YouTube
Кинокритик Зинаида Пронченко, которая недавно впервые стала матерью, дала интервью Ксении Собчак для ее YouTube-шоу «Осторожно: Собчак». Пронченко после начала спецоперации на Украине эмигрировала во Францию и в марте прошлого года подписала коллективное обращение киноведов, кинокритиков и киножурналистов с просьбой прекратить военные действия. Собрали самые интересные цитаты.
О материнстве
Я в такой форме из-за стресса и ощущения общего несчастья. Видимо, от этого так называемая моя «прекрасная форма». Ни разу в жизни не была в спортзале. Ничего не делала ради фигуры, только рыдала бесконечно.
Надо еще осознать, что я мать и у меня есть дочь. Я осторожно на эту тему рассуждаю. Но общий фон ужасный, все ведь могло быть иначе. Думаю, что в ближайшее время мы с дочкой будем жить во Франции, а что касается нашего великого русского языка, то до этого еще далеко (как минимум года полтора), но, безусловно, на нем будет сделан акцент.
О сексе и семейной жизни
Секс был важной темой моего творчества, потому что я ходила на свидания с молодыми людьми и не очень, и почти всегда это заканчивалось фиаско. Это вечный жанр.
Мужчина, с которым я сейчас, сам со мной познакомился. Он прочитал мои тексты, они показались ему не только смешными, но и прекрасными. У нас случилась любовь во время ***** (спецоперации. — Прим. ред.). Мы с ним случайно столкнулись в парижском ресторане чуть больше года назад, он уже меня читал, судьба нас свела. В отношениях я такой человек, который сначала терпит, терпит, терпит, но потом уходит и никогда уже не возвращается. Видимо, это неправильная тактика, потому что все мои отношения заканчивались драматически. В свой 41 год я больше не хочу ни от кого зависеть, никого слушать, никому подчиняться, потому что это невыносимо. Это меня достало за 41 год. Частенько, будучи влюбленной, я шла на поводу и слушала ерунду. Бывало, я наступала на горло собственной песне, сейчас жалею об этом, никогда делать этого не стоит.
Французские мужчины, в отличие от российских, более прогрессивны в сексе. Они знают, что такое феминизм и женское удовольствие, и уделяют этому внимание. Для меня Эммануэль Макрон — самый сексуальный из действующих политиков.
О быте во Франции
Никакие персональные водители тут не нужны. Я живу в буржуазном 16-м районе Парижа, это идеальный район для комфортной жизни. Я выхожу из квартиры: передо мной сырные, мясные и рыбные магазины, парки, красивые дома, Булонский лес в пяти минутах ходьбы и Эйфелева башня. Но это не было сознательным выбором. Не имея документов и контракта на работу во Франции, которые требуются для долгосрочной аренды, ты не сможешь снять жилье на левом берегу, потому что таким отщепенцам, как я, предлагают только инвестиционное жилье на правом берегу.
О том, как Россия выглядит из Парижа
Она выглядит довольно страшно, летит в босховский ад, как писал Константин Богомолов. Правда, он предполагал, что туда полетит Запад. Но я стараюсь не впадать в иммигрантские параноидальные состояния. Догадываюсь, что, когда ты находишься в Москве, параллельный импорт по-прежнему возит шампанское, проходят премьеры, люди чувствуют себя комфортно, если они не думают про свободу высказываний, Илью Яшина и далее по списку. При этом нет ощущения, что люди должны сидеть по домам и посыпать голову пеплом. Каждый кейс надо рассматривать отдельно. Недавно я лицезрела день рождения Виктории Шеляговой, и мне непонятно, почему гости веселятся, не понимаю, с каким настроением и желанием люди туда идут.
О 1990-х в России
Россия никогда не была свободной, кроме короткой пересменки в 1990-х, которая сейчас названа «распродажей» и «развалом». Не было чудовищной пропаганды, архивы не закрывали, а открывали, страна тянулась к остальному миру, а не превращалась в Голлума, который считает, что все рядом — враги, не снимали людей с афиш, практически никого не сажали за взгляды, не было гомофобии, не было книжек в закрытых обложках.
Об уехавших и оставшихся в России
Я не считаю, что те, кто остался в России, должны куда-то выходить и что-то кому-то доказывать. Потому что для всех это закончится СИЗО. У меня нет такого морального права. Все дело в оптике. Новости из России мы получаем через соцсети, они полны полупраздничных зарисовок, из которых складывается впечатление, что люди продолжают жить как ни в чем не бывало. В целом ощущения неприятные.
О современном искусстве
Какое современное искусство может быть в России 2023 года? Никакого! Современное искусство должно апеллировать только к реальности и ее описывать, а все это запрещено. На какой разговор в театре, кино и прессе можно надеяться, если ничего нельзя. Но эти люди продолжают снимать фильмы, ставить спектакли и писать тексты, которые бессодержательны, потому что в них нет происходящего.
О Кантемире Балагове
Я поиронизировала над французским журналистом, который состряпал статью про Кантемира и Киру. Неважно, нравятся мне или нет их фильмы (скорее нет), но речь о том, что они растеряны, находятся в Лос-Анджелесе и заслуживают лучшего. А получили мы типичный текст о мятущейся русской душе, которой не хватает горной гряды Кавказа.
В начале января в приложении выходного дня газеты Le Monde вышел большой материал о российских режиссерах Кире Коваленко и Кантемире Балагове, которые после начала военной спецоперации покинули Россию и переехали в Лос-Анджелес. Зинаида Пронченко в своем телеграм-канале прокомментировала нашумевшую статью: «Уроженцы южного Нальчика год спустя «тоскуют по гризайли Кавказа», поскольку застряли в Лос-Анджелесе по пути в никуда. «Кира только учит английский, у Кантемира есть права, но они живут отшельниками, к тому же подешевел биткоин, в который ученики оппозиционного режиссера Сокурова вложили все свои сбережения». «В воздухе пахнет дымком от костра, то не малая родина горит, дававшая силы, то сосед жарит барбекю».
О позиции Ксении Соловьевой, Константина Богомолова и Ренаты Литвиновой
Катерина Гордеева* в интервью задала Ксении Соловьевой предельно конкретный вопрос, подводя ее хоть к какому-то высказыванию. У нее есть израильский паспорт, она может поехать в Израиль и жить там. Если она не может сказать то, что думает, то не должна давать интервью Катерине Гордеевой*. Есть правила игры: если ты ничего не можешь, то сиди и занимайся своими профессиональными бирюльками про показ Prada или нового дизайнера Gucci. Не ходи в ту степь, в которой тебе путь заказан. Я при этом отношусь к ней с симпатией; кто меня раздражает гораздо больше, так это ваш муж (Константин Богомолов. — Прим. ред.). Он зачем-то делает посты в инстаграме** с текстом: «Я люблю Россию!» и «Россия — лучшая страна».
Рената Литвинова меня удивила больше всех, когда она кинула свою карьеру, гламурную и комфортную жизнь и пытается начать жить заново.
О писателе Александре Цыпкине
Он меня раздражает своей работоспособностью. Сколько этих адских текстов! Он не претендует на то, что это литература, но претендует на то, что это должно бесконечно муссироваться, произноситься артистами и «ездиться» по стране. Хуже текстов Цыпкина только сборник анекдотов, который в электричках продают. Цыпкин — это записной пошляк, который шутит про женщин с губами и про мужчин, которые покупают им фальшивые сумки Birkin из крокодила.
О словах Антона Красовского об украинских детях, которых тот призывал «жечь» и «топить»
До ***** (спецоперации. — Прим. ред.) Антон мне звонил и предлагал кисельные реки и берега, если я пойду работать на Russia Today. На что я ответила: «Антон, вы уехали далеко на вашем поезде». Сейчас я не стала бы с ним разговаривать. Мне кажется, что он просто сумасшедший. Другого объяснения этой деградации я не могу найти, он просто не в себе. Мне странно, что вы со мной разговариваете как с человеком, который претендует на звание морального камертона. У меня вообще нет такой амбиции.
Инцидент произошел в эфире телеканала RT. Гостем программы «Антонимы» Антона Красовского стал писатель Сергей Лукьяненко, который делился своими впечатлениями о поездке на Украину в 1980 году. Писатель рассказал, что украинские дети говорили ему о том, что их страна «оккупирована москалями». В ответ на это Красовский предложил «топить» и «жечь» таких детей.
*Признана в РФ иноагентом
**Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией