Эрик Булатов

Эрик Булатов/YouTube

Художник Эрик Булатов, один из лидеров московской концептуальной школы и классик отечественного современного искусства, который живёт в Париже, в честь 90-летия дал интервью изданиям «Коммерсантъ» и Forbes, в котором рассказал о творчестве, свободе, массмедийном искусстве и жизни в Париже.

По словам Булатова, он с женой никогда не был в эмиграции, хотя и живёт в Париже. «Когда мои выставки начали иметь успех в Европе — в Швейцарии сначала, потом они поехали по другим городам, — галереи стали мне предлагать работу, оставалось только выбирать. Мы сначала выбрали Америку. Там мы смогли заработать достаточно, чтобы купить квартиру в Париже. Так что это не эмиграция, мы просто уехали работать», — заявил он.

Художник высказался о собственных взглядах на свободу и несвободу в искусстве. «Живя во Франции, я вижу, что под свободой подразумевается массмедийное искусство, хотя оно целиком посвящено задаче создать типовое сознание человека, которому можно указывать, как думать надо, а как не надо. Но это воспринимается не как несвобода, а как свобода».

Протестуя против этого, Булатов создал картину под названием «Формула выживания», в центре которой — слово «насрать», которое символизирует желание «остаться человеком, со своим сознанием, своим пониманием, своей верой».

«Я вижу для себя только один путь — послать всех действительно как можно дальше, без этой всей массмедийной колоссальной силы, её количества и давления на сознание, и делать свое дело», — объяснил он. На картине также изображено слово Exit, которое, по словам художника, является «стандартным выходом, который на самом деле никаким выходом не является».

После этой картины Булатов создал ещё две: «Не ведаем, что творим» и «Хватит». Последняя, по его словам, навеяна тем, как он воспринимает сегодняшнюю жизнь. «Хватит — с восклицательным знаком. Мне кажется, все сейчас примерно так говорят и думают. Всем это уже надоело, что русским, что европейцам».

Булатов рассказал, что Париж так и не стал ему родным, хотя ему там хорошо живётся и работается: он видит его как будто «со стороны». По-настоящему родным городом он считает Москву. «Москву я могу проклинать, ругать, ненавидеть, но всё равно от себя никуда не денешься. Москва — мой город, а Париж — не мой, но я его люблю», — сказал он.

По его словам, хотя он работает «не для похвал», он хотел бы запомниться будущим поколениям. «Я надеюсь, что это всё-таки не на сегодняшний день — то, что я делаю. Это про сегодняшний день, но не на сегодняшний. Если выражено сегодняшнее время, то оно выражено навсегда. Это моё глубокое убеждение», — подвёл он итог.

В интервью изданию Forbes Булатов также говорит о свободе и искусстве. «Я сразу ставил себе цель — быть свободным. Свободным, например, от того искусства, которому меня учили. От государственных заказов, от всего этого принудительного». По его словам, поскольку, кроме государственных заказов, никаких других быть не могло, он не мог ни выставлять, ни продавать свои картины и «ставил себя в совершенно независимое положение».

Художник рассказал о том, что из-за этого его не устраивало многое из того, что происходило в искусстве в СССР. «Как и меня, многих молодых начинающих художников не устраивало то, что делается в официальном советском искусстве. Как сказал Всеволод Некрасов, наше искусство — это искусство эпохи возражения».

Работа Эрика Булатова
Работа Эрика Булатова
Работа Эрика Булатова
Работа Эрика Булатова

Эрик Булатов — советский и российский художник, является одним из самых дорогих современных художников в России: аукционный рекорд на его работу превышает 1 млн евро. Его называют основоположником соц-арта и московского концептуализма, а также прямым наследником русского авангарда.

Большая часть работ художника находится в иностранных частных коллекциях, а также в Центре Помпиду и Лувре, несколько его работ хранится в России. Так, в Русском музее находится одна его живописная работа (является даром немецкого коллекционера Петера Людвига), там же находится несколько листов графики. Живописные картины Булатова также есть в Третьяковской галерее: их музею подарил сам художник, а также благотворительный фонд Владимира Потанина.


Источник