Меган Финниган и Алиша Леманн/GettyImages.ru
Женский чемпионат мира по футболу (WWC), который пройдёт в Австралии и Новой Зеландии с 20 июля по 20 августа, станет самым посещаемым женским спортивным мероприятием в истории. Ожидается, что ЧМ-2023 привлечёт более двух миллиардов зрителей, или почти четверть населения земного шара, пишет WWD, а также повысит интерес к женскому спорту и увеличит продажи женской спортивной экипировки. За победу будут бороться команды из 32 стран. Общий призовой фонд чемпионата составит 110 млн долларов — почти в четыре раза больше, чем на турнире 2019 года. Spltnk изучил тему стремительного роста популярности женского футбола в мире и рассказывает главное.
Самое посещаемое женское спортивное событие
Первый женский чемпионат мира по футболу состоялся всего 32 года назад, в 1991 году, и с тех пор проводится с периодичностью раз в четыре года, всегда — на следующий год после мужского чемпионата. Лидером по количеству побед за всю историю турнира являются США: американская сборная побеждала в ЧМ трижды.
Президент ФИФА Джанни Инфантино в июне заявил, что на девятый чемпионат мира по футболу среди женщин к началу лета было продано более 1 млрд билетов, что уже тогда превысило общее количество билетов, проданных на игры чемпионата мира 2019 года во Франции. Так что, по его словам, турнир 2023 года станет «самым посещаемым отдельным женским спортивным событием в истории». Ранее ФИФА объявила, что матч открытия между сборными Австралии и Ирландии перенесли на стадион «Австралия» вместимостью 83 500 человек, крупнейший стадион турнира, из-за высокого спроса на билеты.
Популярность женского футбола растёт благодаря широкому освещению ЧМ в мировых СМИ, большому потенциалу действующего чемпиона — сборной США и тому факту, что многие страны «осознали, что инвестиции в женский спорт, и в частности в футбол, являются для них выгодными», отмечает профессор спортивной социологии Университета Миннесоты Мэри Джо Кейн. «Средства массовой информации освещают чемпионат не по доброте душевной. Они делают это, потому что для них это выгодная сделка. Растёт аудитория, которую они, наконец, признали и зауважали. В этом смысле это беспроигрышный вариант для всех сторон», — заявила она.
По данным ФИФА, более 24,47 млн американцев играют в футбол на том или ином уровне. Согласно опросу, проведённому в 207 странах, общая сумма играющих в футбол людей в настоящее время составляет 265 млн человек. При этом в опросе, проведённом в мае 2023 года, 25 процентов респондентов-женщин заявили, что они интересуются футболом, в то время как 18 процентов респондентов-мужчин заявили, что они заядлые болельщики.
Такие выдающиеся игроки, как швейцарка Алиша Леманн, француженки Кадидиату Диани и Венди Ренар, бразильянка Марта Виейра да Силва, американки Меган Рапино и Алекс Морган, помогли привлечь больше людей к женскому футболу, отмечает издание WWD. Вообще, по мнению аналитиков, женский спорт сейчас находится в центре внимания, как никогда прежде, а крупные бренды и мероприятия стремятся привлечь как можно больше женщин и девочек в качестве участников и зрителей.
Внимание модных спортивных брендов к женскому футболу
Больше всего популярность таких глобальных спортивных событий, как женский чемпионат мира по футболу, может окупиться для модных спортивных брендов, считают аналитики. Например, американская футболистка Брэнди Честейн существенно увеличила продажи Nike, сорвав с себя майку после того, как забила победный гол в матче 1999 года, и продемонстрировав всем топ с логотипом этого бренда.
«Очень часто крупные спортивные мероприятия в конечном итоге становятся скорее маркетинговым средством для брендов. Это возможность привлечь больше внимания к спорту, определённым категориям спортивной одежды и брендам», — отметил в беседе с WWD Том Никич, старший вице-президент инвестиционной компании Wedbush Securities.
Сопредседатель компании по производству и продаже фанатских спортивных товаров Fanatics Commerce Джек Бойл заявил, что продажи товаров, связанных с женским футболом, выросли на 80% в преддверии чемпионата мира по футболу среди женщин в этом году по сравнению с 2019 годом. Случилось это, потому что болельщики «по-настоящему увлечены», считает он. Бойл также указал на «креативные обновления» от брендов, в частности Nike, которые «добавили немного моды в технологичный продукт».
Компания Nike в этом году экипирует 13 сборных для чемпионата, включая США, принимающие страны Австралию и Новую Зеландию, действующую олимпийскую чемпионку Канаду, чемпионку Европы Англию и чемпиона Кубка Азии Китай. Это означает, что 40 процентов всех спортсменов на чемпионате будут носить комплекты Nike. «Сейчас в женском спорте наблюдается невероятный подъём, и мы хотим использовать этот момент, чтобы вдохновлять людей и спортсменок-чемпионок», — сказала Мелани Огастес, вице-президент Nike по определению целей бренда и спортсменкам.
Тем временем директор по глобальным коммуникациям Adidas Сина Нойбрандт заявила, что в компании «видят повышенный интерес к женскому футболу благодаря рекордным продажам билетов, увеличению числа болельщиков и аудитории трансляций». «Мы думаем, что это будет самый впечатляющий турнир за всю историю этого вида спорта. Нельзя отрицать, что, хотя все чемпионаты мира особенные, турнир этого лета, по-моему, действительно приближает нас к переломному моменту в истории женского футбола», — заявила она. Adidas является партнёром женского чемпионата мира по футболу с 1995 года, компания создала официальный мяч турнира Oceaunz, в этом году она снова будет одевать игроков и судей.
Участие звёзд в продвижении женского футбола
Для продвижения игр Adidas запустила «звёздную кампанию», в которой приняли участие суперзвёзды футбола Дэвид Бекхэм и Лионель Месси, немецкий футболист Леон Горецка, английский футболист Иан Райт и американская актриса Дженна Ортега. Они снялись в промороликах ЧМ вместе с нынешними игроками чемпионата: нападающей сборной Англии Алессией Руссо, полузащитницей Леной Обердорф из Германии и нападающей Мэри Фаулер из Австралии. Видео являются частью кампании под названием «Играйте, пока они не смогут отвести взгляд».
Как обстоят дела с женским футболом в России, кто из российских футболисток прославился в мире
Тем временем женская сборная России по футболу в прошлом году была отстранена от участия в чемпионате мира из-за спецоперации. Ранее россиянкам не удалось пройти квалификацию в финальную часть предыдущих четырёх чемпионатов мира. В ЧМ наша сборная участвовала дважды: в 1999 и 2003 годах.
Одной из самых известных в мире российских футболисток на сегодняшний день считается нападающая испанского клуба «Эспаньол» Надежда Карпова. Она является единственной девушкой попавшей в «Команду Месси» (проект экс-капитана сборной Аргентины Лионеля Месси Backed by Messi, в рамках которого десять молодых игроков, выбранных им лично, рассказали о своих достижениях в серии видеороликов на YouTube и выступали в специальных бутсах из ограниченной серии. — Прим. ред.). Ранее Надежда играла за испанские «Валенсию» и «Севилью», а также за сборную России.
Ещё одной звездой мирового футбола стала футболистка сборной России и клуба «Локомотив» Алсу Абдуллина. В 2021 году она перешла в женскую команду английского клуба «Челси». Напомним, что лондонский клуб «Челси» ранее принадлежал российскому миллиардеру Роману Абрамовичу. Команда Chelsea Ladies Football Club была основана в 1992 году. В 2004 году она вошла в состав основного клуба. В интервью Forbes Абрамович отметил, что со всей серьезностью относится к развитию женского футбола и видит в нём «огромный потенциал».
Развитием женского футбола в России занимается Полина Юмашева — дочь экс-главы администрации президента Бориса Ельцина Валентина Юмашева и бывшая жена миллиардера Олега Дерипаски. В 2019 году она стала председателем комитета женского футбола Российского футбольного союза. «Посмотрите, как стремительно развивается женский футбол во всем мире. В мае 2019 года УЕФА опубликовал первую стратегию женского футбола #TimeForAction, которая включает в себя глобальный план развития женского футбола во всех 55 европейских национальных футбольных ассоциациях, в том числе и в России. Женский футбол имеет огромный потенциал: в Германии, Франции или Испании им занимаются сотни тысяч женщин, в США — миллионы. Яркий пример — это последний чемпионат мира по женскому футболу во Франции, который собрал огромную аудиторию», — отметила Юмашева в интервью РБК и добавила, что «женский футбол — это круто, модно, современно, интересно, искренне и очень эмоционально».
Крупнейшей женской футбольной школой в России на сегодняшний день является школа GirlPower FC, при которой также есть футбольная академия для девочек GirlPower Kids. Главной задачей основателей образовательного спортивного учреждения стало стремление показать, что футбол — это не только мужской вид спорта, как было принято считать ранее.
Чемпионат мира по футболу стартует 20 июля на стадион «Австралия» в Сиднее. В матче открытия сборная Австралии сыграет против национальной команды Ирландии. Помимо США фаворитами турнира считаются сборные Германии, Англии, Испании и Франции.