, обещая вам, что вы будете выглядеть как Белла Хадид, если выполните эти упражнения. Нет, вы не будете. Её лицо сделано хирургическим путём. Я бы предпочла не давать людям совершенно ложную надежду», — сказала Горон.
Изобретатель True Mirror Джон Уолтер считает, что его изобретение — это решение, позволяющее разорвать этот порочный круг. Подобно инвертированному фильтру, True Mirror переворачивает изображение человека, чтобы показать, каким его видят другие. Этот эффект достигается размещением двух зеркал под прямым углом, хотя, когда вы смотрите прямо перед собой, в середине изображения нет отвлекающей линии. Появилось много видеороликов, в которых видно, как кто-то впервые смотрит в такое зеркало. Но, в отличие от инвертированного фильтра, «кажется, что когда люди плачут на этих видео, это слезы счастья», отмечается в статье.
Уолтер утверждает, что из-за того, что обычное зеркало переворачивает наше изображение, мы никогда не можем увидеть самих себя или установить реальный зрительный контакт – «правый глаз с правым глазом, левый глаз с левым глазом», — что впоследствии подпитывает наш мозг «неверной информацией». Он говорит, что с помощью True Mirror мы можем «правильно контактировать с нашими глазами и мозгом». «Некоторые люди ненавидят True Mirror, когда впервые им пользуются. Но когда вы перестанете «отражаться неправильно», как происходит в зеркале, вы заметите живость в своих глазах и впервые сможете пообщаться с самим собой, глядя себе прямо в глаза», — заявил он.
Это большое обещание, на него Уолтер поставил всю свою карьеру, отмечается в статье. Он верит, что мир был бы другим, если бы больше людей могли видеть себя в настоящем зеркале каждый день: «Я бы с удовольствием внедрил это в школы и даже лаборатории психологических исследований. Одно из моих самых больших желаний — чтобы дети росли с этим, чтобы они не теряли этот свет в своих глазах. Выражения лиц людей передают свет и жизнь, но они теряют это, когда смотрят в камеры и зеркала».
Журналистка Киш Лал скептически отмечает, что было бы классно, если бы новый фильтр в сети действительно «мог устранить когнитивный диссонанс», связанный с неприятием своей внешности у людей, которые привыкли годами смотреть на нереальные изображения себя в сети. Но вряд ли этого может быть недостаточно.
«Ни одно изображение – фотография, зеркальное отражение или фильтр – не может передать это постоянно меняющееся, многогранное «я». Мы не те, на кого похожи на всех этих изображениях. Трудно избежать зависимости от этого в современной визуальной культуре, но очень опасно, если именно от всех этик картинок начинает зависеть наша самооценка», — призывает доктор Ратледж.
Автор приходит к выводу, что поиск своего истинного «я» в том, как вы выглядите, — «неблагодарная задача, в которой не будет правильного решения или радости». Она называет такое исследование себя и стремление к идеальной версии себя «лабиринтом, полным тупиков, финансовых ловушек и одержимости». Помочь в решении проблемы может отказ от чрезмерного использования различных фильтров в соцсетях и стремления видеть одобрение в глазах окружающих.
*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией