Кадр из сериала "Белый лотос"

Кадр из сериала «Белый лотос»

Не секрет, что модные образы знаменитостей подбирают профессиональные стилисты. Как выясняется, если мы видим в руках у звезды книгу, то и этот выбор, вероятно, был подсказан специально нанятым человеком. Книжный стилист — новая набирающая популярность профессия, о которой в последнее время стала писать западная пресса. Разбираемся, как работают такие консультанты и зачем к ним обращаются. 

«Белый лотос», Толстой и модные показы

Интерес журналистов к загадочной профессии отчасти связан с одним из эпизодов сериала «Белый лотос», где героини-студентки обсуждали, что помимо услуг модных стилистов пользуются услугами бук-стилистов, подбирающих для них книги. Кстати, книги в сериале вообще играют отдельную роль, о чем говорил создатель шоу Майк Уайт. Выбор того, что читают персонажи, рассматривался им как средство «рассказать кое-что о них самих — или о том, как они хотели бы выглядеть в глазах окружающих».

К примеру, герой Джейка Лейси, успешный риелтор Шейн Паттон, читает бестселлер «Озарение. Сила мгновенных решений» Малкольма Гладуэлла о пользе решений, принятых спонтанно. «Это писатель, который позволяет вам почувствовать себя умным, независимо от того, умны ли вы», — поясняет сценарист «Белого лотоса» и добавляет, что для Шейна книга — это «инструмент, который позволит блеснуть интеллектом на вечеринке». А героини Сидни Суини и Бриттани О’Грейди, те самые студентки, приехали отдыхать с книгами Камиллы Пальи и Франца Фанона. Палья знаменита провокационными критическими заявлениями о явлениях современной культуры вроде феминизма и гендерной идентичности. Фанон был вест-индским революционером, философом, теоретиком борьбы за деколонизацию в странах третьего мира. Это, по задумке шоураннера, должно было показать, что Оливия и Пола не просто симпатичные девушки, они язвительны, остроумны, довольно хорошо подкованы в разных темах и не полезут за словом в карман. 

Кадр из сериала "Белый лотос"
Кадр из сериала «Белый лотос»

«Печатное слово еще никогда не было таким модным», — отмечает Daily Mail. Издание приводит статистику: за 2021 год продажи художественной литературы в Великобритании возросли на 20% по сравнению с предыдущим годом. 

Об актуальности всего, что связано с литературой, можно судить даже по происходящему на подиумах. Показ дизайнера Реджины Пио весна-лето — 2023 на Лондонской неделе моды был вдохновлен изречениями Льва Толстого. Ключевой сюжетной линией шоу британского дизайнера S.S.Daley на той же модной неделе стали любовные письма писательницы XIX века Виты Сэквилл-Уэст. В Нью-Йорке между тем показывали коллекцию Carolina Herrera, вдохновением для которой послужил роман «Тайный сад» Фрэнсис Ходжсон Бернетт. Гостям показа Loewe ранее вручали лукбук, представляющий собой 26-страничный отрывок из книги The Affair писательницы Даниэлы Стил — живого классика женского романа. А на шоу бренда в качестве саундтрека звучали стихи поэтессы Сильвии Плат. 

Как отмечает Daily Mail, усиливается интерес именно к печатной литературе: по мнению обозревателя издания, людям в наше время необходимы передышки от гаджетов, что и обеспечивает книга в классическом, бумажном формате. 

Читающие звезды

«Книги превратились в идеальный аксессуар для тех, кто хочет намекнуть на то, что помимо красоты у них есть мозги», — пишет издание, напоминая, что книги мы нередко видим на фотографиях звезд, сделанных папарацци, или же в соцсетях знаменитостей. И даже на «случайных» снимках обычно хорошо видно, что именно читает звезда. 

Кендалл Дженнер попала в объектив фотографа, когда отдыхала на яхте, читая сборник рассказов писательницы Челси Ходсон — модель выглядела очень заинтересованной и даже отметила понравившиеся места в книге с помощью стикеров. 

Джиджи Хадид между показами в Милане была замечена с книгой Альбера Камю «Посторонний», которую держала так, чтобы на фото было видно название. Ее сестра Белла опубликовала в инстаграме* фото с романом Стивена Кинга «Чужак», показав подписчикам, чем занимает себя во время перелета.  

«Пока мы с вами паникуем по поводу количества часов, которые тратим, сидя в смартфонах, Белла и Джиджи находят время для старомодной пищи для ума: они читают книги», — написал тогда британский Vogue.

Некоторые из звезд выступают в роли настоящих бук-инфлюенсеров, создавая целые книжные клубы: достаточно вспомнить Риз Уизерспун, Сару Джессику Паркер, Кайю Гербер и Эмму Робертс (она заявляла, что хотела бы «сделать в мире книг то же, что Кайли Дженнер сделала в мире помад»). Попадание в листы рекомендаций книжных клубов звезд считается огромной удачей для любого автора: коммерческий успех книге в этом случае обеспечен. 

Эмма Робертс
Эмма Робертс/Instagram*
Фото из инстаграма* Беллы Хадид
Фото из инстаграма* Беллы Хадид
Фото из инстаграма* Кайи Гербер
Фото из инстаграма* Кайи Гербер

Тайный помощник 

Выбор подходящей книги для звезд — дело важное, ведь им нужно продемонстрировать и тонкий вкус, и осведомленность в области книжных трендов. Неудивительно, что сориентироваться в огромном литературном разнообразии помогают профессионалы. Редакция The New York Times попыталась найти загадочного «книжного стилиста», о котором журналисты услышали в звездных кругах. «Это что-то вроде секретной службы, подбирающей модный литературный материал, с которым знаменитости появляются на публике», — пишет пресса. Читают ли звезды эти книги или просто используют их в качестве аксессуара — могут ответить только они сами или, возможно, тот самый таинственный консультант. 

Имя книжного стилиста инсайдеры прямо не называют, однако журналисты полагают, что это 32-летняя Кара Прейсс — «дочь двух влиятельных фигур в издательском бизнесе, сама имеющая хорошие связи». Кара — соведущая книжного клуба Эммы Робертс. Тот факт, что она и есть тайный консультант по книгам многих звезд, девушка не подтверждает открыто — но и не опровергает. «Я ли это? Нет, не я. А может, и я, не знаю. Разве это было бы чем-то ужасным, если это я?» — ответила она на вопрос журналистов из The New York Times.

По мнению Кары, глупо отрицать, что на популярность книги напрямую влияет ее появление в руках того или иного инфлюенсера. Этого уже достаточно для того, чтобы читатели заинтересовались. «А для издательств не так важно, прочитает ли кто-то их книгу, им важно то, купят ли ее», — говорит Прейсс. 

Книги в цвет интерьера 

А вот Тэтчер Вайн не скрывает подробностей своей работы: он составляет целые библиотеки для домов звезд, так, чтобы книги идеально вписывались в интерьер. Именно к этому человеку обратилась Гвинет Пэлтроу, когда сделала ремонт в своем особняке в Лос-Анджелесе и поняла, что в доме не хватает книг — штук 600. Вайн подбирает литературу так: что-то интересное для заказчика и вместе с тем — с обложкой, которая впишется в интерьер. Для спальни, к примеру, они с Гвинет искали книги в светлых тонах, а в гостиной выдерживали палитру черного, белого и серого. 

Дом Гвинет Пэлтроу
Дом Гвинет Пэлтроу/Соцсети

Кроме кинозвезд среди клиентов Тэтчера — режиссеры, голливудские агенты, знаменитые спортсмены и бизнесмены. Он рассказывает, что поначалу занимался торговлей редкими книгами в Колорадо, и однажды клиент заказал ему библиотеку из трех тысяч книг для своего дома. Заказчик остался доволен, а Вайн получил готовую идею для бизнеса. Теперь он, помимо прочего, сам возглавляет книжное издательство и выпустил гид для тех, кто хочет создать дома свою библиотеку. 

Издательство Вайна также предлагает услуги по оформлению обложек: к примеру, клиент может пожелать, чтобы все книги в его доме были выдержаны в едином стиле. «Это может быть полное собрание Джейн Остин, но в обложках определенного оттенка, сочетающегося с оформлением комнаты», — поясняет Тэтчер.

Книги как фон для видео  

В Великобритании услуги подобных консультантов, судя по всему, пока не так развиты, как в США. По крайней мере, как писала пресса, певица Адель лично пришла в лондонский магазин Daunt Books, когда ей нужно было заполнить книжные полки в доме — артистка тогда часто давала интервью по Zoom и считала, что ей нужен подходящий фон для видеозвонков. «Все сотрудники были в восторге, она зашла в солнечных очках, выглядела как настоящая суперзвезда, — вспоминает один из продавцов. — Она стала брать книги с полок, даже не глядя на названия, и складывать их в тележку». 

Но и в Великобритании уже появляются специальные компании «книжных кураторов», которые составляют библиотеки для домов клиентов или отелей совместно с дизайнерами. «С частными заказчиками мы стали работать во время локдауна — тогда случился всплеск запросов в духе: «У меня есть кабинет, и в нем нет книг, вы можете помочь?» — рассказывает представитель лондонской фирмы Ultimate Library. 

Кстати, именно во время локдауна пользователи соцсетей стали обращать внимание на то, чем заполнены книжные полки знаменитостей — в связи с тем, что звезды часто давали интервью по Zoom из своих домов. Те самые книги Адель, к примеру, пользователи тоже рассмотрели и выяснили, что это просто «случайный набор» различной литературы, включая, например, издания о римской мозаике, японском искусстве и о наркотиках в Третьем рейхе.

Когда Адель спрашивали в интервью о том, могут ли книги на полках рассказать что-то о своем владельце, певица ответила: «Ну, я бы сказала, что знаю мало людей, у которых дома есть настоящие книги. В основном все читают их в электронном виде или не читают совсем».

Адель
Адель/YouTube

Актриса Эшли Тисдейл во время видеотура по своему дому для Architectural Digest не стала скрывать, что книги были куплены специально для съемок. «Честно говоря, пару дней назад на этих полках было пусто, и я отправила мужа в книжный со словами: «Нам нужно 400 книг», — призналась она.

В соцсетях над актрисой стали иронизировать, но она отреагировала с юмором: опубликовала на своем лайфстайл-сайте Frenshe список любимых книг и закончила его призывом к читателям порекомендовать ей что-то почитать. «Дайте нам знать, и Эшли как можно скорее отправит своего мужа за этой книжкой!» — гласил пост.

Эшли Тисдейл
Эшли Тисдейл/YouTube

Чтобы не допускать спорных моментов, дизайнеры, оформляющие книжные полки клиентов, стараются избегать художественной литературы. Карен Хоус из лондонской дизайн-студии Taylor Howes поясняет, что выбирает книги в соответствии с интересами заказчика, будь то вино или авиация. «Так, чтобы, когда к человеку придут друзья, было ощущение, что он сам купил все эти книги», — говорит она. 

The New York Times рассказывает также о Дженне Хипп. Она звездный маникюрный мастер, среди ее клиентов Дженнифер Лопес и Пенелопа Крус. Также Дженна и ее муж Джош Спенсер владеют двумя книжными магазинами в Лос-Анджелесе и помогают людям собрать свою библиотеку — хоть за 500 долларов, хоть за 200 тысяч. В основном Дженну и ее клиентов волнует именно визуальная часть: Хипп может по желанию заказчика наполнить полки книгами в разных оттенках, собрать издания исключительно в кожаных переплетах для интерьера в готическом стиле — в общем, воплотить в жизнь любую идею. 

А что в России?

Оказываются ли подобные услуги в нашей стране? Ксения Соловьева, бывший главный редактор Tatler, написала об этом пост в своем телеграм-канале в ответ на посвященную западным «книжным стилистам» публикацию «Антиглянца».

Соловьева про подобных специалистов в России не слышала, однако знает тех, кто формирует библиотеки на заказ. Главным человеком в этой сфере она называет Марину Каменеву, директора книжного магазина «Москва» на Тверской. «Укладка, украшения, низкий выразительный голос. В кабинете — белое кожаное кресло, аромат кофе и сигарет, на столе — гора книг», — пишет журналистка. По ее словам, Марина Ниловна еще в начале 2000-х «собрала вокруг себя круг влиятельных читающих друзей», которых ежемесячно приглашали в закрытый магазин на чаепитие — и на таких собраниях можно было бы снимать светскую хронику для «Татлера».

Также Соловьева упоминает популярный питерский книжный магазин «Подписные издания», имеющий свое издательство. «Сооснователь Михаил Иванов пользуется уважением и в отрасли, и среди книгочеев», — отмечает журналистка. 

А самый светский «библиотечный работник», по мнению Соловьевой, — Анна Попова, писательница, один из идеологов «Библионочи» в Ленинке, организатор частных и открытых лекций. К ней поступают самые разные запросы: создать библиотеку с профессиональной литературой для крупной нефтяной компании, подобрать книги под цвет интерьера или сделать новые корешки. Анне приходилось даже формировать частную библиотеку с более чем 10 тысячами книг в одном оттенке. «Однажды по настоянию заказчика собирали библиотеку 31 декабря. На финальном этапе уже открыли шампанское, дети прибежали помогать. До сих пор дружат семьями. «Это был пример того, как библиотеку собирают для чтения. Сначала встретились, рассказали мне о своих интересах. И начинается работа по подбору», — цитирует Попову Ксения Соловьева. 

Эксперты ожидают, что с годами востребованность книжных стилистов будет только расти, а появление звезды на публике с книгой восприниматься как заявление.

*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией


Источник