Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд и Кристи Тарлингтон/Apple
20 сентября на стриминговой платформе Apple TV+ состоялась премьера документального сериала «Супермодели» об истории успеха главных звёзд модельной индустрии конца 1980-х и начала 1990-х годов: Наоми Кэмпбелл, Линды Евангелисты, Синди Кроуфорд и Кристи Тарлингтон, а также тесной связи между ними.
Документальный сериал состоит из четырёх частей: «Взгляд», «Слава», «Сила» и «Наследие», исследуя карьеру и влияние культовых супермоделей на индустрию моды. Действие картины в формате интервью вперемешку с архивными съёмками переносит зрителя в Нью-Йорк середины 1980-х, когда неизвестные тогда девушки-подростки начали свой путь к славе, впоследствии изменив модельные стандарты.
До появления Наоми, Линды, Синди и Кристи индустрия не относилась к манекенщицам серьёзно, хотя весь мир говорил о Твигги, Верушке фон Лендорф и Джии Каранджи — первой супермодели с трагичной судьбой. Знаменитая четвёрка перевернула представления о значимости моделей для брендов и журналов. Они знали себе цену и, несмотря на токсичность индустрии, смогли сделать так, чтобы каждый дизайнер, модное издание и фотограф мечтали с ними сотрудничать. В 1990 году Евангелиста произвела сенсацию, когда сказала, что не встаёт с постели менее чем за 10 тысяч долларов. Эта культовая фраза, о которой впоследствии жалела Линда, оказалась преувеличением, ведь тогда за съёмки в Vogue супермодели получали 75 фунтов в день наравне с другими, менее известными моделями.
В сериале показан не только тернистый путь к успеху каждой из четвёрки, но и личные драмы, происходившие за пределами подиумов и поля зрения камер, включая проявления расизма, бодишейминга и злоупотреблений властью. Модели затронули тему жестокости культуры того времени, ведь они работали в эпоху критики и давления на женщин, когда их вес становился ключевой темой для обсуждения между агентами и заказчиками. Синди рассказала историю об обмороках на съёмках, а Линда — о том, как очень худым моделям предлагали сбросить ещё пару килограммов. Кристи Тарлингтон вспоминает, как её отстранили от проекта, потому что она набрала вес, бросив курить. А на первой модельной карточке Синди Кроуфорд, показанной в одном из эпизодов, с точностью до миллиметра указаны объёмы её талии, бёдер и бюста с комментариями, а над подростковым лицом крупными буквами написан слоган «Превосходная кожа, ноги и волосы». В сегодняшнем мире, где царствует бодипозитив, а любой комментарий расценивается как нарушение личных границ, такое отношение кажется немыслимым.
Но самые интересные моменты в сериале оказались самыми банальными: диалоги моделей между собой в естественных позах и с непринуждёнными лицами, обсуждения личных моментов из «обычной» жизни, воспоминания о дружбе и ностальгия по жизни вместе в маленьких квартирах Нью-Йорка в самом начале пути.
В фильме Кристи Тарлингтон не стесняется седых волос, когда приезжает навестить маму в пандемию ковида, рассказывая, что легкомысленно относится к своей красоте и до сих пор не причисляет себя к супермоделям, предпочитая называть просто моделью. «Я называю лопату лопатой», — говорит 54-летняя Кристи, вспоминая, что до модельной карьеры работала няней и чистила конюшню, где её в 14 лет и заметил фотограф.
В одной из серий Наоми Кэмпбелл ругает себя, прикуривая сигарету, за то, что она единственная курящая в компании, и рассказывает о наркотической и алкогольной зависимостях, с которыми боролась в рехабе в начале карьеры. «Чёрная пантера», как прозвали Наоми в индустрии, часто вспоминает, насколько сложно ей было строить карьеру среди белых моделей, и какую важную поддержку ей оказывали подруги. «Они поддерживали меня и были рядом со мной. Линда говорила людям: «Если вы не возьмёте Наоми [на работу], вы не получите меня».
Через несколько лет девочку-подростка Наоми, которая училась на танцовщицу и актрису, когда её заметил скаут Бет Болдт, дизайнер Джон Гальяно назовёт «магнитом», а Хэл Рубенштейн, соучредитель журнала InStyle, отметит, как она выходит на подиум с лицом «убирайтесь с дороги».
Кажется, больше всех от навязываемых стандартов красоты пострадала Линда Евангелиста, которая в огромном свитере с горлом рассказывает зрителям об экспериментах с косметической хирургией, «изуродовавших» её тело, и пережитой депрессии после результатов сеансов CoolSculpting. Модель и единственная из четвёрки, кто с детства мечтал о карьере на подиуме, также откровенно рассказала, как дважды боролась с раком молочной железы и нашла в себе силы уйти от бывшего мужа, руководителя Elite Model Management Джеральда Мари, которого в 2020 году обвинили в изнасилованиях и сексуальных домогательствах.
Синди, которая в детстве пережила смерть брата от рака и мечтала поступить на факультет химического машиностроения, вспоминает, что долгое время воспринимала себя не как красивую девушку, а как «средство для продажи куртки» или другого товара. (Наоми шутит, что ей удалось повысить самооценку подруги с помощью текилы.)
На самом деле супермоделей было пять, но создатели фильма, в числе которых и главные героини, решили почтить память Татьяны Патиц, ушедшей из жизни в 56 лет, только в титрах второго эпизода. Возможно, причиной стал её ранний уход из модельной индустрии или меньшее культурное влияние. В любом случае это кажется упущением, ведь коллеги поддерживали друг друга на протяжении всего пути.
В третьем эпизоде модели затронули тему соперничества, вспоминая, как в середине девяностых, когда их состояния оценивались в миллионы долларов, а Наоми Кэмпбелл отказывалась от заниженного предложения по контракту с Revlon, смущая своего агента Джона Касабланкаса перед заказчиками (тогда он представил её как «трудную»), индустрия повернулась в сторону более «доступных» моделей, а новой любимицей фотографов стала 14-летняя Кейт Мосс. Интерес модного мира к «невыразительным» андрогинным девушкам с восточноевропейскими лицами был более доступным вариантом, позволяющим нанять сразу 40 моделей против 10 известных. Эта стратегия помогла вернуть внимание дизайнеров к коллекциям, а не к моделям, которые представляли одежду, тем самым уменьшая их влияние на индустрию.
Фильм не скрывает токсичной изнанки модельного мира, но даёт возможность зрителям немного поностальгировать по ушедшей эпохе. «Сейчас всё волшебство происходит в постпродакшене. Но в 80-х и начале 90-х годов всё это волшебство происходило именно в тот момент, когда вы слышали щелчок фотоаппарата», — говорит Линда о том, насколько сильно изменилась индустрия за последние десятилетия.