Кадр из сериала "Бриджертоны"

Кадр из сериала «Бриджертоны»/Netflix

В издании The Guardian вышла статья о том, почему участие темнокожих актёров в исторических драмах может искажать современное восприятие событий прошлого. В частности, журналист Стив Роуз разбирает проблему на примере нашумевшего сериала «Бриджертоны». Сыгравшая в нём одну из главных ролей темнокожая британская актриса Аджоа Андо недавно раскритиковала коронацию короля Карла III за то, что церемония была «ужасно белой» и на ней не было Меган Маркл. Spltnk изучил материал и пересказывает главное.

В прошлом месяце телеканал ITV пригласил Аджоа Андо, сыгравшую леди Данбери в «Бриджертонах», прокомментировать коронацию Карла III. Актриса назвала «шеренгу членов королевской семьи» на балконе Букингемского дворца «ужасно белый» и упомянула отсутствие «единственной цветной особы в семье» — герцогини Сассекской, что, по словам Андо, «бросалось в глаза».

Коронация Карла III
Коронация Карла III/GettyImages.ru

Дело в том, что в сериале «Бриджертоны» темнокожих людей много и в самой британской королевской семье (например, королеву играет британская актриса гайанского происхождения Гольда Рошевель), и при дворе. Однако в реальности всё иначе, на что и обратила внимание Андо: члены королевской семьи не вступают в родственные связи с темнокожими людьми и не принимают их в свой круг даже сегодня, когда времена изменились. Не удалось стать исключением и супруге принца Гарри Меган Маркл, у которой отношения с королевской семьей не сложились.

Возможно, Андо забыла, что «есть огромная пропасть» между вымыслом и фактом, отмечается в статье. «Таким шоу, как «Бриджертоны» Netflix, аплодировали за то, что они вводят цветных актеров в «ужасно белое» поле костюмированной исторической драмы. Но некоторые люди искажают исторические факты, принимая выдумки сценаристов за реальную историю», — пишет автор.

Аджоа Андо
Аджоа Андо в сериале «Бриджертоны»/Netflix

Журналист напоминает и об оказавшемся в центре скандала документальном сериале Netflix «Королева Клеопатра», сопродюсером которого стала Джада Пинкетт-Смит. На роль египетской правительницы в шоу выбрали темнокожую британскую актрису Адель Джеймс. Ранее Клеопатру на экране много раз изображали белые актрисы, включая Вивьен Ли, Элизабет Тейлор и Монику Беллуччи, а вот кандидатура Джеймс многим не понравилась. Так, бывший генеральный секретарь Высшего совета Египта, историк и археолог Захи Хавасс заявил следующее: «Это полный бред. Клеопатра была гречанкой, что означает, что она была светлокожей, а не темнокожей». Один египетский юрист даже подал в суд с требованием заблокировать Netflix в стране за пропаганду «афроцентричного мышления».

Адель Джеймс
Адель Джеймс в роли Клеопатры/Netflix

Внешность Клеопатры вызывает споры. Известно, что она происходила из греко-македонской династии Птолемеев, но как она точно выглядела, конечно, доподлинно неизвестно. Создатели шоу утверждают, что члены династии, возможно, вступали в браки с местными египтянами в течение предыдущих 250 лет, ведь в то время не было строгого деления на «чёрных» или «белых», а потому Клеопатра могла быть темнокожей. «Почему некоторым людям нужно, чтобы Клеопатра была белой? Кажется, что в их глазах это придает ей особую ценность», — заявила режиссер шоу Тина Гарави. Историки с ней не согласны.

Автор отмечает, что приквел «Бриджертонов», сериал «Королева Шарлотта: история Бриджертонов» также основан на «подобных исторических спекуляциях»: теории о том, что супруга короля Великобритании Георга III Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая, родившаяся в Германии, имела африканские корни. В реальности королева Шарлотта была белой, однако в сериале юную Шарлотту сыграла британская актриса Индия Амартейфио, у которой есть ганские и немецкие корни.

Индия Амартейфио
Индия Амартейфио/Netflix

«Я знаю, что есть много людей, которые абсолютно уверены, что она из темнокожей португальской королевской семьи. Идея о том, что она была первой чёрной королевской особой, была для меня очень интересной», — объясняет замысел создательница шоу Шонда Раймс.

Сериал начинается с предупреждения о том, что это «вымысел, вдохновленный фактом» и что «все вольности, допущенные автором, сделаны намеренно».

«В обширной вселенной «Бриджертонов» всегда применялся любопытный подход к расовому разнообразию, но в «Королеве Шарлотте» он достигает нового уровня нелепости. В этой параллельной Британии XVIII века много богатых темнокожих людей, таких как юная леди Дэнбери и ее пожилой, комичный, темнокожий муж (которого некоторые осудили как расовую карикатуру). Нас уверяют, что эти богатые темнокожие британцы учились в Итоне и Оксфорде, но исключены из белого аристократического общества. Союз Шарлотты и Джорджа инициирует то, что называют «великим экспериментом»: цветным людям дают титулы, расизм побежден в одночасье», — пишет автор.

"Королева Шарлотта: история Бриджертонов"
Кадр из сериала «Королева Шарлотта: история Бриджертонов»/Netflix

В реальном мире «всё было не совсем так», отмечается в статье. В XVIII веке в Британии было от 10 до 20 тысяч темнокожих, но богатых цветных «было ничтожно мало». В основном это были мужчины: моряки, солдаты американской Войны за независимость, которым было обещано освобождение в обмен на то, что они сражались за британцев, или слуги, работающие в домах белых людей. Во времена, показанные в «Королеве Шарлотте», процветало рабство. В период правления Георга III 1,5 млн африканцев было захвачено и отправлено на плантации в Северной Америке и Карибском бассейне. В 1800 году работорговля составляла более 10% британского ВВП. Однако в сериале все эти исторические факты просто игнорируют.

Темнокожий британский писатель и историк Стивен И. Мартин считает такой взгляд на историю абсурдным. «Действие происходит во времена, когда Британия была крупнейшим торговцем человеческими жизнями на планете. Рабство было центральным элементом британской экономики. Нет других социальных групп, к истории которых был бы применен такой абсурдный подход. Я часто привожу такой пример: представьте сериал, действие которого происходит в Германии 1930-х годов. И с расовым вопросом всё в порядке — просто потому, что фюрер по сюжету женился на женщине еврейского происхождения. Над этим бы просто посмеялись», — заявил он.

Тем не менее франшиза «Бриджертоны» пользуется большим успехом во всем мире: третий и четвертый сезоны находятся в разработке. «Неискушённым зрителям приятно видеть цветных людей в аристократических нарядах, а не в лохмотьях слуг и порабощённых людей. Для белых зрителей это колониальная история без расового багажа — всё симпатично и нет никакого чувства вины», — пишет журналист Стив Роуз.

Кадр из сериала "Бриджертоны"
Кадр из сериала «Бриджертоны»/Netflix

«Меня беспокоит то, что сейчас все начинают использовать темнокожих персонажей так, чтобы отразить повестку, но это искажает реальную историю. Настолько, что люди верят, что всё так и было, как им показывают в таких сериалах. В этом большая опасность. Это дает людям повод сказать: «О, всё было в порядке. Они не страдали, и они были богаты», — комментирует тенденцию историк и автор книги «Чёрное прошлое Британии» Гретхен Герзина.

Альтернативой таким искажающим исторические факты фильмам является поиск правдивых историй цветных людей, которые жили в прошлые эпохи, считает автор. В качестве примера он приводит драму Аммы Асанте 2013 года «Белль» — биографический фильм о Дидо Белль, которая родилась в рабстве и воспитывалась в аристократической семье в Лондоне XVIII века. Также он называет фильм «Шевалье», основанный на жизни Джозефа Болонье, незаконнорожденного сына французского аристократа и порабощенной африканки. Родившийся в 1745 году и получивший образование во Франции, он стал чемпионом по фехтованию, искусным наездником, фигуристом, пловцом, танцором, а также одарённым композитором и скрипачом.

Автор завершает статью мыслью о том, что «переписывание реальной истории более причудливыми версиями можно рассматривать как форму ее стирания». «В наши дни мы в первую очередь являемся визуальной культурой, с точки зрения информации и историй, которые мы рассказываем о себе и друг о друге. Феномен «Бриджертонов» демонстрирует, что популярной становится картинка, которую хочет видеть публика. Таким образом, множество реальных людей обнаружат, что их истории отодвинуты на задний план — в пользу гламура и красиво одетых лордов и леди, показанных на экране», — цитирует журналист историка Стивена И. Мартина.


Источник