Даша Жукова

Даша Жукова/Gettyimages.ru

В газете The New York Times вышел развернутый материал об экс-супруге Романа Абрамовича и основательнице музея современного искусства “Гараж” Даше Жуковой. В ней колумнист Кейтлин Москателло задается вопросом, каким образом Жуковой удается избегать “отмены” и оставаться востребованной в западном арт-сообществе несмотря на военную спецоперацию на Украине, которая началась в феврале прошлого года.

Колумнистка напомнила читателям, что Жукова основала “Гараж” в 2008 году, когда “увлечение” искусством стало новым трендом среди российских олигархов. Подобные инвестиции оказались эффективной стратегией, ведь они приносили то, что не могла обеспечить покупка яхт. “Целью было конвертировать деньги во что-то, связанное с культурой”, — так пишет Элизабет Шимпфессль, автор книги “Богатые русские: от олигархов до буржуазии”.

Даша Жукова и Роман Абрамович
Даша Жукова и Роман Абрамович/Gettyimages.ru

Дарья была одной из многих женщин, связанных с российскими олигархами, кто выступил с инициативой в области искусства, когда современный арт-рынок расцветал во многом благодаря наплыву новых покупателей из России. Однако она преуспела в том, что не удалось другим. Жукова оказалась талантливым предпринимателем и легко налаживала связи, привлекая к работе самые громкие имена. На открытии нового здания “Гаража” в 2015 году собрались знаменитости со всего мира, такие как Карли Клосс и Харви Вайнштейн.

“В каком-то смысле Жукова — та, кем хотела быть Анна Делви, ныне известная аферистка: амбициозная бизнесвумен и знаток мира искусства, с семейными деньгами и социальным влиянием”, — пишет издание.

Дарья заработала прекрасную репутацию в высших кругах Нью-Йорка, где она сейчас живет, и на эту репутацию практически никак не повлияли конфликт на Украине и десятилетний брак с Абрамовичем, пусть и закончившийся разводом. Так, недавно Жукова посетила то же мероприятие, что и участница феминистской панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова, признанная Минюстом РФ иноагентом.

Даша Жукова
Даша Жукова/Соцсети

Издание отмечает, что после начала спецоперации Жукова, у которой есть американское и российское гражданство, лишь раз высказалась против действий российских властей, после чего надолго “залегла на дно”. В это время многие ее близкие друзья, такие как совладелица онлайн-магазина Moda Operandi Лорен Санто-Доминго и журналист Дерек Бласберг, неоднократно привлекали внимание к конфликту в своих соцсетях. А различные аукционные дома, чтобы “отмыться” от ассоциаций с российскими олигархами, делали пожертвования в пользу Украины и отменяли продажи работ российских художников. Дарья ничего подобного не делала, но после перерыва беспрепятственно вернулась в общество и вновь стала появляться на светских мероприятиях.

Колумнистка сообщила, что для статьи взяла интервью у 40 людей из арт-индустрии, которые лично знакомы с Жуковой. Большинство из них отвечали, что почти ничего не знают о связи Даши с Абрамовичем или напоминали, что это давно в прошлом, а сейчас она замужем за греческим миллиардером Ставросом Ниархосом. Некоторые и вовсе отказались давать комментарии. Например, арт-дилер Ларри Гагосян, изначально согласившийся на интервью, передумал, едва услышал в первом же вопросе слово “Москва”. А главный редактор американского Vogue Анна Винтур отделалась запиской: “Такую страсть к искусству, какая есть у Даши, невозможно сыграть”. Многие в личной беседе выразили симпатию российским олигархам и Абрамовичу в том числе.

Ставрос Ниархос и Даша Жукова
Ставрос Ниархос и Даша Жукова/Соцсети

Не отвечая прямо на вопрос, в чем же секрет Жуковой, колумнистка намекает, что причина, среди прочего, в деньгах. “Миру искусства все равно, кто ты такой. Важно лишь сколько нулей в цифрах в твоей чековой книжке”, — приводит она слова светского хроникера Майкла Гросса.

Статью The New York Times прокомментировала экс-редактор российского Vogue Ксения Соловьева.

“Просто арт-мир сильно завязан на деньгах очень разного происхождения. <…> Но разве из этого не вырастают потом большие коллекции и музеи, остающиеся на века? В течение многих лет зарубежные художники, аукционные дома, галеристы кормились здесь, в России. Как сейчас кормятся на чуть менее токсичных на первый взгляд рынках. Поэтому для меня эта статья – вопрос к самому арт-комьюнити”, — написала она в своем телеграм-канале, добавив, что статья очень похожа на “охоту на ведьм”: “Ну и совсем уже ниже пояса сравнивать Дашу с Анной Делви. Come on!”

Телеграм-канал “Антиглянец” также отозвался о материале критически: “NYT хотели поразмышлять на тему рукопожатости бывшей жены Абрамовича в современном мире, но за неимением внятных комментариев от источников выкатили добротный пересказ Дашиной биографии по снимкам папарацци, редким официальным появлениям и интервью <…>. Младший стажер российского Tatler справился бы с этой задачей не хуже”.


Источник