Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд и Кристи Тарлингтон

Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд и Кристи Тарлингтон/Apple

20 сентября на стриминговой платформе Apple TV+ состоялась премьера документального сериала «Супермодели» об истории успеха главных звёзд модельной индустрии конца 1980-х и начала 1990-х годов: Наоми Кэмпбелл, Линды Евангелисты, Синди Кроуфорд и Кристи Тарлингтон, а также тесной связи между ними.

Документальный сериал состоит из четырёх частей: «Взгляд», «Слава», «Сила» и «Наследие», исследуя карьеру и влияние культовых супермоделей на индустрию моды. Действие картины в формате интервью вперемешку с архивными съёмками переносит зрителя в Нью-Йорк середины 1980-х, когда неизвестные тогда девушки-подростки начали свой путь к славе, впоследствии изменив модельные стандарты.

Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд и Кристи Тарлингтон
Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд и Кристи Тарлингтон/Apple

До появления Наоми, Линды, Синди и Кристи индустрия не относилась к манекенщицам серьёзно, хотя весь мир говорил о Твигги, Верушке фон Лендорф и Джии Каранджи — первой супермодели с трагичной судьбой. Знаменитая четвёрка перевернула представления о значимости моделей для брендов и журналов. Они знали себе цену и, несмотря на токсичность индустрии, смогли сделать так, чтобы каждый дизайнер, модное издание и фотограф мечтали с ними сотрудничать. В 1990 году Евангелиста произвела сенсацию, когда сказала, что не встаёт с постели менее чем за 10 тысяч долларов. Эта культовая фраза, о которой впоследствии жалела Линда, оказалась преувеличением, ведь тогда за съёмки в Vogue супермодели получали 75 фунтов в день наравне с другими, менее известными моделями.

В сериале показан не только тернистый путь к успеху каждой из четвёрки, но и личные драмы, происходившие за пределами подиумов и поля зрения камер, включая проявления расизма, бодишейминга и злоупотреблений властью. Модели затронули тему жестокости культуры того времени, ведь они работали в эпоху критики и давления на женщин, когда их вес становился ключевой темой для обсуждения между агентами и заказчиками. Синди рассказала историю об обмороках на съёмках, а Линда — о том, как очень худым моделям предлагали сбросить ещё пару килограммов. Кристи Тарлингтон вспоминает, как её отстранили от проекта, потому что она набрала вес, бросив курить. А на первой модельной карточке Синди Кроуфорд, показанной в одном из эпизодов, с точностью до миллиметра указаны объёмы её талии, бёдер и бюста с комментариями, а над подростковым лицом крупными буквами написан слоган «Превосходная кожа, ноги и волосы». В сегодняшнем мире, где царствует бодипозитив, а любой комментарий расценивается как нарушение личных границ, такое отношение кажется немыслимым.

Но самые интересные моменты в сериале оказались самыми банальными: диалоги моделей между собой в естественных позах и с непринуждёнными лицами, обсуждения личных моментов из «обычной» жизни, воспоминания о дружбе и ностальгия по жизни вместе в маленьких квартирах Нью-Йорка в самом начале пути.

В фильме Кристи Тарлингтон не стесняется седых волос, когда приезжает навестить маму в пандемию ковида, рассказывая, что легкомысленно относится к своей красоте и до сих пор не причисляет себя к супермоделям, предпочитая называть просто моделью. «Я называю лопату лопатой», — говорит 54-летняя Кристи, вспоминая, что до модельной карьеры работала няней и чистила конюшню, где её в 14 лет и заметил фотограф.

В одной из серий Наоми Кэмпбелл ругает себя, прикуривая сигарету, за то, что она единственная курящая в компании, и рассказывает о наркотической и алкогольной зависимостях, с которыми боролась в рехабе в начале карьеры. «Чёрная пантера», как прозвали Наоми в индустрии, часто вспоминает, насколько сложно ей было строить карьеру среди белых моделей, и какую важную поддержку ей оказывали подруги. «Они поддерживали меня и были рядом со мной. Линда говорила людям: «Если вы не возьмёте Наоми [на работу], вы не получите меня».

Через несколько лет девочку-подростка Наоми, которая училась на танцовщицу и актрису, когда её заметил скаут Бет Болдт, дизайнер Джон Гальяно назовёт «магнитом», а Хэл Рубенштейн, соучредитель журнала InStyle, отметит, как она выходит на подиум с лицом «убирайтесь с дороги».

Линда Евангелиста и Наоми Кэмпбелл на показе Dolce & Gabbana в 2003 году
Линда Евангелиста и Наоми Кэмпбелл на показе Dolce & Gabbana в 2003 году/GettyImages.ru

Кажется, больше всех от навязываемых стандартов красоты пострадала Линда Евангелиста, которая в огромном свитере с горлом рассказывает зрителям об экспериментах с косметической хирургией, «изуродовавших» её тело, и пережитой депрессии после результатов сеансов CoolSculpting. Модель и единственная из четвёрки, кто с детства мечтал о карьере на подиуме, также откровенно рассказала, как дважды боролась с раком молочной железы и нашла в себе силы уйти от бывшего мужа, руководителя Elite Model Management Джеральда Мари, которого в 2020 году обвинили в изнасилованиях и сексуальных домогательствах.

Синди, которая в детстве пережила смерть брата от рака и мечтала поступить на факультет химического машиностроения, вспоминает, что долгое время воспринимала себя не как красивую девушку, а как «средство для продажи куртки» или другого товара. (Наоми шутит, что ей удалось повысить самооценку подруги с помощью текилы.)

На самом деле супермоделей было пять, но создатели фильма, в числе которых и главные героини, решили почтить память Татьяны Патиц, ушедшей из жизни в 56 лет, только в титрах второго эпизода. Возможно, причиной стал её ранний уход из модельной индустрии или меньшее культурное влияние. В любом случае это кажется упущением, ведь коллеги поддерживали друг друга на протяжении всего пути.

Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Татьяна Патиц, Кристи Тарлингтон и Синди Кроуфорд для Vogue, 1990 год
Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Татьяна Патиц, Кристи Тарлингтон и Синди Кроуфорд для Vogue, 1990 год

В третьем эпизоде модели затронули тему соперничества, вспоминая, как в середине девяностых, когда их состояния оценивались в миллионы долларов, а Наоми Кэмпбелл отказывалась от заниженного предложения по контракту с Revlon, смущая своего агента Джона Касабланкаса перед заказчиками (тогда он представил её как «трудную»), индустрия повернулась в сторону более «доступных» моделей, а новой любимицей фотографов стала 14-летняя Кейт Мосс. Интерес модного мира к «невыразительным» андрогинным девушкам с восточноевропейскими лицами был более доступным вариантом, позволяющим нанять сразу 40 моделей против 10 известных. Эта стратегия помогла вернуть внимание дизайнеров к коллекциям, а не к моделям, которые представляли одежду, тем самым уменьшая их влияние на индустрию.

Кадр из сериала "Супермодели"
Кадр из сериала «Супермодели»

Фильм не скрывает токсичной изнанки модельного мира, но даёт возможность зрителям немного поностальгировать по ушедшей эпохе. «Сейчас всё волшебство происходит в постпродакшене. Но в 80-х и начале 90-х годов всё это волшебство происходило именно в тот момент, когда вы слышали щелчок фотоаппарата», — говорит Линда о том, насколько сильно изменилась индустрия за последние десятилетия.


Источник