Михаил Пиотровский

Михаил Пиотровский/hermitagemuseum.org

Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский в интервью Виталию Дымарскому рассказал о передаче РПЦ памятников культуры, в том числе раки Александра Невского, которая хранилась в Эрмитаже, и иконы «Троица» авторства Андрея Рублёва, которая находилась в Третьяковской галерее.

«Любые решения могут приниматься только в контексте определённых законов и правил. Так было и с гробницей Александра Невского, — заявил он. — При передаче гробницы она не была исключена из состава музейного фонда и, соответственно, подчиняется целому набору требований, в том числе Единым правилам учёта и хранения. И решение принималось о частичной передаче в оперативное управление Александро-Невской лавре под контролем Эрмитажа».

По его словам, инициатива о передаче саркофага исходила от патриарха Кирилла, который направил просьбу министру культуры, напомнив, что рака создавалась именно для лавры. Он отметил, что право контроля и проверки экспоната остаётся за музеем, и добавил, что рака не будет перемещена до тех пор, пока РПЦ не создаст правильные условия хранения. Пиотровский заявил, что «по сути, Эрмитаж выставляет свой экспонат в Лавре, где в него вкладывают мощи». Пиотровский рассказал, что всегда был против передачи гробницы, однако отметил, что «в истории бывают моменты, когда сакральность преобладает над художественной ценностью».

«У целого ряда предметов искусства, прежде всего — церковного, двойное назначение. И это касается не только икон. Сейчас такой момент, и мощи должны работать как обращение к верующим. И ещё один аргумент: нарушение социального мира для сегодняшней России — слишком большая роскошь», — заявил он. По его словам, решив вернуть саркофаг, Эрмитаж пошёл навстречу церкви.

«Сегодня речь идёт не о возвращении, а о передаче. Это — жест доброй воли, потому что в нынешней ситуации Александр Невский должен исполнять свою роль как защитник русского воинства и русской дипломатии».

Он также высказался о преобладающих сегодня настроениях публики, которая, по словам интервьюера, «почувствовала себя судьёй».

«Я как-то написал статью про доносы. К сожалению, это национальный жанр. Такая система «сигналов», наверное, есть везде, но в России она особенно распространена. А люди у власти разные: одни обязаны на это реагировать, у них правила такие, а другим очень хочется реагировать, им это интересно. У нас есть многолетний опыт подобных вещей, но надо и на это уметь реагировать. Это этическая проблема».

Ранее РПЦ была передана икона «Троица» авторства Андрея Рублёва, которая хранилась в Третьяковской галерее. «Троица» будет находиться в храме Христа Спасителя до 18 июля, после чего отправится в Центр Грабаря, а оттуда в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Эксперты, однако, осуждают такой план, полагая, что Минкульт был поставлен в тупик и ищет решение.

«Это какие-то политесы, всё ведь понятно и ясно с «Троицей»: Министерство культуры ищет какое-то пристойное прикрытие, как им кажется, но получается непристойно», — рассказал в беседе с изданием «МК» доктор искусствоведения, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лифшиц.

«Министерство культуры потеряно и подставлено — и вынуждено принимать дурацкие решения. Всем понятно, что «Троицу» нельзя передавать, если вы хотите сберечь её. В Троице-Сергиевой лавре её некуда девать. В Троицком соборе многие годы не могут наладить температурно-влажностный режим — там в очень неблагополучном состоянии находится рублёвский иконостас. То, что происходит, это создание видимости поиска решения — игра на публику», — говорит Лифшиц.

По его словам, реставрировать икону уже нельзя — всё, что можно было сделать, уже сделано, а сейчас её можно только консервировать, чтобы сохранить. При этом, по его мнению, передача иконы рано или поздно приведёт к гибели экспоната.

Икона «Троица» и ранее была объектом многочисленных споров: так, искусствоведы выступали против вывоза иконы из Третьяковской галереи, где она хранилась с 1929 года. В прошлом году по решению тогдашнего директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой икону вывезли из музея для богослужения в честь 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру, после чего экспонат получил 61 повреждение. Это вызвало яростную критику среди представителей сферы искусства. Когда стало известно, что шедевр Андрея Рублёва, икону «Троица», по решению Владимира Путина передадут церкви, вновь разгорелись ожесточённые споры. Большинство искусствоведов сошлось на том, что это может привести к гибели памятника средневековой культуры.


Источник