Михаил Пиотровский

Михаил Пиотровский/eusp.org

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский дал интервью РБК. В нём глава одного из главных музеев страны рассказал, как изменилась деятельность Эрмитажа после начала спецоперации на Украине, о разрыве связей с западными коллегами, притоке российских туристов, проблемах и перспективах развития музея.

Михаил Пиотровский заявил о полном прекращении связей между российскими и западными музеями после начала спецоперации. «Это не вопрос коммуникации. Речь идёт о бойкоте, официальном запрете всем государственным и частично негосударственным учреждениям Запада общаться с российскими учреждениями. Эта ситуация значительно хуже, чем было в советское время. «Эрмитаж Амстердам» год сохранял название, пока их совсем уже не «прибили». Сейчас они H’ART Museum — это, скажем так, кое-что напоминает («Эрмитаж» на английском языке пишется Hermitage. — Прим. ред.)«, — заявил он.

Михаил Пиотровский/
Михаил Пиотровский/hermitagemuseum.org

Говоря о разрыве связей между музеями, которая началась ещё во время пандемии, Пиотровский отметил, что обмен и коммуникация между ними могут поддерживаться «без того, чтобы таскать друг к другу картины», учитывая опасности, связанные с перемещением ценных экспонатов. «У нас мораторий на вывоз вещей, он одновременно и наш, и министерский. Бывают исключения: мы вывозили экспонаты на выставку о чае в Китай. Но пока это разовые случаи, как из-за страховок, так и из-за угроз арестов», — добавил он.

Михаил Пиотровский заявил, что Эрмитаж не ведёт статистику посещаемости музея иностранными туристами, так что он не может сказать, стало ли их меньше после начала спецоперации, и если да, то насколько. А вот российская публика «в силу известных обстоятельств изменила свои запросы». «Люди меньше ездят на Мальдивы и чаще ходят в Эрмитаж. И среди этих людей есть те, которые явно были, скажем, в музее Прадо. Но это требует некоторого времени для адаптации. Наш основной комплекс — Зимний дворец — набит под завязку, мы практически вернулись к уровню до пандемии: количество посетителей в 2023 году достигнет 3 млн», — сказал он.

Михаил Пиотровский
Михаил Пиотровский/hermitagemuseum.org

Впрочем, Пиотровский считает, что музей на сегодняшний день «имеет дело с очень резким падением культурного уровня». «Огромное количество людей критикующих никогда не были в музее. Это особенно видно на примере критики современного искусства: люди пользуются материалом, который не коррелирует с тем, что в музее на самом деле находится. Наше дело — их воспитать. И лучше всего это получается, когда приходит индивидуальный посетитель, которому интересны не только Леонардо да Винчи и ещё пять-шесть заученных полотен, а ещё и Лоренцо Лотто, майолика и многое другое», — пояснил директор Эрмитажа.

О задачах музея в условиях спецоперации он высказался так: «Стоит вопрос того, как сохранить экспонаты. А всеми любимые разговоры о том, что музеи должны сохранять нейтралитет, что они должны выступать против войны и всякое такое, — это не наш жанр. Мы работаем над тем, чтобы помочь восстановить музеи на новых территориях. В частности, перед нами стоит вопрос музея в Мариуполе — это город-побратим Петербурга. Музей должен максимально собирать, фиксировать и оберегать всё. Не наша задача — зарабатывать. Не наша задача — прямо в лоб кого-то обвинять. Наша задача — тонко объяснять мир и иметь правильную душу».

Кроме того, Михаил Пиотровский высказался о сотрудничестве Эрмитажа с музеями Востока и Азии. По его мнению, когда ситуация в мире «нормализуется», эти связи «будут стимулировать и у европейских институций желание с нами сотрудничать, пусть уже в их новом поколении». «Мы часть европейской культуры, но и азиатской — тоже. И прелесть, особенность России именно в этом сочетании», — резюмировал он.


Источник