Константин Богомолов
Художественный руководитель Театра на Бронной Константин Богомолов дал большое интервью ТАСС. Режиссер высказался о своей политической позиции, карьере худрука одного из самых популярных московских театров, эмиграции и уехавших из России коллегах, своих многочисленных критиках и браке с Ксенией Собчак.
О политической позиции, пропаганде и работе в театре
Я не выступаю против свободы, нет. Но приоритеты сменились. Сегодня важно работать. Вот мое нынешнее политическое кредо. Работать! Делать, что умеешь. Действовать перфектно, позволяя трудиться другим. Я нахожу контакт с актерами, создаю в театре некие истории и оказываю воздействие на зрителя. Делаю это вне зависимости от той реальности, в которой нахожусь: политической, экономической, ресурсной. Для меня крайне важно продолжать заниматься этим и ощущать, что не иду на профессиональные компромиссы с собой. Ведь самые страшные именно они.
Мой театр не судит, не пропагандирует, не агитирует. Он описывает. Рассказывает. Провоцирует. Не пытаясь воззвать. Более того, мне кажется, театр деградирует как искусство, если начинает говорить о политике в лоб. Искусство должно усложнять реальность, а не примитивизировать ее. Указующий перст тут невозможен. Вернее, возможен, но зачастую он оказывается знаком или конъюнктуры, или бездарности. Я раб работы. Уделяю ей очень много времени, можно сказать, живу этим.
Константин Богомолов напрямую не высказывался об СВО и в одном из своих спектаклей высмеял покидающих Россию эмигрантов, из-за чего некоторые обвиняли режиссера в поддержке спецоперации, отмечая, что он работает в государственном театре. При этом Богомолов публично не поддерживал и позицию российских патриотов. Критики худрука Театра на Бронной считают, что он пытается «усидеть на двух стульях».
Об участии в митингах и акциях протеста
Не хочу быть в толпе. Она всегда склеена для меня примитивной однозначностью. В ней умирают сложность и сомнение. А я люблю Достоевского. И научен, что нет ничего окончательно определенного. Все явления многослойны и бездонны. Снимаешь пласт за пластом, там новые и новые открытия, переворачивающие картину мира. Вот почему решил жить вне любых коллективных собраний — будь то улица или социальные сети. Совпадение с народными массами заставляет меня усомниться в собственной оценке. Люди, которые скандируют находящиеся в моем сердце слова, сразу ставят под вопрос их, этих слов, справедливость. Я противник любого «хорового пения» — даже близких мне мыслей.
О российской интеллигенции
В какой-то момент я сформулировал, кого можно назвать интеллектуалом. Того, кто способен быть один. Всякое присоединение к толпе лишает этого условного статуса. Одиночество дискомфортно, но именно оно и есть поиск Бога не как защиты, покровителя и утешителя, а как собеседника. Кстати, не нужно путать интеллектуала и интеллигента. Интеллигенция — это люди, мнящие себя интеллектуалами, но слабые характером. Им нужно объединяться в стайку. Обязательно небольшую, чтобы сохранить ощущение элитарности. Она — эта маленькая группка — дает хоть какую-то уверенность, уменьшая чувство страха.
Поэтому, кстати, нынешняя российская интеллигенция сделала социальные сети главной площадкой. Сидя в одиночестве по квартирам в условной безопасной реальности, они соединяются в сетях в своих осуждениях, восхищениях, поощрениях. Там изливают желчь или умиление. Там могут плюнуть в рожу кому хотят, не рискуя получить в ответ в морду. Классическое интеллигентское — оскорбить издалека, а при личной встрече пожать руку. Помните Бузыкина из «Осеннего марафона»? Сеть — их «место силы». Ох, до чего же отвратное выражение! Интересно, откуда оно пошло? Что-то невыносимо провинциальное есть в этих словах.
О «русских либералах»
Русский либерал — не либерал вовсе, а недоразумение. <…> У них непреодолимая потребность рассказать миру, какой я негодяй. И в чем же заключается моя подлость? Работаю и живу в России, а театр, конечно, получил за то, что склонился пред властью в низком поклоне. Подобное читаю регулярно. И это все появилось даже не в последний год, наблюдаю картину много лет…
Об эмиграции
Строго говоря, театр насквозь состоит из конформизма. Ты хочешь понравиться, но должен сохранить себя. Это трудно, тебя разрывает на части. Так и в жизни. Иду по лезвию ножа, словно эквилибрист. Или каскадер. <…> Почему не уехал из России? Даже сомнений не возникало, что должен остаться. Ни секунды не колебался.
После начала СВО не раз появлялись слухи о том, что Константин Богомолов и его супруга Ксения Собчак эмигрируют. Слухи они эти неоднократно опровергали. Однако Ксения призналась, что все-таки получила израильское гражданство, чтобы «уберечь свою семью».
Об уехавших из России коллегах
Кто-то ошибся, оказался в ловушке и сожалеет. Точно знаю. У людей нет сил и энергии, чтобы вернуться. Да и страшно, не начнут ли с порога травить. В этом смысле мне очень жаль, что государство не предпринимает усилий по возвращению тех, кто поддался панике или эмоциям, решив бежать из России. Они ведь не совершали преступлений, а там, за границей, ощущают свою потерянность. Но есть и люди, которые осознанно выбрали другую сторону жизни, зону реализации. Их право.
Мне кажется, отъезд Римаса Туминаса — большая печаль. Выдающийся мастер. Делал сильные, сложные спектакли, без него труппа Театра Вахтангова словно осиротела. Дмитрий Крымов — ни разу не мой режиссер, но фигура интересная, самобытная. Жаль, что нет в поле зрения Юрия Бутусова. Он вдруг исчез с постановочного пространства. Саша Молочников, на мой взгляд, не очень умный человек, в этом главная проблема. Но он компенсирует все бешеной энергией, авось прорвется куда-нибудь. Отъезд Кирилла Серебренникова существенно обедняет ландшафт. Сожалею, что больше нет такого яркого явления, как «Гоголь-центр».
После начала СВО Россию покинули многие театральные режиссеры. Художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас ушел со своего поста и уехал в Литву в прошлом году. Тогда же театр покинул его главный режиссер Юрий Бутусов. Дмитрия Крымова стали «отменять» в России после того, как он публично выступил против спецоперации. Сейчас он живет в США и открыл в Нью-Йорке театральную лабораторию Krymov Lab NYC. Худрук закрывшегося «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников теперь ставит спектакли в европейских театрах. Александр Молочников, ставивший спектакли в Театре на Бронной и МХТ имени А. П. Чехова, строит карьеру в США.
О коллективном чувстве вины
Все люди свободны, каждый отвечает только за себя. Никакой вины нет. Тем более коллективной. Лишь перед очень близким человеком могу повиниться, что, например, не уделил достаточно внимания. Но это мои взаимоотношения с собственной совестью, переживание личное, интимное. Если оно выносится в паблик, то становится торговлей или манипуляцией. Терпеть этого не могу, брезгливо отношусь к людям, вслух рассуждающим о совести.
Заметили? В последнее время это стало новым бизнесом. Появились такие профессиональные «совестники». Жизнь их проходит в любовании собственным белым фраком или разглядывании пятен на чужих одеждах. Искушенные проповедники вины с мудрыми и вечно печальными глазами… У американцев развита индустрия коучей-мотиваторов, а русские интеллигенты породили конвейер самостийных наставников-демотиваторов. Заокеанские Тони Роббинсы кричат: «Скажи «я могу», и все у тебя получится!». А наши врачуют: «Произнеси «я виновен» или «мне стыдно»… И толпы рыдают вместе с ними. Пошлятина!
О критике в свой адрес
Я сделал немало спектаклей, заставлявших людей в возмущении выходить из зала, прочел кипу рецензий с воплями «вон из профессии», рассорился с массой знакомых из-за жестких капустников… А уж количество адресованных мне гадостей в соцсетях давно не поддается подсчету! Но все равно залы на моих спектаклях полны, на улицах, в аэропортах, магазинах и кафе от простых и «непростых» людей встречаю исключительно любовь, уважение и благодарность. Ну что мне на этом фоне чьи-то обвинения или оскорбления? К слову, взял себе за правило не судить вслух о чужих результатах творческой деятельности. Не нужно это. Неправильно.
В 2018 году Константин Богомолов показал на балу Tatler сатирический фильм, в котором высмеял многих известных светских персонажей, в том числе Татьяну Навку, Яну Рудковскую и Евгения Плющенко, Викторию и Олега Шеляговых. Сам режиссер назвал собственное творение «дичью» и попросил отнестись к нему с иронией. Однако многие в итоге обиделись. Больше остальных фильм задел главу компании «Русмода» Оксану Лаврентьеву, так как в нем были высмеяны ее отношения с супругом Александром Цыпкиным. Последнего Богомолов показал в образе дворового кота, которого Оксана подобрала возле ЦУМа. Ролик оскорбил Лаврентьеву, после чего она поссорилась с Condé Nast и светской тусовкой.
Недавно Константина Богомолова публично раскритиковала Мария Голубкина. В интервью Валерии Гай Германике актриса заявила, что Богомолов вообще не разбирается в профессии режиссера.
О кинокритике Зинаиде Пронченко
Ксения Анатольевна взяла в Париже интервью у кинокритика Зинаиды Пронченко, которую я прекрасно знаю. Та сказала, глядя в лицо моей жене (цитирую по памяти): «Богомолов раздражает меня. Считаю, он вообще не человек. Вот вы — еще да, а ваш муж — нет». Ксения, смеясь, пересказала потом эпизод, как бы проверяя, заденет ли меня услышанное. Я не только не расстроился, но даже обрадовался, что вызываю и подобные эмоции. Особенно весело, что раздражаются те самые интеллигенты, полагающие себя интеллектуалами. Моя любимая аудитория для тыканья палкой. Обожаю ворошить это змеиное гнездо!
В прошлом году в телеграм-каналах обсуждали спектакль Константина Богомолова «Гамлет in Moscow», в котором он высмеял ряд критиков, в том числе Зинаиду Пронченко. Сама Зинаида выступила «в редком жанре «не видел, но осуждаю», как она сама охарактеризовала свой пост в телеграм-канале. Его она сразу начала со шпильки в адрес Богомолова, отметив, что его «спектакли лучше всего смотрятся в пересказе». Пронченко также акцентировала внимание на том, что Богомолов, в отличие от многих своих коллег, так и не выступил с осуждением военной спецоперации на Украине. Ранее Богомолов и Пронченко писали друг другу открытые письма в фейсбуке*, в которых критически рассуждали о профессиональной деятельности друг друга.
О Ксении Собчак
Моя жена подвергается массе опасностей, проходя через многие и многие трудности. Вот почему так отвратительно, когда люди из условно либерального лагеря заявляют, что ей все прощают. Она не мыслит себя вне личностной свободы, оттого и ведет себя так. А не из-за «мифологической» крыши. Не раз и не два наблюдал, как по отношению к ней совершались несправедливости. Из-за того, что она Ксения Собчак, ей зачастую достается куда больше тумаков. Она — раздражающий многих фактор. Яркий, свободный человек.
<…>За время жизни с Ксенией Анатольевной я стал радикально спокойнее, хотя по-прежнему не растерял темперамента. В существенной степени это заслуга Ксении. Она очень сильный человек. Рядом с таким и сам становишься крепче. Многому учусь у нее. В ней меньше игры напоказ, больше понимания в расстановке жизненных ценностей и приоритетов. Она лучше знает, что для нее важно и нужно. Но главное — она намного смелее, чем я. Это трудно объяснить словами… Иногда меня пугает ее безбашенность. Но отвагу Ксении уравновешивает моя суперосторожность.
*Facebook принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией